Плач Ярославны

Светлана Бестужева-Лада
«Тебе не наскучило каждому снится,
Кто с князем твоим воевал на войне?
О чем же ты плачешь, княгиня-зегзица,
О ком ты поешь на кремлевской стене?»
Арсений Тарковский

Выражение «Плач Ярославны» давно стало нарицательным и известно почти всем. Но откуда оно взялось, знают уже немногие. А о том, кто такая эта Ярославна, совсем мало людей может правильно ответить.
Между тем, выражение это - из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», по мотивам которого позднее было написано множество стихотворений.  Но все – или почти все – в них чистая лирика, и ответов на вопросы по-прежнему нет.
Равно как и знаменитая опера «Князь Игорь»  русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом, где в четвертом действии Ярославна одна на городской стене, вспоминая Игоря, поет арию «Ах! Плачу я, горько плачу я»…
Вот, собственно, и все. История, как таковая отсутствует. Но в основу всех лирических произведений положены конкретные исторические события и вполне реальные персонажи.


Напомню, что «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе на половцев русских дружин во главе с князем Новгорода-Северского Игорем. Войско было разбито, князь попал в половецкий плен, а сами половцы хлынули на Русь, разоряя села и города.
В сохранившихся летописях подробно описывается этот злосчастный поход. Гораздо более подробно, чем то, что произошло годом ранее, когда отец князя Игоря, великий князь киевский Святослав Всеволодович разгромил войска половецкого хана Кончака на реке Хорол.
Почему? Ответа на этот вопрос мы, скорее всего, так и не получим.
Так или иначе, сын решил закрепить успехи державного родителя. Успеха не добился, но… прославился.
Сегодня такой поход назвали бы авантюрой. Не заручившись достаточной поддержкой остальных князей, князь Игорь выступил со своей дружиной против половцев. Под вечер 1 мая Игорь наблюдал солнечное затмение — дурной знак, но решил продолжать поход.
После короткой, но ожесточенной схватки на реке Каяле князь Игорь был наголову разбит и угодил в плен вместе со своим старшим сыном. Большинство дружинников погибло – кто сразу, а кто мучительной смертью от тяжелых ран.
Хотя самому князю и его старшему сыну удалось из плена бежать и вернуться в родной город, прежней силы у него уже не было.
Ефросинья была дочерью галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, который, благодаря ей, стал одним из заметных персонажей «Слова о полку Игореве». Родилась она от его брака с суздальской княжной Ольгой Юрьевной, дочерью князя Юрия Долгорукого. Ярославна имеет рюриковские, а значит варяжские, корни.
К моменту похода Игорю было около 40 лет. Имя и происхождение его первой жены неизвестно. Ярославна, вышедшая замуж в четырнадцать лет, родила  Игорю пятерых сыновей и дочь. Это был брак по страстной любви. Отец Ярославны — князь Галицкий был богатым и сильным и не имел необходимости родниться с Игорем, так что династические интересы тут не играли никакой роли.
Зато понятным становится и сам образ Ярославны – не юной, но уже зрелой женщины, ставшей, благодаря «Слову» символом женской любви и верности на Руси.
В «Слове...» есть эпизод большой выразительной силы - княгиня выходит на крепостную стену в Путивле и горестно рыдает. Вот стихотворное переложение этого фрагмента, сделанное Николаем Заболоцким:
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
— Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
Стоя на крепостной стене Путивля, княгиня оплакивает погибших, корит ветер, воду и солнце за то, что они не помогли войску мужа и надеется на возвращение пленных.
Образ тоскующей по мужу Ярославны — одно из величайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова о полку Игореве». Им открывается череда многочисленных русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне воплотился идеал женщины Древней Руси независимо от того, к какому сословию она принадлежала.
В отличии от княгини Ольги — мудрой, преданной памяти мужа мстительнице, Ярославна - носительница лирического женского начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
Точные годы жизни жены Игоря неизвестны. Её имя в летописях не упоминается. В «Родословнике» императрицы Екатерины II жена Игоря названа Ефросиньей, хотя это имя она приняла при пострижении в монахини уже после смерти своего мужа. Но оно закрепилось за княгиней в исторической литературе.
По мнению исследователей «Слова…», «Плач Ярославны» — один из её самых сильных и поэтических фрагментов, который оказал большое влияние на русскую культуру. Ярославна считается символом верной жены, которая может благодаря своей любви сохранить супруга на поле сражения.
Образы из «Плача Ярославны», как уже говорилось, использовали в своих стихах многие поэты. Например, Иван Козлов в 19 веке:
Плач Ярославны
Княгине 3. А. Волконской
То не кукушка в роще темной
Кукует рано на заре -
В Путивле плачет Ярославна,
Одна, на городской стене:
"Я покину бор сосновый,
Вдоль Дуная полечу,
И в Каяль-реке бобровый
Я рукав мой обмочу;
Я домчусь к родному стану,
Где кипел кровавый бой,
Князю я обмою рану
На груди его младой".
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"Ветер, ветер, о могучий,
Буйный ветер! что шумишь?
Что ты в небе черны тучи
И вздымаешь и клубишь?
Что ты легкими крылами
Возмутил поток реки,
Вея ханскими стрелами
На родимые полки?"
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"В облаках ли тесно веять
С гор крутых чужой земли,
Если хочешь ты лелеять
В синем море корабли?
Что же страхом ты усеял
