Когда

Галина Романова 5
Когда я впервые приехала в Москву на жительство, еще в 90- годы, то как я начинала свой день утром? Я вставала рано утром, еще не позавтракав, засучивала рукава, надевала перчатки резиновые и начинала драить полы на лестничной площадке, стены, поручни лестницы с четвертого этажа по первый, мыла лифт тщательно с мылом и окна . Окна обычно высоко находятся и я ставила табуретку и мыла стекла. Затем открывала их, чтобы проветрить площадку. Я иногда доходила и до пятого этажа, но очень уставала, поэтому ограничивалась четвертым до первого этажа. Мыла все тщательно ступеньки и панели. Для чего это я делала?
 Было грязно, все исписано матами и непристойностями. Все это я терла упорно и настойчиво средствами чистки, чтобы моя дочка не увидела все это и не прочла.
 Моя дочь уходила в школу утром к восьми и, чтобы она не запачкала свою одежду нечаянно, я мыла лестницу, бесплатно и каждое утро. Чтобы ребенку была возможность спокойно прошагать или проехать по лифту туда и обратно. Иногда подметала и двор возле подъезда, если было все замусорено и накидано по углам.
 Муж мне говорил, что я это делаю напрасно, должны убирать коммунальные службы, мы им платим ежемесячно. Но никто не убирал, либо убирал небрежно, махая сухим веником и поднимая до потолка пыль, которая тут же оседала на стены и поручни. Я представляла, что моя дочка возвращается из школы и руками всю эту пыль собирает, касается своей чистой одеждой, рюкзачком и мне становилось неприятно. Я начинала рьяно мыть и убирать рано утром, до прихода уборщиков с сухим веником и грязными тряпками, с грязной водой. Смысл какой так убирать? Просто делать вид, что убирают?
Я выходила к ним навстречу и просила их не убирать, так как все вымыто чисто. Необходимо убирать на пятом и выше. Они молча с недоумением смотрели на меня. Они не понимали, хорошо это или плохо? А мне было все равно, лишь бы моя дочка шла по чистой лестнице.
 Мания чистоты была у меня и в школе. Никто не знал и не знает до сих пор, как в моем кабинете по ИЗО и МХК была такая первозданная чистота и уют.  Нежно пахло лимоном и свежестью. Я не брызгала воздух между столами в проходах освежителями. Это химия и не очень безопасно для здоровья детей и моего здоровья. Я приносила несколько лимонов и выжимала в ведро с чистой водой - этой водой я вымывала парты и сидения, стены и подоконники окон.
 Вы спросите, почему вы это делали? Неужели у вас не было дежурных, которые обязаны были убирать после уроков? Были. Но они развозили такую грязь, что становилось тошно после их уборок. Я не была классным руководителем и у меня не было своего класса, прикрепленного за этим кабинетом. Да и был бы класс, то он не обязан делать ежедневную генеральную уборку. Один раз в месяц - да. Но не ежедневно. Кабинет сиял чистотой и благоухал свежестью. Зачем все это делалось? Я была убеждена, что изобразительное искусство, высокие материи, история искусств, Мировая Художественная Культура требуют особой атмосферы и чистоты. Разве можно среди мусора и грязи, заплеванного пола говорить об этом, учить искусству, внушать какие-либо прекрасные мысли, делать экскурс в историю? Говорить о культуре и цивилизациях? Нет, конечно. В кабинете должно быть чисто и опрятно, красиво и возвышенно. Стены должны внушать детям прекрасную гармонию.
Я не отрицаю, что кроме такой атмосферы еще необходимы глубокие знания и понимание предмета, а также психологии детей, подростков. Это главное.
 После школы я уходила абсолютно опустошенной и уставшей физически и морально.
Коллективы школ разнообразные, но в одном одинаковы. Это интриги администрации, слежка за авторитетом, особенностью личности учителя. Администрации такие, как я были вредны и опасны. Опасны тем, что авторитет мой усиливался не по дням, а по часам. Я отлично понимала, что с таким подходом к учебному процессу, мне просто не дадут спокойно работать и я ...уволилась. Хотя безумно было жаль детей, с которыми у меня уже был неплохой контакт и понимание. Меня слушали и стремились к знаниям.