Всегда есть выбор

Натали Пахомова
 Комментарии к фильму "Жизнь или что-то вроде того" (2002)
Что для нас ценно в жизни? Верим ли мы себе? Правильной ли мы идем дорогой, идем ли вообще?
Фильм говорит о том, что только мы сами можем изменить свою жизнь, что нужно прилагать усилия для осуществления мечты.
 Для начала  - портрет героини. Амбициозная, делающая карьеру корреспондент на местном телевидении. У нее есть имидж. Она полностью состоит из масок, поглощена собою, своим образом, своей карьерой, тем, что она считает успешным в обществе и стремиться этому стандарту соответствовать. Ей хочется блистать, но не хочется делать грязную работу. Что для них с подругой прекрасная жизнь? Это отличная фигура, отличная квартира, отличные волосы. Мои волосы – мой фирменный знак. Это ее ценности жизни.
   В юности в очках, неказистая,  обделенная  вниманием  отца (всегда, как ей казалось любили ее сестру больше чем  ее), мама, которая одна ее понимала, умерла рано, одноклассники  выбирали других – она как бы мстит теперь им за это и всеми фибрами души пытается  реабилитироваться, достичь успеха, показать, что она – лучше, умнее, успешнее, что она их обскакала. Примечательно, что на протяжении  фильма, еще до разоблачения, она меняет  7 костюмов. Каждый раз, выходя в эфир и направляясь на очередную телевизионную тусовку – она в новом костюме.
У нее все распределено. Как   замечает  ее бывший бойфренд, от которого она отказалась по причине его неуспешности в обществе,  у нее все под контролем, она управляет ситуацией и ее жизнь расписана на пять лет – есть пятилетний план. На это достижение успеха направлены ее силы, это становиться мощным  рычагом  и  причиной  ее  энергичности в плане достижения успеха. И вот в начале фильма  мы   подслушиваем разговор двух умных, деловых женщин, которые думают, что жизнь их прекрасна с точки зрения общих стандартов, но за этим – убегание от себя, и сплошные маски.  Но это выясниться потом.
 Но вот  в фабулу фильма  встревает совершенно непредсказуемая ситуация или сообщение. На одном из творческих  телевизионных заданий героиня берет интервью у уличного прорицателя, который якобы  предсказывает погоду  и результаты матчей, и между прочим он говорит ей, через запятую, никак не отнесясь к этой информации,  что  она  умрет  в следующий   четверг.  Поначалу героиня думает, что это подстроил  ее бывший бойфренд за отказ переспать с ним, и это – шутка, пусть глупая, но шутка,  а  значит к этому не нужно относиться серьезно.
 Она пытается уйти от этой информации, но так как все – таки прорицателям, хоть и таким, все еще верят  и к ним прислушиваются,  она решила проверить, насколько верны его прогнозы. Она никогда не будет  верить, ей надо знать. Ведь она привыкла все контролировать и всем управлять. Ей надо или убедиться, что это – бред, или… Она начинает проверять самого прорицателя, и после двух совпадений (с результатом  матча и землетрясением) начинает верить ему….
Как бы вы поступили на месте героини? Только человек с целеустремленным характером   не сложит  руки и  не будет  покорно  дожидаться конца, он начнет активно воздействовать на ситуацию. С присущей ей активностью героиня берется за дело. Что может быть причиной смерти? Скорее всего болезнь. В больнице ей сказали, что здоровее человека в Лос-Анжелесе нет. Значит, болезнь исключена. Но прогноз остается прогнозом.
Ее поражает, что никому эта новость неинтересна, значит, и она неинтересна. Ей не с кем поделиться этой новостью, не на кого переложить груз такого сообщения, она ведь всегда была одна. Остается бывший бойфренд, оказалось, что у нее нет роднее и  ближе человека,  чем он. Даже ближайшая подруга не слышит ее, когда та говорит, что умрет в четверг. Подругу волнует другое – выиграет ли любимая команда.
   Как предовратить смерть? Только забыв о ней, и  начиная жить. Жить по настоящему, без масок и без социальных ролей, жить как хочется,  отпустить себя. Оказывается можно многое сделать за семь дней. Если что-то делать. Можно наладить доверительные отношения  с отцом  и узнать, что отец  всегда любил тебя, только не мог понять и потому  не знал, о чем разговаривать с любимой дочерью, можно искренне поговорить с сестрою, можно стать настоящей,  а не кукольной, можно   быть самой собою и не стараться угодить всем, можно сделать  убойный репортаж, после которого тебя пригласят в столицу вести  передачу, можно осуществить свою мечту, наконец-то. И все это только благодаря  верности себе. Жить в соответствии с собою, своими потребностями, не бояться себя, быть самим собой.
   Но  обо всем по порядку. Ей казалось, что она будет жить вечно. И вот всего 7 дней. Четверг – середина деловой недели, точка перехода от активной части недели к более спокойной. Есть время обо всем подумать.
