Приветствую вас, дорогие друзья! На Конкурс поступило 15 произведений.
С ритмическим заданием справились ВСЕ авторы - обязательной схеме соответствуют все произведения.
Все стихотворения размещены в порядке поступления заявок.
Начинаем ТАЙНОЕ голосование. Голосуют только участники конкурса. Кто не проголосовал - выбывает из Конкурса.
На голосование отводится 6 дней - по 21 АВГУСТА включительно.
Это время дано, чтобы вы голосовали не спеша, могли вникнуть в каждое произведение и оценить каждое по достоинству, а не для того, чтобы вы наспех голосовали в последний день. Но если все проголосуют раньше - опубликую оценки раньше.
Очень прошу не придираться и не заниматься выискиванием и "ловлей блох"!
Однако - конструктивная критика необходима авторам для совершенствования своих произведений!
Оценки посылайте на электронную почту ведущей. Адрес:
i_kren@mail.ru
или в личные сообщения на авторской странице ведущей Марии Абазинки, здесь: http://www.stihi.ru/avtor/mercy
ЕСЛИ Я НЕ ОТВЕТИЛА ВАМ В ЛИЧНЫХ СООБЩЕНИЯХ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ - ПИШИТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!
ВЫСТАВЛЯЕМ ДВЕ ОЦЕНКИ для каждого стихотворения! Конкурс - ТЕХНИЧЕСКИЙ, поэтому -
ПЕРВАЯ оценка - ЗА ТЕХНИКУ. ВТОРАЯ оценка - ЗА ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.
А вот что относится к первой оценке за технику, если обязательная ритмическая схема выдержана? Или – что рассматривать, выставляя вторую оценку, за художественность?
Предлагаю ознакомиться с этими критериями и ориентироваться на них:
1 ОЦЕНКА – за технику:
А) качество ритмической организации фраз, строк и строф;
Б) качество рифмы;
В) качество синтаксиса (правильные и гармоничные словосочетания, правильные и гармоничные предложения), уместность и достаточность пунктуации (знаки препинания на своих местах).
Ошибки:
- грамматические,
- бедные рифмы,
- замедление ритма и спотыкание из-за труднопроизносимых слов или скопления согласных, извращённый смысл из-за этого («ССвинцом в груди», «стоящиММраком»);
- сокращения и удлинения слов ради ритма(«наверно» вместо «наверное», «желанье» вместо «желание», «счастие» вместо «счастье» и т.п.);
- ошибки фонетические (слипание и стык согласных, слияние гласных на стыке слов);
- неверные ударения;
- ошибки синтаксические (неправильно построенные фразы, предложения, инверсии, которые портят смысл);
- возникновение нелогичных цезур, нарушающих ритм (вследствие необходимых знаков препинания внутри строки: "Не повернуть. От Иордана…" (Не повернуть от Иордана)
- ошибки пунктуации (оправданность и правильность знаков препинания. АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ ОБЪЯСНЯЕТСЯ АВТОРОМ)
2 ОЦЕНКА – за художественную наполненность произведения:
- ясность смысла текста, соответствие смысла и выбранного жанра;
- качество стиля речи. Ошибки стилистические: смешение стилей речи, например – неожиданные вкрапления разговорных словечек, канцеляризмов и т.п.
- логичность повествования в целом;
- уместность выбранных образов;
- лиричность, философичность или сюжетность;
- наличие выразительных средств поэтической речи (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.п.);
- оригинальность, нетривиальность выбранной темы произведения.
Каждая оценка – от 1 до 5.
ВНИМАНИЕ! НИЗКИЕ ОЦЕНКИ "1" и "2" требуется ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЯСНИТЬ! И не общими словами, а конкретно по тексту. Иначе шорт не принимается. Остальные оценки не требуют комментариев.
Шорт с одинаковыми оценками не принимается!
Форма оценочной рецензии, посылаемая ведущей:
№ 1 – 4, 5
№ 2 – 3, 2 (комментарии к двойке)
и т.д.
Своему произведению оценки можно не ставить, т.к. всё равно в дебатах станет понятным авторство произведений.
22 АВГУСТА будут опубликованы все оценочные шорты одной рецензией и начнётся их ОТКРЫТОЕ обсуждение, дебаты.
Публикация обзоров каждым участником приветствуется, но не обязательна (если к критику нет вопросов ведущей или участников). Критики, поставившие низкие оценки должны опубликовать свои шорты отдельной рецензией - это обязательно.
Вопросы и обсуждение оценок приветствуются!
Допускается изменение своих оценок в процессе дебатов, но только после аргументированных возражений и только с разрешения ведущей. Нельзя произвольно изменять свои оценки просто потому, что другие проголосовали иначе.
