Свежесть благородных чувств 2 часть

Лия Константиновна Телегина
                Продолжение житейской истории

         Дине было двенадцать, когда заболела и умерла мама. Детство закончилось. Следующие тринадцать лет жизни ей пришлось провести в детских домах. Это большой срок жизни. Ей повезло: первые годы она все-таки жила в семье, что и стало той базой, которая помогла ей не сломаться, сохранить привязанность к людям и начать вполне благополучную взрослую жизнь.
         В такие моменты взрослеешь очень рано, уже не ждешь подарков на Новый год и не веришь в добрую фею, – бывает, что Дина вспоминает события тринадцатилетней давности. Тогда бабушка стала много времени проводить с больной дочкой в больнице, Дина часто оставалась дома одна. Отец ушел, когда она была еще маленькой, и семья не поддерживала с ним связь.
         – Она не могла часто навещать маму, поэтому передавала ей письма через бабушку, а бабушка приносила ответы. В письмах писала, как учится, как проходят дни, постоянно желала, чтобы мама скорее выздоровела. Пока еще был шанс, мама отвечала позитивно, просила, чтобы Дина слушалась бабушку. Потом письма стали другими: мама давала ей понять, что на ней, на школьнице, ответственность за бабушку. А потом мать парализовало, несколько раз она была в коме.
         День, когда мама умерла, Дина запомнила навсегда. Самого близкого человека больше нет – это она почувствовала намного раньше, чем пришло сообщение о смерти матери. В школе учительница читала всем что-то интересное, но у Дины было ужасное состояние: страшно, обидно, больно. И она начала плакать, почувствовала, что мама умерла. Вечером приехала бабушка и подтвердила это.
         Девочка понимала, что бабушка не сможет вывезти её, под опекой бабушки уже была её двоюродная сестра, которая за несколько лет до этого тоже потеряла мать.
Бабушка работала проводником на железной дороге, ей бы пришлось бросить работу, чтобы быть с Диной и её двоюродной сестрой. Они обсудили плюсы и минусы и вместе решили, что пойдут в детский дом, это выгодно в финансовом плане: там покормят, оденут, дадут образование.
         Так Дину и её сестру определили в детский дом.
Бабушка ходила в рейсы в среднем на три недели. Когда приезжала, забирала внучек на выходные. О сложностях жизни в системе они ей не рассказывали, не хотели напрасно волновать, помочь она все равно бы не смогла.
         В детдоме девочки поняли, что добро не всегда побеждает зло, и люди не такие, какими кажутся. И Дина засыпала каждую ночь с мыслями о доме, вспоминала, как сидела у маминой больничной кровати. Сложно было принять, что прежней жизни уже не вернуть. Её очень поддерживало сознание того, что есть бабушка.
         Раньше Дина думала, что дедовщина бывает только в армии, но в детдоме испытала это на себе. Старшие дети устраивали настоящий кошмар. Она видела, как унижали тихих, забитых мальчиков: избивали, делали изгоями, некоторых доводили до суицида. Кто-то сбегал. Очень трудно не попасть в список тех, кого постоянно унижают. В её комнате была девочка, которая среди ночи приводила пацанов, развлекалась с ними на соседней кровати. Все терпели, боялись сделать ей замечание. Как-то она ушла гулять, вернулась под утро пьяная, хотела включить музыку, но магнитофон не работал. Почему-то она подумала, что его сломала Дина. Хорошо, что Дина проснулась, услышав, как она лезет через окно, и успела прикрыться рукой, когда магнитофон летел в неё. А то он бы пробил ей голову. Был еще случай, когда она её чуть не задушила. Другим девочкам давала подзатыльники и пощечины. Но Дина не хотела переезжать в другую комнату, потому что таким образом выразила бы ей протест. Лучше было не конфликтовать.
         Жаловаться воспитателям было бесполезно. Но Дине как-то удалось себя отстоять, она не позволяла себя унижать, это помогло выжить среди трудных подростков. Неожиданно сестру перевели в другой детский дом другого города, и Дина осталась одна. Она не любила одиночество. У нее было несколько подружек, хороших, неконфликтных девочек, но такие в детдоме не в почете. После 9-го класса она планировала уйти в колледж, готова была пожертвовать высшим образованием, только чтобы не жить в системе. Но подруга отговорила. Сестра в то время уже полгода жила в другом детдоме. Она рассказывала в письмах Дине, что там хорошие условия, и Дина решила перебраться к ней. Ей выдали справку и сказали, что в другой город её никто не повезёт. Она в слезах позвонила Вале, и та с директором приехала ее забирать.
         Теперь с удивлением девушка почувствовала, что все-таки кому-то нужна, что о ней беспокоятся. Это был совершенно другой детский дом. Дедовщины там вообще не было. Любые попытки сразу пресекались: директор публично на линейке отчитывал ребенка, а все смотрели на него с презрением. Желание вести себя плохо пропадало.
        Кормили вкусно и пять раз в день. Каждую субботу была генеральная уборка, от которой никто не отлынивал. Детдом арендует землю, и летом воспитанники работали в полеводческих бригадах, за это получали деньги, могли себе сами что-нибудь купить к школе. Валя круглый год подрабатывала еще дополнительно: мыла лестницы и душевые. Она смогла купить себе телефон.
Директор задавал обстановку в коллективе, строил отношения с воспитателями, имел большой авторитет и среди мальчиков в том числе. В то же время он не ставил себя выше всех, всегда был рядом, ездил с детьми на поля. По образованию он филолог-историк, и перед ЕГЭ сидел с выпускниками чуть ли не до утра, всех подтягивал к экзаменам. У детей был стимул, потому что за хорошее повеление и оценки их всегда поощряли.
         После выпуска из детского дома Дина поступила в университет на специальность «товароведение». Год назад она получила диплом, работала в частной компании офис-менеджером и тогда же вышла замуж за Петю.
         

                Продолжение следует
                http://stihi.ru/2020/08/14/3082