Крутой поворот

Нина Калашникова 4
   Давно это было, а в памяти навсегда – первая встреча с удивительным человеком.
   Мы с мужем искали подарок моему старшему брату Александру на его юбилей. Хотелось что-то памятное. Долго думали и решили подарить большую картину хорошего живописца. Подруга одобрила наш выбор и дала номер телефона мастерской самого популярного художника в нашем городе. Позвонили и договорились о встрече на следующий день.
    В назначенное время стучимся в незапертую дверь мастерской, входим. Нам навстречу, приветливо раскинув руки, идёт небольшого роста удивительно некрасивый человек: широко поставленные маленькие глазки, редкие зубы, красное лицо, обрамлённое рыжевато-седыми, тоже редкими вьющимися волосами...
    Хорошо, что запомнилось это первое впечатление, потому что затем на всю жизнь было другое: я не встречала более красивого человека, чем Николай Сергеевич Шаруев. Его давно нет с нами, но!.. Не бывает такого дня, чтобы я не помянула его в своей молитве.
Знакомимся. Муж, понимая, что я здесь – надолго, уезжает к авто-мастерам – надо машиной заняться – а я рассказываю художнику, что бы хотелось купить.
    Николай Сергеевич показал мне несколько работ. Картину я, без сомнений, выбрала сразу: великолепный пейзаж с вечерним закатом на берегу Волги. Определились по цене, и я звоню мужу, что можно меня забрать, а в ответ слышу, что поломка оказалась серьёзной, и мне придётся подождать 2-3 часа.
— Ну, располагайтесь, — говорит Николай Сергеевич. — А Вы когда нибудь писать пробовали?.. Нет? А то вот – мольберт, холстик, краски ...попробуйте...
    Что-то яркое, обжигающее вспыхнуло в душе. В детстве я очень любила рисовать, но карандаши так раздражали меня, что мне всегда хотелось их сломать ...что я и делала, недовольная результатом. А тут – краски!..
Я нерешительно подошла к мольберту, осмотрелась.
— Пробуйте, — сказал Николай Сергеевич. — Вот холстик небольшой, краски, кисти, а вот – весенний пейзаж. Он простой, попытайтесь списать... Что получится?.. Мальчик-ученик не пришёл. Всё – в Вашем распоряжении. А мне, простите, надо работать: срочный заказ.
    То, что было дальше, похоже на волшебство, на феерию, на отлёт в нереальность... Краски ...кисти ...этот особый запах... Никогда не забуду... Никогда!
     Как во сне я выдавливаю на палитру белила из тюбика, создаю цвет и первый мазок на холсте... до сих пор, даже от воспоминания, по телу бегут мурашки...  Один два мазка и на холсте ... сугроб...настоящий сугроб! Небо... весеннее небо. Я помню его, помню, как любовалась этим удивительным переходом цвета, света, воздуха... но разве возможно это передать? Боже! Помоги!
    А весенняя холодная вода с тёмной глубиной, с плывущими льдинами... всё перед глазами... И краски! Это не карандаши!
Вот что значит это волшебное слово:"ЖИВОПИСЬ".
У меня было ощущение, что пишу не я, а кто-то водит моей рукой и рождается на глазах кусочек реальной жизни, сохранившийся в памяти с прошлой весны...я совсем забыла про картинку, что стояла передо мной. Я писала свою весну, ту, что жила в моей душе. Ах! Ещё бы эти запахи передать, воздух, пробуждение природы...
    Я так увлеклась творческим процессом, что не слышала, как художник подошёл ко мне сзади и оценивающе стал рассматривать мою работу.
- Замечательно, Ниночка! Замечательно. Хорошая школа. Где вы учились?
- Я первый раз держу в руках кисть.
Николай Сергеевич быстро и неприязненно взглянул на меня и передёрнул плечами.
- Я-мастер, и могу отличить учёную руку от новичка.
Он опустил голову. Тут я дёрнулась от обиды.
- Я вас не обманываю, Николай Сергеевич. В детстве я любила рисовать, но краски и кисть взяла в руки вот сейчас, впервые.
    Никогда не забуду удивлённые глаза учителя, никогда. И сейчас, вспоминаю эту минуту со слезами. Она, эта минута, определила мою дальнейшую жизнь.
- Правда? - спросил он недоверчиво глядя на меня? - Правда?
- Правда, Николай Сергеевич, зачем мне вас обманывать? - глотая обиду отвечаю художнику.
    То, что произошло потом можно назвать бурей:
- Первый раз? Первый раз взяла кисть в руки?
Ниночка! Вы очень талантливы! Это замечательная работа! Нет! Правда? Правда? Первый раз? А сколько вам лет? 34 года? И первый раз?
     Он теребил мою руку, подходил и отходил от мольберта, смеялся и пританцовывал, хлопая в ладоши! Я с удивлением смотрела на этот всплеск эмоций.
- Вам надо работать, Ниночка! Вам обязательно надо работать! Нет! Впервые в руки взять кисть и так передать состояние ранней весны, пространство, композицию. А небо? А весенняя вода? Это же чудо! И это с первого раза?  Я не верю! Я не верю! А кто Вы по образованию? Юрист? И работаете, конечно, начальником?.. Кто бы сомневался. Вы только вошли, и я сразу понял: начальница явилась. Ниночка, дорогая!.. Всё бросайте!.. Всё!.. Вы же – художница! Дети?.. Трое?.. Мальчики?.. Неважно! Они поймут! Талант зарывать нельзя! Работать надо! Вы слышите меня?.. Я всё Вам дам, всё! Но!.. Вы должны работать! Через два месяца у нас – городская выставка художников-любителей, и с Вас – ещё две работы! Вы слышите меня? — требовательно закончил он.
    Через два месяца на выставке художников-любителей нашего города моя работа «Свежий ветер» заняла первое место и приз зрительских симпатий. Но это была уже совсем другая жизнь.


Продолжение:

http://stihi.ru/2020/06/21/458