Изменить можно так:
+/- 1-2 балла и только после обсуждения с автором и ведущей.
Голосуем объективно, задвинув личную заинтересованность в дальний угол.
ВНИМАНИЕ! НАПОМИНАЮ РЕГЛАМЕНТ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕДУЩЕЙ:
После окончания голосования даётся ещё 1-2 дня на сбор информации ведущей, которая имеет право при подведении итогов скорректировать оценки до средних показателей, в случае, если оценки были неоправданно заниженными, или критик не представил убедительных аргументов в доказательство своих низких оценок. В таком случае, ведущая решает этот вопрос с критиком в индивидуальном порядке или уведомляет его об изменении оценки.
Ведущая принимает и жалобы от авторов по этому вопросу в личные сообщения.
Каждый спорный случай будет тщательно рассматриваться.
Если не будет необходимости прибегать к этому правилу, итоги могут быть объявлены на следующий день после окончания голосования.
Прошу высказываться культурно и уважительно.
Некорректные выражения и флуд буду удалять.
За высказывания и стиль полемики, дискредитирующие Задание, ведущую или сам Конкурс, участник не допускается к следующим турам Конкурса.
А теперь - ваши великолепные, уникальные произведения...
Желаю приятного чтения!
ВНИМАНИЕ! добавлено ещё одно произведение №16 - заявка принята позже по уважительным причинам!
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
1. Первая грусть
В истомлённой тиши заводь затихла.
В прохладе стоит поспевающий куст,
Паутина легко в нитях повисла,
Вокруг расточая осеннюю грусть.
Ожидая грибных ливней весёлых,
Смородина щедро чернеет вокруг,
Заготовлено впрок сено по сёлам,
Усталое солнце свершает свой круг.
Облака высоко. Дни убывают.
За дверью – пахучий и яблочный Спас
Урожая запас впрок принимает –
Отставлен варенья готового таз.
В огородах чеснок сохнет пучками,
Ботва на картошке желтеет в свой срок,
Ароматов поток вьётся кругами,
Обычного дня подводящий итог.
2. Август
Август катится вниз – осени в ноги,
Ссыпая плодов разноцветную дань!..
Лето падает ниц – голой дороге,
С мольбой чуть отсрочить холодную рань…
Неминуем сентябрь – кроет росою
Травы;, обожженную летом, листву…
Птичий гомон ослаб – сняты с постоя,
Вернулись домой, к своему естеству…
Но пока, звездопад – тихо, под утро,
Рисует надежду, мазок за мазком…
Я спешу, невпопад – хво;рая будто,
Коснуться мечты в суете городской…
Тают теплые дни – падают в душу,
Срываясь, как листья с ветвей на ветру…
Ещё раз позови – небо обрушу…
Осенним дождем на свиданье приду.
3. Страсть
Голубую пыльцу бабочка тронет,
Нектар собирает, легка и свежа.
Очарован цветок – листья-ладони
Подставит – пусть сядет, приятно держать…
Упорхнула в ночи, счастье украла.
Всю ночь разрывается звонами тьма.
Эта музыка – стон: «Мало! Так мало?!»
Звенит колокольчик и сходит с ума…
На рассвете, блеснув ярким нарядом,
Присела, целуя поникший бутон.
Колокольчик, воспрянь! Бабочка рядом!
А ночью был страшный таинственный сон…
Скороспелая страсть – слаще нектара.
Опасней, чем морок лесных колдунов.
Хочешь верить, что дар, знаешь, что кара –
Завядший цветок оживить не дано…
4. Влюбчивый страж
Белый храм на заре вырос призывно –
сакрально манящий – рассеяв туман.
Новый зритель и страж, я агрессивно
сверкаю глазами. Сойду ли с ума?
Вольный шаг вразнобой в яркой колонне
наряженных женщин похож ли на марш?
Хмель с утра в головах – волны неровно
идущих колышут. Я вижу мираж?
Одеянья тонки – белому шёлку
закрыть невозможно нагие тела.
Подставляю скорей к губкам я щёку
и жду поцелуя – сгорю ли дотла?
Самой первой из всех выдать не ленно
на память мне сочный хмельной поцелуй.
Я теперь не смогу выйти из плена
чарующей неги: не страж я – холуй…
5. В предчувствии зимы
Очарованный мир – ягодный август
рисует с натуры ветшающий дом,
замирая на миг, вносит поправку
и полнит бокалы осенним вином.
Обнажаясь к зиме, спелое лето
неспешно финальные жесты творит,
покоряется тьме, прячась от света,
не в силах взойти по ступеням зари.