 Героиня узнает, что жизнь и смерть – это понятия, о которых стараются не думать, они не обладают ценностью сами по себе в человеческом обществе. Все, что угодно  обладает, и прежде всего развлечения. Героиня вдруг обнаруживает, что только столкнувшись со смертью, даже мыслью о смерти, человек начинает ценить жизнь. Он начинает думать о ней, и жизнь приобретает ценность Только столкнувшись так близко со смертью, начинаешь переоценивать и  жизнь, и смерть. Ценность ценности, вот что главное? И что является ценностью? 
Время начинает обладать колоссальной ценностью, оно становиться просто золотым. За эти семь дней нужно многое успеть. На вопрос, чтобы ты сделал, если бы тебе осталось жить 7 дней, бойфренд отвечает –  я бы смаковал каждую секунду. Он указывает ей на ее искусственность, кукольность. Самовлюбленная, эгоистическая женщина, живущая одними иллюзиями. С точки зрения ее бойфренда вся ее жизнь оказалась бессмысленной. Даже юмор – ценность, которая ей неведома.  Твоя жизнь – говорит он, в твоих руках, все можно изменить, и только ты сможешь ее изменить. Нет предопределенности,  что-то  зависит и от нас самих. Если ты что-то коренным образом изменишь в своей жизни, то и  момент смерти измениться. И от говорит главные слова: всегда есть выбор.
Значит до этого она жила как-то не так.
Можно определить 5 ступенек на пути к смерти, к привыканию к  этой новости.
Первая – отрицание, гнев – несмирение. Никому не хочется верить в неминуемый конец, и срабатывает психологическая защита. Не думать, забыться, переключиться, уйти от реальности. 
Когда и это не помогает, наступает уныние. Это не примирение, это -  отчаяние, когда все равно, потому что у человека нет власти над смертью.
И  еще одно – торг. Может можно еще что-то изменить? Выторговать еще несколько дней? И  героиня, наша активная героиня,  идет сразу на торг. Она  пытается  подкупить прорицателя. Она сразу начинает с этого. Может он ошибся, может бутылка хорошего вина может изменить прорицание. Наивно думать, что ты чем-то управляешь в этой жизни. Прорицатель подтверждает сообщение. Бутылка вина и время – на ветер.
Четвертое  – примирение, граничащее со смирением.
Пятое – активное действие, переходящее в апофеоз жизни. Есть еще и шестая ступень,  и  седьмая.
Пятое начинается тогда, когда  она и  бойфренд  объединяются, начинается сотрудничество. Он подсказывает ей выход из ситуации. Остановись она на второй ступени или на  третьей, он бы не стал с ней сотрудничать. Но она  активна. И это его подкупает.
  Она   собиралась выходить замуж за  знаменитьсть, бейсболиста. Кроме  внешнего успеха их,  как оказалось, ничего не объединяет. У нее за внешним фасадом, были еще и внутренние ценности, которые  до поры не находили выхода. У него же, кроме хорошей реакции и физиологии, за душой не было ничего. Она задумалась: что их будет связывать в последние 10-20 лет их жизни, что-то общее, что останется. Когда внешний антураж уже не будет иметь никакого значения? Она задает ему вопрос: мы любим друг друга? Он не хочет думать об этом, ведь ответы на подобные вопросы  поставят хоть кого в тупик. Ведь что такое любовь, вряд ли кто из них задумывался. И что их объединяет, задает она ему вопрос, зачем они вообще собираются пожениться? Ему сложно отвечать на такие вопросы, от таких вопросов и  вообще от разговоров  у него болит голова. Не надо говорить о таких вещах. Он боиться говорить о таких вещах. От таких вещей болит голова. Не мудрено, никто об этом никогда не задумывается.  Это не есть социальная ценность. Она понимает, что зря затеяла разговор. Он приглашает ее на бейсбольную тренировку. Совершенно верно поступает, ведь это его жизнь. Она должна разделить его жизнь, его увлечение, его работу, и не задавать никаких вопросов. Но в том-то и дело, что у нее другие запросы. У нее есть душевные сомнения, а  у него их нет.  ( Ты хочешь вылечить мои душевные сомнения моей бейсбольной тренировкой?). Они не подходят друг другу, а значит, им нечего делать вместе.
 И ей неохота тратить на него даже минуты. Ведь в ее положении эта минута превращается в огромную ценность.
 Примечательный ее разговор с сестрой, с отцом. Ведь по настоящему они уже давно не общались. Во время  свидания с сестрой, она сказала, что мы изображаем из себя других людей. Социальный стандарт так довлеет и над родственными отношениями, что каждый боится признаться другому в своей неуспешности, в том, что хотелось бы другой жизни, такое недоверие существует даже между родными сестрами. Старшая сестра убедила сама себя. что ее жизнь удалась и скрывает от младшей  и даже от себя  свое недовольство ситуацией с мужем.
  Жизнь здесь, в особняке  тоже во многом виртуальна, реальная жизнь ведь заставила бы над многим задуматься и что-то менять в ней. А это значит, крушение идеалов, крушение социального и материального благополучия. Лучше смириться.
