Под охранной грамотой 12, от нуждавшихся в небе

Михаил Просперо
http://stihi.ru/2020/09/02/6270 часть 11


ОГ: "Однако культура в объятья первого желающего не падает. Все перечисленное надо было взять с бою. Пониманье любви как поединка подходит и к этому случаю. Переход искусства к подростку мог осуществиться лишь в результате воинствующего влеченья, пережитого со всем волненьем, как личное происшествие."

Три точки "Капричос"

Бриз,
Уносящий шампанского брызги, ветер капризный
Ветер непостоянства, снежный узор укоризны

Вниз
Уносят, что странно, и вериги и ризы.
Быть бы морским каланом, на острове, на карнизе.

Просто
Читать на камне острова, буковки острые,
Трещинки ли от времени, Атлантиды ли поступь.

Мост мой
Словно уходит вверх монстром, ветер норд ост, но -
Жарко. Какой плотный воздух.

Бриз
Приходящий без визы и вызова, ветер каприза.
И Паганини "Капричос" как резкий ответ на Гойи сюжет, реприза.

Реверс далекого берега, от гениальной скрипичной печали истерика -
Как не боится он это играть так уверенно?
Бис, маэстро! Бис!

2

Капричос, капричос -
скрипичные вскрики
сквозь меди надменный дребезг

смеялась ли, плакала кислая флейта?
роял был лоялен но зол.
упругий валун шевелящие волны
шатались под кожей больших барабанов

а скрипки визжали
как бабы рожая
костят мужиков почем свят, угрожая
что только бы вышла отсюда живая

откуда ?
кошмару, капризной уродине
два чуда, две ножки, две нотки мелодии

отвечу, отмечу, ответ безупречен
каприз огранён, ограничен
но горло посыпано пылью циничной
как будто трухой канифоли скрипичной
и битым стеклом от посуды столичной

...подлец! Чьё ты Имя треплешь?
сквозь меди надменный дребезг

3

Бриз
Приходящий на "Бис" -
Ну на секунду - остановись!
Наполни собою, как странной еще полувзрослой любовью  до капли!

А то - не махнуть ли на Капри!?

P.S.

- Какой разный взгляд на безупречность и непостоянство. Отчаяние нисходит в опыт... И всё же по жизни сопровождает -
"Бриз? приходящий на "Бис"
Браво!
Ирина Гонюкова   21.04.2018 19:14

Вы очень точно подметили - именно переход отчаяния в опыт. По времени написания вторая часть ранее первой на 40 лет.
Михаил Просперо   23.04.2018 06:57   

Есть ощущение разницы
Ирина Гонюкова   23.04.2018 13:51

ОГ: "В своей символике, то есть во всем, что есть образно соприкасающегося с орфизмом и христианством, в этом полагающем себя в мерила жизни и жизнью за это расплачивающемся поэте, романтическое жизнепониманье покоряюще ярко и неоспоримо. В этом смысле нечто непреходящее воплощено жизнью Маяковского и никакими эпитетами не охватываемой судьбой Есенина, самоистребительно просящейся и уходящей в сказки.

Но вне легенды романтический этот план фальшив. Поэт, положенный в его основанье, немыслим без непоэтов, которые бы его оттеняли, потому что поэт этот не живое, поглощенное нравственным познаньем лицо, а зрительно-биографическая эмблема, требующая фона для наглядных очертаний. В отличие от пассионалий, нуждавшихся в небе, чтобы быть услышанными, эта драма нуждается во зле посредственности, чтобы быть увиденной, как всегда нуждается в филистерстве романтизм, с утратой мещанства лишающийся половины своего содержанья."

"от пассионалий, нуждавшихся в небе"

...витая в фуэте
взлетая в револьтаде
скользя в небрежных легких пети-па
ещё нигде
до вспышки в звездопаде
пока душа прохладна и слепа
ещё не обожженная в горниле
ведь фуэте - игра
щелчок хлыста
но чуя приближенье к страшной силе -
пора!
и расцветает красота!
и бурное движение вдвоём
и зала нет!
вращаются все лампы
ван-гоговский разбрасывая свет
и взрыв оваций
занавес
ах, нам бы
вернуться во вращенье
в забытьё
но тихо
скрипка детская поёт
и запах горьких хризантем
у рампы