Помолчи о любви. Снова у края
теряем былые слова и мечты…
Оттолкнись и плыви, даль обретая –
ходить по волна;м не обязана ты.
Горевать не спеши – волюшка слаще.
Падут и растают снежинки, и вот –
сокрушённой души Лазарь смердящий
из тёмной пещеры в нетленность шагнёт.
6. Неоновый демон.
В неритмичной стране, в сумраке мнений,
озвученных злыми – по сути – детьми,
непонятна вполне цель изменений
внутри восприятия света и тьмы.
От жестокости зла мы отказались,
казались другими, но только она
никуда не ушла. Мысленно сжалась
и жалость, как лишняя боль и вина.
Уходя уходи в жадное место –
греша обалдело – бегом и ползком.
Где остался один шаг до эстетства
и шаг этот сделан багровым мазком.
«Слишком стар… » – не принять жупел, как символ
Содома, но где мы? – позвать бы врача!
Изо льда и огня, жутко-красивый
«Неоновый демон» проснётся… вчера.
* ___
«Слишком стар, чтобы умереть молодым» (2019г)
«Неоновый демон» (2016г)
Крайние работы в фильмографии датского режиссёра «нео-нуара»
Николаса Виндинга Рефна.
7. Суховей
Загулял, загулял бриз на просторе:
волшебником злым превращен в суховей.
Виноградник поник, высохнет скоро,
незрелые гроздочки жаждут дождей.
Не слышны голоса – пляжи пустынны.
Бекасы и чайки направились в грот.
Раскалён, как в печи, горький, полынный
воздушный поток мою душу гнетёт.
Ни травы, ни цветов, склоны печальны.
Усадьбы влекут ароматом садов.
Водопад и бассейн гостя встречают,
ручей Вам романсы исполнить готов.
Вечереет, свежо, солнца известен
маршрут, и волна приглашает в игру.
Долгожданная ночь бархатным пледом
укроет, чтоб дымкой рассеять к утру.
8. Пятый вкус
Для гурмана еда – способ открытий
Неведомых вкусов изысканных блюд.
Удаётся ли вам, будучи сытым,
Легко распознать Пармезанов этюд?
От рецепторов ток следует глубже.
Умом не понять, что творится внутри:
Что волнует давно пылкую душу,
Способно внезапно затронуть, взбодрить.
Непорочны слова – выразить чувства
Дано не любому, в молчанье любовь.
Отчего же тогда в сердце так пусто?
Украшен, задёрнут и спрятан альков.
Ни солён, ни горчит… сладок иначе.
Умами* – пикантен, приправа влечёт.
Дегустируя, вкус делает зрячим
Слепого в любви, неудачи не в счёт!
* - Ума;ми (яп. «приятный вкус») — вкус высокобелковых веществ, выделяемый в самостоятельный, пятый вкус в Китае, Японии и других странах Дальнего Востока.
9. "Не пиши, не звони – тема закрыта"
Не пиши, не звони – тема закрыта,
Достаточно было объятий и слов.
Ты, как лёд, холодна, милая Рита,
Как девушка в парке с огромным веслом.
Не буди, не тревожь спящие чувства,
Расстанемся лучше друзьями – и пусть.
Твой портрет на стене... Знаешь как грустно?
Я каждый изгиб изучил наизусть.
Я достану мольберт, краски да кисти,
Мазками добавлю немножко тепла
И сирень допишу – кисть-пятилистник*…
Ты помнишь, у дома соседа цвела?
Обещала сирень тихое счастье,
Земное блаженство и свет впереди.
Телефонный звонок, робкое: «Здрасте…
Портрет дописали? Мне можно прийти?»
* Народная примета гласит, что заветное ваше желание исполнится, если вы просто найдете цветок с 5 лепестками на распустившейся грозди сирени. Художники часто меняют свои произведения по ходу работы. Бывает так, что первоначальная задумка сильно отличается от конечного результата.
10. Перевал.
Половина пути. Пройдено много.
Сомненья, что сможешь вторую пройти.
Позади перевал, стоптаны ноги,
довольно запутан дорог серпантин.
Над раскладами карт – только усмешка,
нередко пытался себя обмануть.
А предавших в пути – помнишь, конечно,
но больше – досрочно закончивших путь.
Оставляли порой – вера с надеждой,
всегда возвращались, а с ними – любовь.
В неистертой душе спрятана нежность,
а телу привычно пройти через боль.
Середина пути. В пропасть сомненья.
По новой движенья азарт захватил.
Замечательно так – с потом и ленью –
без тени сомнений под солнцем идти.
