Василий Циттель. Экспертный выбор. Июль-2020

Большой Литературный Клуб
От ГР БЛК

Василий Циттель включил в свой шорт-лист 3 стихотворения.

.........................

БЕРТА ЛУЧЕВА «читая ошо»
http://stihi.ru/2016/09/18/7982 номинатор Александр Крупинин

никогда не беспокойтесь об отрицательном / ц

запах горького шоколада
вытеснил желание сочинять о плохом
да и кому это надо
развалины ашхабада...
один незнакомый проживающий по адресу
за несколько лет и зим превратился в нэцке
маленький неподвижный цвета слоновьей кости
не ходит в гости и к себе никого не зовёт
слушает:
вот как всегда упало в матушкин огород
а я в подвале в подвал не попало
иногда выходит чтобы занять очередь
получает богпомощь – масло крупу суп с котом
замечает бабочку на увядших флоксах
крылья плащом по краю траурная полоска
и говорит ей – я тебя помню зая
ты прилетала когда я учился в школе
сидела на тёплом окне
и говорила – здесь запятая и здесь запятая...
он прощается с ней идёт в свой подвал
становится бледным и неподвижным
здесь у него рай и ад
 
не хотела про это думать
не хотела
просто закончился шоколад


Стихотворение-воспоминание Берты Лучевой интересно тем, что оно существует в трех временных пластах, каждый из которых это отдельная реальность двух героев, которые связаны воспоминаниями. В первой временной реальности героиня вспоминает, повод для воспоминания – „запах горького шоколада“, и я верю ей, именно так и возникают воспоминания:  запах, цвет, стихотворная строчка, и ты уже вспоминаешь полузабытые лица, почти вытесненные памятью ситуации. Вторая временная реальность и второй герой существуют  в развалинах ашхабада, реальный это город или просто в данном случае обозначение совсем неважно, главное – какой герой: он „превратился в нэцке“ – уже за одно это сравнение стоило отметить это стихотворение. Герой больше похож на Горлума, который когда-то, может, и был человеком, но сейчас он точно уже другое существо. За его превращением чувствуется трагедия и страх перед второй реальностью, слышны отголоски войны: „упало в матушкин огород а я в подвале в подвал не попало.“
Третья временная реальность – это воспоминание героя. Структура стихотворения: воспоминание в воспоминании – сама по себе интересна, и в этой третьей временной реальности герой, увидев черную бабочку, вспоминает о такой же, но много лет назад. В этой третьей реальности происходит встреча с вестником, возможно, той трагедии, которая произошла с героем. Он помнит эту бабочку, именно она выполняет роль черной метки, „крылья плащом по краю траурная полоска“ еще в детстве была принесена злая весть, и трагедия произошла, и теперь герой „превратился в нэцке“. По сути сама смерть приходит к герою в облике бабочки.
Стихотворение заканчивается просто и изящно: „не хотела про это думать не хотела просто закончился шоколад“.
Воспоминание начинается с запаха шоколада и заканчивается шоколадом.

.

КУРУХУРУ «Илья»
http://stihi.ru/2020/05/12/7902 номинатор Саша Неместный

илья спрыгивает с коня
говорит это не для меня
смотрит на солнце из-под кулака
говорит пускай принесет река
просто сяду на берегу
буду сидеть навстречу врагу
и так проходит сорок минут
мимо бабы шныряют кокошник мнут
а там по реке бежит волна
могла бы две-три штуки сполна
самых спелых врагов принесть
илья кровью наливается весь
потому что мимо вода вода
никакого тугарина никогда
никакого распоганого соловья
да хотя бы дохлого воробья
и уже проходит пятьдесят минут
мимо бабы шныряют кокошник мнут
илье приходит смс от мчс
дело такое тугарин здесь
илья кряхтит и встает с бережку
встряхивает косматую башку
потягивается всеми костьми
бабы голосят и уже с детьми
а потом вступает казачий хор
в руках ильи кладенец-топор
и всего-то прошло пятьдесят две минуты
а ноги уже по пояс обуты
бабы начинают махать платком
звонит колокол все знают по ком
хор затягивает отходную тварям
где-то внезапно икает тугарин


Очень интересный опыт написания современной былины. Вроде и написано в скоморошьей манере, но вдруг понимаешь за всей прибауточностью, что это совершенно серьезно написано о нашем имперском скрепном мышлении. О том что „диды воевали“ и „можем повторить". Что никакого врага нет уже 40 – 50 – 52 минуты, и ждать тяжело, но надо. Это вечное русское, что „может оно как-то само“ получится, как хочется: „Пускай принесет  река“. Главный герой – богатырь, выбирает ничегонеделание: „ просто сяду на берегу буду сидеть навстречу врагу“. Все очень похоже на современную Россию, врага нет, но герой его выдумывает, хочет сражаться и защищать баб в кокошниках, но он лучше сядет и будет ждать. Врага все нет и нет, а если его нет, то его надо придумать. И придумывает его никто иной как МЧС, что нам и дает понять: это не просто шутейное произведение, речь о нашем времени, о современной России, где врага придумывают, а потом верят в  реальность картонного тугарина и даже умудряются бороться с ним.
А тугарин-то и не знает, только внезапно икает.

.

ЭМКЕЙ «Такое кино»
http://stihi.ru/2020/02/07/8702 отборочный тур резидентов

Я бы хотел жить в итальянском кино,
одеваться, как Марчелло,
раздевать, как Марчелло.
Фотопленка не должна быть цветной,
исключительно черно-белой, –
только градация яркости,
подчеркнутая контрастность чувств.
Никаких избыточных атрибутов,
вроде  британской короны,
все, чего я хочу,  –
в поисках уголков укромных
по звенящим от  зноя
извилистым улочкам бродить необутым,
держа в левой руке твои сандалии,
в правой – мои ботинки.
Я бы хотел жить  на юге  Италии,
чтобы ты тоже жила там, со мной, а не в Аргентине
или бог знает, с кем и где.
Чтобы мы любили друг друга, забыв о еде,
пока не иссякнут силы.
Я бы хотел снять фильм  о человеке,
у которого все это было...


Я бы тоже хотел жить в итальянском кино. По сути автор описывает контрастными черно-белыми снимками мечту нескольких поколений советских и, пожалуй, постсоветских людей. Яркая черно-белая жизнь, которой очень хотелось, но которой ни у кого не было. Не зря герой выбирает для себя образец для подражания Марчелло Мастрояни. Кто не хотел быть таким, как он? Я точно хотел. Наш герой готов вести аскетичный образ жизни в этом неаскетичном итальянском кино. «Бродить необутым» «в поисках уголков укромных» . В этом черно-белом мире больше ничего и не нужно для счастья: бродить, наблюдать, влюбляться.
Ну и главная киношная тема, конечно, любовь. Ее описание очень просто: «забыв о еде» носить ее сандали. Всего две детали, но как же хочется такой любви... Но на самом деле все это нереально. Кино, черно-белое итальянское – это точно не о реальности. Собственно, автор признается в конце, что даже и фильма такого не существует.