Китайский персик

Xyz
                (опыт конструирования притчи)

- Почтенный Лю, говорят, ты видел Кун Цзы? Мудреца запада?

- Да, малыш, Кун воистину мудр, но Лао истинный мудрец мудрецов и учитель учителей. У нас таких людей как Лао, называют совершенномудрыми.

Когда я учил тебя, я опирался на учение Лао. В Китае, когда говорят о том, как преуспеть на службе и при дворе опираются на учение Кун Цзы. А когда собираются преуспеть в самой сути жизни и собственном сердце, тогда на учение Лао цзы.
- Почему так?
- Кун это традиция. Лао это вкус истины.
- А что такое вкус истины?

- Если бы ты задал этот вопрос Куну, он бы ответил тебе так: "Истина всегда где-то рядом. И мне кажется, сколько человек, столько истин.
Заболел человек в большой семье. Надо ему помочь? А если он болеет так, что от него болезнь перейдет и на других? Если произойдет так, то все умрут в этой семье. И дети и жены. Тогда истина в том, чтобы убить этого человека и сжечь его дом. Но тогда дети его останутся на улице и умрут от голода. Какая из этих истин важнее, какая главнее? К кому мы должны проявить первичное милосердие? К человеку или ко всей семье?

Как должен поступить государь, если одна деревня объявит бунт? И разве жалеет генерал солдат, когда идет бой?" Это значит, что истина в глазах того, кто смотрит. Она зависит от должности и места, поэтому истина Кун Цзы своя у каждого человека.

А вот таким было бы рассуждение об истине у Лао:
Ты, спрашиваешь, что есть истина?
Старик достал персик и положил его на ладонь.

- Посмотри на этот плод. Он красив и вкусен. Многие думают, что это и есть истина. Те, кто идет дальше, снимают шкурку с персика и пробуют нежную мякоть плода на вкус.
И думают, что это и есть истина. И лишь те, кто взял на себя труд доесть этот плод до конца, добирается до твердой и неподатливой скорлупы ореха. Вот истина! считают они и живут, защищая эту истину. И только единицы разбивают скорлупу ореха, добираются до сердцевины и пробуют ее на вкус. У их истины другой вкус, другая суть. Вот истина — думают они!!!

А потом не остается ни плода, ни скорлупы, ни ореха - ничего не остается - все съедено. И когда уже нечего держать в руках, нечего есть это и есть истина истин? А потом, когда исчезает, и тот, кто задавал вопрос, и тот, кто исследовал плод и тот, кто добирался до конца и возникает истина. Когда появляется
истина все исчезает... даже тот, кто спрашивает.

Лао никогда не говорил об истине прямо, а только о пути к ней.

Поэтому истина Куна для того, чтобы гармонизировать все интересы, а истина Лао в том, что все частные истины уступают одной большой, настоящей истине истин, которую, ни один из живых познать не может.
Старик положил персик в рот и загадочно улыбнулся.