Конкурс - Алфавит. Метонимия. Продлён!

Маллар Ме
Дорогие друзья и все, желающие развивать своё творчество! День знаний открыл многим учащимся двери школы, а мы открываем новый конкурс по обретению навыков применения  средств выразительности в наших творениях!

   Продолжаем наш проект "Алфавит"!

  Всем нам знакомо слово ТРОП, и мы уверены, что владеем всеми его видами. Или нет?
 
Троп (от др.-греч. ;;;;;; «оборот») — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Теория тропа разработана еще античными теоретиками, в частности Квинтилианом, который писал, что за счет употребления тропов происходит «обогащение значения», так как слово употребляется таким образом, чтобы заиграли и прямой, и переносные его смыслы.

Но какие бывают тропы? Давайте остановимся на одном виде, по мнению многих, самом сложном, и потому богатом, дающем особое средство выразительности:

Метони;мия (др.-греч. ;;;;;;;;; «переименование», от ;;;;- «над» + ;;;;;/;;;;; «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в ПЕРЕНОСНОМ значении.

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов КАК БЫ, ВРОДЕ, ПОДОБНО, СЛОВНО и т.п., а метонимию преобразовать в сравнение невозможно, потому что метонимия строится не по принципу сходства, а про принципу СМЕЖНОСТИ, т. е. «на основании близких и легко понимаемых отношений, в которых находятся между собою данные предметы. Таким образом, метонимия основывается на взаимной связи или родстве понятий». (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон «Энциклопедический словарь»)

Итак, дадим чёткое и ясное определение:

МЕТОНИМИЯ – распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.

Существует несколько видов метонимии, наиболее употребительны следующие:

1) УПОМИНАНИЕ ИМЕНИ АВТОРА ВМЕСТО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Читал охотно АПУЛЕЯ (вместо: книгу Апулея «Золотой осел»)
А Цицерона не читал.
                /А. Пушкин/
*

Жаль, что во сне заводим спор о Ницше,
о гринбергах, о Гессе и т.п.
                (Юлия Вольт «Пропавшему без вести»)
*

2) Или, наоборот, УПОМИНАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ, ПО КОТОРЫМ УГАДЫВАЕТСЯ ДАННЫЙ АВТОР (ИЛИ ОСОБА)

Скоро сам узнаешь в школе,
Как АРХАНГЕЛЬСКИЙ МУЖИК (т.е. Ломоносов)
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
                (Н. Некрасов)

3) УКАЗАНИЕ НА ПРИЗНАКИ ЛИЦА ИЛИ ПРЕДМЕТА ВМЕСТО УПОМИНАНИЯ САМОГО ЛИЦА ИЛИ ПРЕДМЕТА (НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩАЯСЯ В ПОЭЗИИ ФОРМА МЕТОНИМИИ)

С них отражал герой безумный,
Один в толпе домашних слуг,
Турецкой рати приступ шумный,
И бросил ШПАГУ ПОД БУНЧУК (т.е. сдался туркам)
                (А. Пушкин)

Только слышно на улице где-то
ОДИНОКАЯ БРОДИТ ГАРМОНЬ (вместо «гармонист»)
                (М. Исаковский)

Сидят на орбите два звездных скитальца:
В ЖЕЛЕЗЕ и ЖЕСТИ их пальцы. (вместо «перчатки скафандра из железа и жести»)
                (Листиков «Тающая планета»)

Он выменял лодку на гидрокостюм от Версаче
и люки от "КУРСКА" на СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ.
                (Н. Воронцова-Юрьева, «Я думала, ты привиденье»)

В последнем примере «предметами» являются две сенсации – трагедия подводной лодки «КУРСК» и развлекательная телепередача «СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ». И то, и другое имело высокий общественный резонанс, но, по мнению автора стихотворения, интерес к развлекательным зрелищам в современном обществе выше, чем к трагедиям.

Коктейлем ЕЛИ с АПЕЛЬСИНОМ
омыты стены и уста.
                (Михаил Гофайзен «Два рождества, два новых года...»)
В данном случае под «елью» и «апельсином» подразумевается их запах, т.е. имеет место обратный метонимический перенос со свойства предмета на сам предмет.

4) ПЕРЕНЕСЕНИЕ СВОЙСТВ ИЛИ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТА НА ДРУГОЙ ПРЕДМЕТ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ЭТИ СВОЙСТВА И ДЕЙСТВИЯ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ

Шипенье ПЕНИСТЫХ БОКАЛОВ (вместо пенящегося вина в бокалах)
                (А. Пушкин «Медный всадник»)

Гирей сидел, потупя взор,
ЯНТАРЬ в устах его дымился (вместо «янтарная трубка»)
                (А. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»)

Этот тип метонимии представляет собой сдвиг в значении признаковых слов (прилагательных и глаголов), основанный на смежности характеризуемых ими предметов (вторичная метонимизация значения); ср. «выутюженный костюм» и «выутюженный молодой человек»; ср. также расширение сочетаемости определений, вызванное смысловой близостью определяемых имен: «дерзкое выражение глаз», «дерзкий взгляд», «дерзкие глаза», «дерзкий лорнет»; напр.: «Я навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку» (М. Лермонтов), где прилагательное «дерзкий» характеризует действующее лицо, а не орудие действия. Это можно проиллюстрировать следующим примером:

