Узникам Карлага посвящается

Армануш Маркарян
Небольшая история связанная с этим фото и картинами в стиле "Энерджи арт", сделанными в г. Сайрань (Казахстан) в 2013 г.
Я и 2-е человек из Ташкента поехали на 10 дней работать в медицинско-трудовой лагерь в г. Сайрань. Меня зачислили в педагогическую группу и моими подшефными стали несколько детей, что прибыли в лагерь со своими родителями или бабушками. У меня было достаточно много время и я иной раз помогала на кухне чистить овощи, накрывать столы, раздавать еду. Там же я развесила привезенные с собой работы в формате А-4 "Энерджи арт" - они украсили столовую 4-х этажного Интерната, который приводили в порядок строители нашего подвижнического лагеря, в котором кроме педагогов, строителей были медики, социальная помощь и др. Всего было 270 человек приехавших с разных уголков разных Республик, в том числе из Англии, Индии и др.
Когда я услышала, что неподалеку от г. Сайрань находится ныне музей – Карлаг, то подумала: вот бы туда съездить... В прошлом лагерь Карлаг входил в несколько лагерей Гулага, разбросанных в отдаленных районах России.
Каждый день был занят с утра до вечера служением.
В понедельник после завтрака я пошла в Банк, чтоб поменять немного денег, но не дошла, т. к. увидела 3-х женщин из нашей группы, которые махали мне руками, подзывая меня. Я подошла и они сказали, что им нужен 4-ый человек, чтоб поехать в Карлаг. Я была удивлена, они так настаивали, сказали, что и за дорогу за меня заплатят и на переднее место посадят лишь бы я поехала с ними. Я села в машину и мы примерно через 40 минут оказались у стен Карлага, который как выяснилось не работал в этот день и все было закрыто. У нас не было время на другое посещение и мы решили попробовать уговорить сторожа, который появился перед нами, объясняя, чтоб мы пришли завтра. Но я попросила его вызвать директора или зама и он вызвал. К нам подошла женщина, которой мы объяснили наше положение, она несколько была в непонятном состоянии, мол, гида нет, что вы поймете. Мы поймем, сказали мы, только пустите, мы быстренько обежим и уедем. Она сказала сторожу, чтоб он показал и рассказал, что знал сам.
Мы вошли. Я была потрясена.
О Карлаге у меня достаточно материала и это другой пост.
Вернувшись из этого лагеря, полного ужасов,
мы окунулись в наш лагерь полный божественного состояния.
Вечером, когда все после отбоя в 11 часов разошлись по комнатам и улеглись спать, я зашла в помещение маленькой комнаты, служившей столовой на этаже во время работы интерната, где были столы, стулья и после ремонта было очень чисто. Разложила краски те, что были привезены в лагерь, и разделила страницы из альбома для рисования на 4 части, решив рисовать маленькие картины размера А-6 просто в дань тем художникам, которые сидели в Карлаге, погибли и пр.
Я рисовала очень некрасивые картины, гуашь, мешая с акварелью, больше ничего не было и бумага, конечно не та, что была мне нужна для свойственного мне рисования. Не получалось ничего…никакой красоты, а не поймешь что… я была и озадачена и подумала, что Господь возможно лишил меня возможности рисовать красиво или не хочет… до 6 утра я возилась с маленькими картинками с ужасными расцветками. На следующий вечер было то же самое с 11 вечера до 6 утра я трудилась не покладая рук, не смыкая глаз, а толку не было – красота исчезла из моего поля зрения. Я пела мантры про себя, в течение ночи ко мне подходили женщины то из одной комнаты, то из другой. С некоторыми я долго общалась, с некоторыми просто перекидывалась несколькими фразами. Только на 3-ю ночь у меня стало что-то получаться. И до утра я сделал вполне приличные 6 первых картинок. Тогда я подумала, что мне-то они к чему, понимая, что те две ночи шли только очищения энергетики Карлага – плач, стоны, побои, болезни – это маленький перечень того, что там происходило. И трансформировать через эти маленькие картинки было все это очень и очень не легкое дело. Тем не менее я поняла то, почему мне было сказано на тонком плане, что я поеду в Сайрань, я раньше и не слышала об этом маленьком городе вблизи Караганды. А про карагандинский уголь с детства знала, т. к.каждую осень мама заказывала целую машину карагандинского угля и мы ведрами носили в нашу кладовку, чтоб зимой топить печь.
Так вот, я узнала, что всего в пед. Группе 45 преподавателей и решила сделать им художественны подарок виде этих расписных картинок. У меня оставалось всего несколько дней пребывания, а за ночь у меня только выходило по 6 красивых картинок. Было очень трудно, не имея в наличие нужных красок и ватмана, сделать то, что я делала обычно. Делать 6 картинок это очень мало и я подналегла, и в последнюю ночь, когда в 9 утра должно было состояться прощальное собрание по группам, я сделала последние 15 картинок. Когда я рисовала, то думала, что эту я я рисую для той, эту для этой женщины, даже хотела подписать, но мне стало интересно, а смогут ли они угадать свою картинку. Поэтому я разложила на столе картинки и группами приглашала женщин и девушек к столу, чтоб они выбрали себе нужную и я была в восторге от того, что практически все взяли ту, какую я для них персонально рисовала. Все были очень довольны.
Это видно на фото, что я поместила в центре. Раздавая картинки, я делала фото, поэтому некоторые фото у меня сохранились и вы можете увидеть, что у меня в итоге моей работы, а это 6 ночей с 11 ночи до 6 утра, не вставая со стула и 45 картинок в итоге.
Армануш*