11. В Брянском лесу
Мошкара достаёт, путает леший,
То Брянский дремучий, но хоженый лес
К нам пристал, заманил – просто как шалый.
Ты леший лохматый, где только засел?
За сосной, за пеньком, в кочках, возможно.
И сколько ещё нам кружить и кружить?
Отпусти же домой, впредь осторожно
мы будем владенья твои обходить.
Шевеленье в кустах – мишка быть может,
по ягоду вышел – сластёна лесной.
Все застыли: кто там? Выбежал ёжик
Немного колючий, лохматый такой.
Очень много грибов в наших лукошках.
Пожадничал видно хозяин лесной.
Вот оставим ему хлеба немножко.
Уж точно тогда нас отпустит домой.
12. Усталость
Напряжённость опять страсти разбудит,
а нужно начать как обычно, с нуля.
Ну а пульс не унять – прямо под грудью
по-женски упрямо трепещет земля.
Косогор неспроста мя́тликом устлан
И кажется – здесь ты мальчишкою был.
Неужели устал? Новое чувство…
Когда ты сгибался под гнётом судьбы?
Погулял, итого – по́жил, как будто
стакан опрокинул, но горечь на дне.
А важнее всего – эта минута,
но тикает время быстрей на войне.
Тупорылая смерть всё же не ми́нет –
застыла с ухмылкой, глазея в упор.
Обезвредить суметь хитрую мину…
Усталость – последнее чувство, сапёр!
13. О скрипке
В темноте разомлев, чувствуя скрипку
На бархатном ложе тоскует смычок.
Утомившись напев вздрогнувший зыбко,
Под струнами сонно вздыхая прилёг.
За кулисами мрак дремлет привычно
Послушно покинув скучающий зал,
Торжествующий фрак кем-то почищен,
Чтоб завтра в восторге партер замирал.
Торопись музыкант- сцена жестока
И выплеснув свет затеняет оркестр,
Принуждая талант стать одиноким.
Со скрипкой смычок собираются в крест:
Отвечая смычку струны запели
Мажорных мелодий ловя благодать,
Усмиряя тоску, сольные трели
Заставили целый оркестр замолчать.
14. ЗлоВЕЩИЙ сон (мистика)
Полумрак, никого. Боже, ответь мне:
в раю оказалась, в кромешном аду?
Преграждают мне путь дикие ветви,
закрывшие выход в забытом саду.
Не пробраться вперёд, буду на ощупь
дорогу искать, продираться в обход.
В тишине обогну тёмную рощу,
увижу вдали свой победный восход.
Почему не идёшь, милый, навстречу?
Мне боязно здесь и тревожно одной.
«Не волнуйся, ты спишь!» – листья мне шепчут…
Во сне не найду я дорогу домой!
Шелестит ветерок, гонит все страхи.
Забыла давно, как сюда я пришла…
Мне приснилось, что я гибну во мраке.
Окончен мой сон, завершился кошмар!
15. Беседа
Оглянись, дорогой. Видишь, осталась
В ночи неразумных поступков арба.
Без тебя – без следа. Плачешь? Вот малость.
Грешить-то не тяжко? Такая судьба.
Торопись, разбери. Груз тяжеленный
Не пустит тебя в долгожданный чертог.
Пусть обманчив твой мир. Всё переменно.
Долгов не потерпит смиренный наш Бог.
Полюби, дорогой. Трудно, конечно.
Достойным поступком окончится путь.
И простятся грехи. Жизнь? Безупречна…
Со мной переход незаметен. Уснуть.
Разговаривал он. Ангел. Знакомо.
Прозрачен и светел. Узнаю его!
Обращался к душе. Помнится, дома
Затеплил я свечку и жду. Рождество.
16. S-T-I-K-S*
Неземной небосвод… кислым туманом
затянуты о;стовы зданий в ночи.
Пробиваясь, восход утром обманет
проснувшихся, что ничего не случи...
Не случилось - стряслось! - мира не стало
привычного с детства по прожитый день!
И не всем повезло самую малость
пожить на планете чужой – как мишень.
Пронесёт – тяжело будет остаться
в живых среди тех, кто мутантами стал.
Мультиверсума зло – если мутаций
сумел избежать – непредвиден финал.
Есть иммунные, есть! Только другие,
свобода мешает им жить по-людски.
Не расслабишься здесь… НЕТ истерии!
Со страхом борись! Выживай вопреки!
*) По мотивам фантастического мира «S-T-I-K-S» из книг Артёма Каменистого
В качестве иллюстрации - Натюрморт со скрипкой, художник Андрей Морозов.
Автор проекта и ведущая - Мария Абазинка.