Под охранной грамотой, 5, натурщики натюрмортов

Михаил Просперо
фрагмент 4 http://stihi.ru/2020/08/28/2190

Всего порывистее неслась любовь. Иногда, оказываясь в голове природы, она опережала солнце.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

Здравствуй, матадор мой ласковый
- торо, любимая, торо!
Мечутся лица красные:
- скоро? скоро ли? скоро?
Желтый Подсолнух глянцевый
Плещется в волнах свиста
И
Камертоном танца
Пьяные кипарисы
Но
Тишиной звенящей
Гидра голов беременна
Если
Камнем из Кащенко
Черный бык
На арене

...прошелестело тело прообразиной танка
женщина побледнела
с ней
ты вчера
фанданго

...с этих строк я начался как поэт для себя, вопреки опыту уже журналистики, публицистики. По инерции прочёл это на радио, неожиданно получил мешок писем, этим можно было бы жить в литературе. Если бы это была литература. Если бы можно было жить несложившейся любовью, или сложившейся нелюбовью, даже и сейчас не знаю, как правильнее сказать, сформулировать основное. Изменившее меня на атомарном уровне. Читаю "Охранную грамоту /ОГ/", ощущение описания процесса поэтизации реальности очень достоверное.
*
Но так как это выдавалось очень редко, то можно сказать, что с постоянным превосходством, почти всегда соперничая с любовью, двигалось вперед то, что, вызолотив один бок дома, принималось бронзировать другой, что смывало погодой погоду и вращало тяжелый ворот четырех времен года. А в хвосте, на отступах разной дальности, плелись остальные ряды.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

УДАЧА УБИЙЦЫ ВРЕМЕНИ

Не к месту, не по теме,
я вспомнил, наконец:
он целился во Время —
чюрлёнисов Стрелец

У знака Зодиака
я всё хотел спросить:
стреляешь ты, однако,
зачем?
       Чтобы убить?

Тогда уйми стальную
оленьей жилы дрожь:
всё потерять рискуешь
ну — ни за медный грош.

Ведь нет такой монеты,
чтоб выкупить минуты,
не создана валюта
обмена на года...

Вот с маятника взмаха
сорвалась — и, как птаха —
секунда...
       Догони её!
Стрела?
       Да никогда!

Допустим —
разверзлись уста, как плиты
и Глас прохрипел из Веков-облаков:
«Я время убивал
и им убитый
теперь часами стал я для него.

Секунды — мысли,
тиканье — их вздохи.
На циферблате глаз
их бденья знаки».

— Шекспир? Великий Бард,из чьей эпохи
донёс нам отблеск вечных истин бакен
на темной влаге движущихся вод.
 И вот...

Вдруг всё пришло в движение,
затикали часы,
и знак-то — не Стрелец уже,
а всё-таки Весы.
И тянет по течению
плывущего во тьме,
и тает блик-свечение
как истина — в уме.

Жаль, нет прямого провода —
я выведал бы всё ж:
молчание ли — золото
или святая ложь?

Чтоб трубный глас, аки конь проскакав,
ворвался в твой дом-умишко.

Чтоб ты узнал, что бывает тоска,

которая... просто...  слишком...

*

Я часто слышал свист тоски, не с меня начавшейся. Постигая меня с тылу, он пугал и жалобил. Он исходил из оторвавшегося обихода и не то грозил затормозить действительность, не то молил примкнуть его к живому воздуху, успевшему зайти тем временем далеко вперед. В этой оглядке и заключалось то, что зовется вдохновеньем.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

*

Анна Андреевна Ахматова считала, что есть две крайности человеческой сути: "чай, собака, Пастернак" и "кофе, кошка, Мандельштам".
http://stihi.ru/2020/06/12/1169

В заметке о собаке-Пастернаке
Я вижу Звёздной Дамы притязание
На жест от снисходительной хозяйки
Несущий притяженья обязательность
Мужского к женскому.
...пусть понимаю я по-деревенски, но..?

Кошачья ж гладкошерстость Мандельштама
Несёт для пальцев искорок грозу
Так немужское тоже тешит даму
И это драма, тест, гарде ферзю,
Ремарка на эскизе сутры кама.
...пусть котик ваш не трогает гюрзу...

А в жизни же, ни первый, ни второй,
Хоть на вечерней тени в полный рост -
Ни царь её, ни бог и не герой,
Лишь спутник в ливне падающих звёзд
Мужских и женских душ.
...пусть дети звёзды выловят из луж...

*

К особенной яркости, ввиду дали своего отката, звали наиболее отечные, нетворческие части существованья. Еще сильнее действовали неодушевленные предметы. Это были натурщики натюрморта, отрасли, наиболее излюбленной художниками. Копясь в последнем отдалении живой вселенной и находясь в неподвижности, они давали наиполнейшее понятие о движущемся целом, как всякий кажущийся нам контрастом предел. Их расположение обозначало границу, за которой удивленью и состраданью нечего делать. Там работала наука, отыскивая атомные основания реальности.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

*

Атомов рамки ищу в театральной программке
Ибо весь мир - театр, где автор-актер Сутратма
Нить, на которой нанизаны ритма пульсаций нотные знаки
Знать бы ещё свой пульсар в ослепительном зодиаке

...ты не поймешь механику квантов и негасимый синтез
Если не вышел из Вишну в рощу коров Говинды
Если не станешь травой на лужайке у дома Пинк Флойда
Если не слышишь трио - скрипка, ситар и флейта

 Продолжение http://stihi.ru/2020/08/29/3810