Твой рок грядущий...
И твою
Судьбу читая...
Все страсти я с тобой
Делю...
Моя Даная!..
Коль светом чистой
Красоты...
Что без изъяна...
Прельстить меня
Сумела ты...
И Тициана!..
18.01.2011.
Мне тоже захотелось
Стать
Бессмертным
Богом,
Чтоб красоту её
Познать...
Хотя б немного!..
И стал вполне реальным
Миф...
И было можно
Коснуться тела...
Ощутив
Живую кожу!..
10.07.2019.
В своей фантазии - небес
Когда-нибудь
Достигну выси я...
И Муза может нашептать
Немало новых тем...
И мне Даная -
Дочь царя аргосского
Акрисия -
Себя подарит в этот
Раз...
И Зевс уйдёт ни с чем!..
09.09.2020.
Древнегреческий миф о Данае – прекрасной девушке, заточенной отцом в подземелье – будоражил воображение многих живописцев. Возможно, это было благодаря тому, что Даная была матерью одного из самых известных и почитаемых героев Древней Греции – отважного Персея, срубившего голову смертоносной Медузе, или тому, что Зевс тайно проник в девичьи покои затворницы чудесным и необычным образом, превратившись в золотой дождь, или благодаря переосмыслению антропоцентричной античной культуры в эпоху Возрождения.
Отец Данаи, царь Акризий, узнал от оракула об ужасном пророчестве – ему предстоит умереть от руки собственного внука, рожденного его единственной дочерью Данаей.
Стремясь избежать страшной судьбы, царь решает никогда не выдавать ее замуж и сделать затворницей, чтобы ни один мужчина не проник в ее тайные покои.
К девушке было приставлена старуха, единственная ниточка дочки царя с окружающим миром. Зевс, узнав о красоте Данаи, решил во что бы то ни стало проникнуть в покои. Согласно легенде, он превратился в золотой дождь, просочившись сквозь отверстие в крыше, хотя возможно, что он просто подкупил старуху золотом.
Значимой эта тема была и для Тициана Вечеллио, который возвращался к этой картине пять раз, создав несколько схожих картин. Художник, творчество которого пришлось сразу же на два художественных периода – Возрождение и барокко, несколько раз менял сюжет картины, пополняя разными деталями.
На переднем плане на усыпальном ложе с белоснежным бельем возлежит обнаженная Даная и смотрит на чудесный дождь, сыплющийся сверху. В дымке золотого облака левее пурпурного полога постели едва различимы черты лица олимпийского бога с седой бородой.
Старуха смотрит на дождь с алчным интересом. Подставляя подол своего грязно-серого передника, страшная пожилая женщина с нескрываемой жадностью надеется, что дождь долго не остановится и она сможет заполучить огромное количество монет.
Нежная женственная красота золотокудрой Данаи противопоставляется старости и уродливости старухи. Колено правой ноги девушки визуально соприкасается с узловатой натруженной рукой пожилой женщины, подчеркивая этот контраст.
В духовном аспекте эти два персонажа также противопоставлены. Даная живет чувствами, страстями и любовью, а старуха готова все продать за золотые монетки и богатство – ее главный приоритет в