Взором свежим не взглянёте ль...

Георгий Мёд
Взором свежим не взглянёте ль
В начертания мои?
Моцарт, Ньютон, Аристотель,
Море, космос, соловьи,

В вашем спящие сердечке,
Пробудившись, возгласят.
В чутком, тихом человечке
Симфонической снаряд
 
Сдетонирует негромко,
Но со властию. И вы
(Как лучи, дожди, позёмка
И библейские волхвы),

Превратитесь в инструменты
Вышней воли. Не потух
Горний светоч! Не агенты
Поэтических услуг

Нам нужны, но бедолаги,
Повстречавшие Христа,
Чьи очей солёной влаги
Полны строки и уста.



Блаженны плачущие, ибо они утешатся... )


Блаженны плачущие, ибо они утешатся…
Продолжая Свою беседу о наивысшем счастье, Господь Иисус Христос называет блаженными тех, кто плачет. Чаще всего человеческие слезы являются следствием переживания скорбей, но в данном случае речь идет не о слезах из-за какого-то жизненного события. Евангельский плач — это плач человека о своей душе.

Сердце смиренного человека, увидевшего свою греховность, не может не пролить слезу о своем поврежденном состоянии. У святого апостола Павла есть такие слова: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» (2Кор. 7:10). Печалью ради Бога, по Богу, называется внутреннее состояние человека, который скорбит о своем безобразии. Вспомним уже упомянутую притчу о блудном сыне (см. Лк. 15:11–32).
Сюжет этой притчи напоминает нам, как некогда человек отвернулся от своего Небесного Творца и, вместо того, чтобы пребывать в духовном союзе с Богом, отказался от Создателя, возомнив, будто способен проводить жизнь без укрепляющего и живительного дыхания Божьей благодати. Какое безумие находит на человека, когда он решает уклониться от Господа и жить якобы полноценной жизнью без общения с Источником своего существования. Разве можно укрыться от всепроникающей любви Божией? У пророка Давида есть проникновенные слова, которые выражают тщетность замысла человека убежать от мудрого водительства Бога:
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.» (Пс. 138:7–13).

Подобно тому, как ребенок, прикрыв свои глаза ладонями, думает спрятаться от окружающего его мира, и гордый человек желает найти себе такое прибежище, где взор Небесного Отца не сможет проникнуть в его сердце. Но нет места во Вселенной, куда не простирается любовь Того, Кто сотворил весь мир. В притче о блудном сыне говорится, что, удалившись от отцовского крова, юноша вел распутный образ жизни и все свое имение растратил впустую. И когда гордеца постигли неизбежные бедствия, он, как говорит Христос, «пришел в себя», т. е. осознал свое ненормальное состояние и пробудился от греховного сна. Любовь отца преодолевает все расстояния и проникает в сердце сына, вызывая у него стыд и боль за совершенный грех. Святитель Николай Сербский говорит, что Евангельские слезы смывают вред, который нанесли мы Небесной Любви: «Подобно тому, как возникает роса от встречи холодного воздуха с теплым, так же естественно и легко текут слезы из глаз человека, встретившегося с теплом любви Отца Небесного» . Ощутив безысходность своего жалкого существования, грешник проливает слезы о самом себе, вспоминая родительскую заботу и благополучную жизнь в доме отца. Именно этот плач, плач о своих грехах способен принести человеку блаженство, поскольку печаль по жизни с Богом приводит человека к покаянию, т. е. внутреннему изменению.

Вспомнив о счастливой жизни с родителем, блудный сын раскаивается, прекращает свою греховную жизнь на чужбине. От осознания допущенной против отца ошибки его сердце испытывает боль, но вместе с тем он надеется на отчее милосердие. Сын, осознавая свое недостоинство, идет к отцу с просьбой, чтобы тот принял его в свой дом, но не на правах сына, а всего лишь как работника. Так должен поступать каждый человек, заметивший в себе грех, который отдаляет его от Бога.

Великий подвижник ХХ столетия, исповедник, Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, что печаль, переживаемая нами из-за разлуки с Богом, является верным путем нашей жизни, потому что именно эта скорбь приводит нас к покаянию, которое примиряет и соединяет нас с Богом: «И живем мы в этом святом и спасительном чувстве покаяния, живем среди молитвы о нас самих, о собственном недостоинстве, о ближних наших и о далеких, о всех несчастных, не ведающих Христа… Созидается наш дух могуществом молитвы покаянной, молитвы слезной, молитвы о всех» . Преподобный Ефрем Сирин так говорит о евангельском плаче: «Святые и чистые слезы о Боге всегда омывают душу от грехов и очищают ее от беззаконий.» (26, 97).

Однако плач о грехах нельзя мыслить отдельно от духовной радости, которую переживает человек, достигший своей главной цели — встречи с Богом. На примере притчи о блудном сыне мы можем представить себе те чувства, которые переполняют вернувшегося в отчий дом человека. Кающийся грешник хотел просить отца о том, чтобы он был принят на самых суровых условиях, как наемный работник, но милостивый отец, беззаветно любящий свое чадо, уже не помнит причиненной ему боли, он выходит навстречу своему сыну и с великой радостью принимает его в свои  объятья. Вместо укора и осуждения сын получает родительскую ласку, вместо наказания — милосердное прощение. Ради этого события устраивается праздничный пир, а покаявшегося блудного сына в знак начала новой жизни переодевают в самые лучшие одежды.

Господь Иисус Христос обращается к каждому из нас: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Христианин не может пребывать в скорбном состоянии, потому что ему указан путь, следуя по которому он придет к Богу. Этим путем является Сам Христос, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Человек, стяжавший смиренный дух и проливающий слезы о своей внутренней повреждённости, следуя за Христом, приходит к Богу и вновь обретает потерянное райское блаженство в общении со своим Небесным Отцом. Подобно милостивому отцу из притчи, любящий Свое создание Господь не предаст наказанию грешника, проливающего слезы о своем грехе, но простит его и восстановит в числе Своих любимых чад. Господь снова станет Источником тихой блаженной жизни Своего создания. (Нашёл на православном сайте).