Думы о женской доле

Ирина Краснящих
Сидели мы как-то с друзьями за чашкой чая, беседа плавно текла. И меж других тем промелькнула одна.  Друг мужа сказал, что, мол, нет сейчас женщин, которые в избу горящую войдут, коня на скаку остановят, за мужем в Сибирь на каторгу поедут.  Мысль эта потом сменилась  другой, третьей и забылась вроде бы. Но на днях вспомнилась. И подумалось: «Соскучились мужчины о женской самоотверженности». И потекли думы о женской доле…

Перво-наперво вспомнилось стихотворение Некрасова «Мороз Красный Нос», откуда собственно и про избу, и про коней все дружно вспоминают. Женщина там красиво описана: зубы как перлы, губы румяные, грудь, на которой двухлетний ребенок как на троне сидит. А уж коса как хороша. И со всей этой красотой она и с конем справиться может, и в избу горящую войдет. Где ж сейчас такие женщины? Да рядом с вами ходят, мужчины дорогие. Только вы их не замечаете. Погодите пока возмущаться, рано еще. Не все высказано. Давайте сначала еще раз Некрасова вспомним. Он ведь не красоту и силу женскую описывал, он женщину-крестьянку жалел, про долю ее тяжкую говорил.
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали - всё к счастью стремилось,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
Вон когда уже тип-то измельчал, оказывается. Вообще, конечно, незавидная доля была у русской крестьянки. Вы можете представить что-то более низкое, чем положение раба? Так вот это – женщина со всей ее красотой и самоотверженностью. И это печально, судари мои. Со времени написания этого стихотворения протекло много времени, и женская судьба перестала быть такой печальной. Перестала женщина быть рабой раба. Но красота, гордость, самоотверженность остались.
А теперь давай подумаем вот о чем: избы и раньше горели не часто, да и кони не каждый день несли. Нынче коней не то, что в городах, в деревнях не часто встретишь. Так что же тогда имеется в виду? Да, пожалуй, та самая самоотверженность в быту, самая простая, что ни на есть.  Если дом горит, то в нем обязательно есть что-то ценное. Что выносят из пожара? Сначала живых людей, животных, потом скарб. И если скарб не успели вынести, то и ладно. Еще нажить можно. А если какая кубышка в подполе спрятана, то и вовсе потом забрать можно, когда пепелище разгребут. А вот ценнее человеческой жизни нет ничего. Ее и спасают. А если сарай пустой горит, чего ж туда бросаться, только зря жизнью рисковать. К слову сказать, пожар один человек не потушит. Его гуртом заливают. И с конями та же история: несет коня по пустой улице, так и пусть несет, в поле вынесет, там и успокоится, травки свежей поест. Какой смысл под копыта бросаться?
Так вот о чем речь-то… Не обязательно избам гореть и коням скакать. В экстремальной ситуации многое выявляется: и хорошее, и плохое. Это все слишком редко бывает. Может вообще ни разу в жизни не случиться. А вот быт он всегда с нами. Рядом. Оглянитесь вокруг, посмотрите на своих жен, подруг, сестер, матерей. Наверняка увидите, как они ежедневно, час за часом неустанно заходят в горящие избы, тушат маленькие внутренние пожары, чтобы не разгорелось огромное пламя и не поглотило то, что им так близко и дорого.
Только тут есть одна большая проблема: с пожаром одна женщина не справится, будь она сколько угодно сильная и самоотверженная. Сгорит просто. И табун не остановит. Затопчут.