Нашу долю? для чего
По ковыль-траве развеял
Радость сердца моего?"
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"Днепр мой славный! ты волнами
Скалы половцев пробил;
Святослав с богатырями
По тебе свой бег стремил,-
Не волнуй же, Днепр широкий,
Быстрый ток студеных вод,
Ими князь мой черноокий
В Русь святую поплывет".
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"О река! отдай мне друга -
На волнах его лелей,
Чтобы грустная подруга
Обняла его скорей;
Чтоб я боле не видала
Вещих ужасов во сне,
Чтоб я слез к нему не слала
Синим морем на заре".
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"Солнце, солнце, ты сияешь
Всем прекрасно и светло!
В знойном поле что сжигаешь
Войско друга моего?
Жажда луки с тетивами
Иссушила в их руках,
И печаль колчан с стрелами
Заложила на плечах".
И тихо в терем Ярославна
Уходит с городской стены.
Или стихотворение Людмилы Татьяничевой, написанное во время Великой Отечественной войны.
Снова дует неистовый ветер,
Быть кровавому, злому дождю.
Сколько дней, сколько длинных столетий
Я тебя, мой единственный, жду.
Выйду в поле. То едешь не ты ли
На запененном верном коне?
Я ждала тебя в древнем Путивле
На высокой, на белой стене.
Я навстречу зегзицей летела,
Не страшилась врагов-басурман.
Я твоё богатырское тело
Столько раз врачевала от ран.
Проходили согбенные годы
Через горы людской маеты.
И на зов боевой непогоды
Откликался по-воински ты.
Не считал ты горячие раны,
И на землю не падал твой меч.
Откатилась орда Чингис-хана
Головою, скошенной с плеч.
И остался на вечные веки
Ты грозой для пришельцев-врагов.
Омывают российские реки
С твоих рук чужеземную кровь.
Снова ветер гудит, неспокоен.
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне.
Труден путь твой, суровый и бранный.
Но свободной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь…
Существует большое количество гравюр, картин и рисунков с её изображением, в Новгороде-Северском Ярославне поставлен памятник.
Существует балет «Ярославна», музыку к которому написал композитор Б. И. Тищенко.
В «Слове о полку Игореве» Ярославна появляется в самый трагический момент повествования. Полки Игоря разгромлены, он сам в плену. Половцы, воодушевленные успехом, готовы кинуться на русскую землю. Призывы к князьям вступиться за Русь, спасти Игоря кажутся безнадежными, ибо нет среди них согласия.
Плач Ярославны — плачь сетование и плач заклинания о помощи. Он проникнут языческим восприятием мира и верованием в отзывчивость сил природы на страдания людей. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю.
Плач—заговор оказался наполнен такой силой любви и верой в благополучный исход, что князю Игорю сам Бог указывает путь из земли половецкой в землю русскую.
Будто услышав мольбы жены своей, Игорь бежал из плена. Концовка поэмы выражает желание автора увидеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу. Плач Ярославны это не только тоска жены по мужу, это и выражение горя тысяч русских женщин, чьи сыновья, братья, мужья участвуют в войнах и не возвращаются домой.
Естественное желание славянок забыть о несчастьях. А это возможно только, если Русь станет единым сильным государством. Фигура Ярославны стала символом всех русских жен, ждущих своих близких с войн. Она символ верной и преданной жены, которая своей любовью хранит мужа на поле битвы.
До сих пор образ Ярославны остается самой большой загадкой истории. Не ясны годы жизни, нет ее изображений, с трудом верится, что во время похода князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет, ведь драматизм ее переживаний свойственен умудренным жизненным опытом женщинам.
В русских летописях ее имя вообще не упоминается.
И тем не менее, в сокровищницу мировой культуры она вошла, как символ красоты и нежности, женского героизма и верности. Всего 40 строк понадобилось автору для создания одного из самых глубоких образов в мировой литературе. Если Игорь все-таки принадлежит русской истории, то Ярославна вне времени и пространства, ее имя стало нарицательным.
Княгиня XII века становится героиней современных произведений. Она вызывала гораздо больший интерес, чем сам центральный герой — князь Игорь. Ярославна - равноценный образ, наряду с другими героями «Слова о полку Игореве».
Много позже появится Домострой, который очертит круг интересов женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной рабыней мужа. Много веков спустя женщинам заново придется завоевывать то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
И все же Ярославна стала едва ли не самой известной из женщин домонгольского периода Древней Руси.

P.S. Рукопись «Слова» сохранилась только в одном списке, входившем в сборник древнерусских летописей, принадлежавший одному из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русских древностей графу Алексею Мусину-Пушкину. Со слов самого Мусина-Пушкина, он приобрёл рукопись у бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле в конце 1780-х годов.
 Однако эта версия, долгое время считавшаяся общепринятой, была опровергнута в исследованиях 1990-х годов. Согласно последним исследованиям, более вероятной считается версия о том, что Мусин-Пушкин, будучи обер-прокурором Синода, получил сборник, содержавший «Слово», из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря зимой 1791—1792 года и присвоил его.
Рукопись погибла в пожаре Москвы 1812 года, что дало впоследствии повод вообще усомниться в ее существовании и считать сохранившийся переписанный текст более поздним самостоятельным произведением, стилизованным под старину.