Судак веление судачье
глухонемыми плавниками
мне промаячит…
                (Юлия Вольт «Судьба судила…»)
Эпитет «глухонемые» здесь метонимичен, поскольку характеризует не «плавники», а «судака», жестикулирующего плавниками, словно сурдопереводчик на экране телевизора. Здесь мы имеем дело со сложной образной конструкцией, где «судак» метафорически уподобляется глухонемому, его плавники – рукам, а затем «плавники» посредством метонимии приобретают характеристику исходной метафоры. Генезис данной метонимии очевиден, выводится она из устойчивого словосочетания, из ходовой метонимии четвертого вида «немые губы», употребляемого, в частности, в смысле «губы немого», следовательно, «глухонемые плавники» - «плавники глухонемого».

Есть ещё вид метонимии - СИНЕКДОХА...

Её мы рассмотрим отдельно в следующем конкурсе.

В заключении наше теоретической части отметим,  что в пределах обыденной речи, не имеющей установки на художественность, образность, тропы и «фигуры» часто рассматриваются как речевые ошибки, но в пределах художественно ориентированной речи обычно выделяются как действенные средства поэтической выразительности.
______________________________________

 Наш проект называется Алфавит и за каждым участником закрепляется какая-то одна буква. Именно на эту букву должно начинаться первое слово тропа МЕТОНИМИИ ЛЮБОГО ВИДА. Предлоги по тексту мы в расчёт не берём. В основном это имена существительные, в редком случае прилагательные - начальная буква которых и будет вашей.

===============================================

Итак, задание:

1) выбрать любую свободную на данный момент букву алфавита. Каждому участнику – одна  буква. На одну букву пишет только 1 участник. Сообщить о выборе буквы  ведущей в личные сообщения: http://www.stihi.ru/avtor/ignattur . Дублируйте, пожалуйсат, ваши заявки мне на почту (сайт глючит, может быть односторонняя связь): ignattur@gmail.com
 По этому адресу также принимаются готовые произведения. Исправления возможны. Конкурс проходит анонимно. (Обязательно ведущая должна ответить, если не отвечает пишите или в ЛС Клуба ЗС или сообщайте в рецензии к этому конкурсу, что Вы желаете участвовать, но обратной связи нет. Мы исправим этот сбой)

2)написать стихотворение, отвечающее всем законам классического стихосложения с использованием таких тропов, как МЕТОНИМИЯ. Внимание! Первое слово тропа - ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ на ВАШУ ВЫБРАННУЮ БУКВУ. Все МЕТОНИМИИ в вашем тексте должны начинаться на выбранную вами букву! Хотя и на другую букву тоже, но мы будем обращать внимание по выполнению задания на первое.

 Верлибр и белый стих приниматься не будут.

3) в стихотворении должно быть от 8 до 32 строк. Размер строки - не более 6 стоп.

4) Стихотворение принимается новым,  ранее написанный и опубликованный текст будет сниматься с конкурса. Жанр Вашего произведения может быть любым!

5) Тема свободная, однако, стихи, призывающие к насилию, затрагивающие  острые политические вопросы, способствующие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, имеющие двусмысленное содержание с намёком на пошлость, будут отклонены. Также не будут приниматься тексты, содержащие слова тюремно-воровского жаргона.

6)стихи, бессмысленные по содержанию, приниматься тоже не будут.

КОНКУРС ПРОХОДИТ АНОНИМНО!

  Приём работ до 12 СЕНТЯБРЯ !!! После будет объявлено голосование, которое будет проходить частично анонимно, без имён. По результатам голосования будут разыграны призовые места:

1 место:  500 баллов
2 место:  400 баллов
3 место:  300 баллов.

(Если будет участников меньше 7 - значит, победитель будет определяться один. Приз - 500 баллов)
 
На данный момент принято стихотворений - 5.
Выбранные буквы алфавита: Д, З, К, О, П, Р, С,...

Друзья, присланные работы можно всегда исправить! Присылайте, и исправления тоже! Если ведущая не отвечает в сообщениях, значит, они заблокированы! Сообщите об этом сюда о желании участвовать, но без самой заявки! Вас разблокируют для дальнейшего общения!

Да не покинет вас вдохновение! Удачи! Верю в Ваши таланты и трудолюбие! Жду!

Внимание! Мои ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ РАБОТАЮТ НА ПРИЁМ: Я ВАС ВИЖУ и все ваши сообщения, А вы меня НЕТ!

ДУБЛИРУЙТЕ ЗАЯВКУ НА ПОЧТУ, чтобы получить ответ: ignattur@gmail.com

Внимание! Конкурс продлён до 14 сентября! Не спешите, дорогие участники! Новые, присоединяйтесь! Процесс увлекательный!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.