Велико удивление сестры, когда наша героиня говори, что хочет поговорить с ней. Поговорить со мной?
И еще  большую броню она надевает на себя, когда  узнает, что речь идет о смысле жизни, не просто чей-то, а ее жизни. Она бы никогда не призналась себе, что в ее жизни нет смысла. Ведь это значит  признаться, что жизнь прошла зря, что все, что окружает ее – просто мишура, признаться в своей несостоятельности. И она защищает эти выдуманные ценности.   Не случайно, в конце несостоявшегося разговора, она скрывается  за  формальными  правилами этикета: ты должна знать, что надо уметь красиво заканчивать разговор, тем самым уйдя от серъозного разговора. 
  Но ей удается достучаться до отца. И она понимает, что из-за своих обид, не могла понять, что отец любит и ее: я любил обеих моих девочек. Просто он не мог найти слов для общения, дочь казалась ему слишком сложной, и поэтому он ограничился беседами со старшей.( Я не мог придумать, как разговаривать с тобой).  Но он  по-своему  показывал ей свою любовь. И она узнает, что у него  есть все ее  репортажи. Так значит, это она была так невнимательна к нему. 
  Происходят изменения в отношениях. Но и в  телевизионной жизни – тоже. Она расслабилась и перестала себя контролировать. Восприняла совет  напоследок себе все позволить, жить каждую минуту. Из  аккуратной девушки, стильной дамы превратилась в подростка в пижаме. Так же появилась и на телевизионном задании,  где своей непринужденностью и непредсказуемостью и свежестью поразила своих коллег, кто-то злорадствовал, а кто-то  обратил внимание на новизну. Она впервые была без грима, без заранее написанного текста и совершенно без мозгов. Полная свобода, где выразилась ее неуемная энергия и творческая суть. Сила и свежесть – как леденцы.
Но интересна ее реакция на происходящее: моя жизнь кончилась. Оказывается для нее жизнь – это карьера, замужество. На что бойфренд говорит, что он работает, когда ему хочется, т. е в деятельности всегда должен быть элемент свободы,  творчества. В жизни есть вещи важнее, чем работа. Например, его сыну повезло, что в его жизни есть два любящих родителя.  Впервые она вкушает эту свободу, они гуляют в парке,  едят мороженое, гуляют с сыном. Она признается, что это – лучше. Для него ценностью является свобода, одиночество, жизнь в ее многообразии, отношения с сыном. Для нее по-прежнему – ее  работа. Но и отношение к работе уже другое.
 И когда ей предлагают  работу в Нью-Йорке, она не отказывается. Ведь это уже не карьера, это возможность проявить себя, свой талант. Но здесь на пути у нее – его эгоизм. Он не хочет жертвовать, он не желает ехать в другой город. Он обвиняет ее в том, что ничто не способно увлечь ее надолго, имея в виду себя. Но ведь она никогда не говорила, что откажется от работы. И здесь срабатывает уже его мужской эгоизм, эгоизм  влюбленного. Их  интересы расходятся.
Она улетает. Выбор жесткий – или работа, или отношения.
Интересно просмотреть хронологию событий  последних четырех дней. 
Понедельник – репортаж, вторник – свободный день, прогулка по парку, среда – героиня получает работу,  четверг – 6.30 – интервью. Вы не получите работу, и вы умрете в четверг – сказал прорицатель. Но героиня получает эту работу, а значит, верит, что события изменились. Это ее  вдохновляет, значит, она что-то изменила в своей жизни.
 События   с утра развиваются стремительно. Она берет интервью у телевизионной звезды Деборы…Очередной формальный репортаж, как надеялась Дебора  превращается в допрос с пристрастием, в публичное раздевание для нее, которая всем здесь заправляет. Все маски сняты, героиня пытается достучаться до сердца, до искренности, она убирает заранее  приготовленные вопросы и задает свои. Они болезненные, но теперь она имеет право, ведь она тоже что-то пережила. И не хочет совершить ошибку в жизни, Вы не жалеете, что принесли в жертву карьере личную жизнь, счастье?  Трудно уйти от этого вопроса, скрыться за маской. Дебора впервые за свою телевизионную карьеру говорит искренне, на лице появляется улыбка, она становиться собою,  жесткое выражение лица и деловитость уходят, она становиться хорошенькой. Но это – на время. После репортажа, она опять железная леди. И героиня уволена за свою наглость и хамство. Она ей этого не простит, провинциалке. Но  героиня не переживает. Впервые она была собой на телевидении, впервые она сделала что-то значимое, глубокое, изменила мир. Она поняла через интервью саму себя, через историю другого  осознала,  что есть другие ценности. Она уже что-то сделала. 
Но она еще очень мало сделала, чтобы отвратить  инерцию потока жизни, чтобы кардинально изменить  момент смерти. Ведь до этого она жила  не так. И в том, что  пуля задела ее,  сработала  инерция  потока.
 Но кое-что уже изменилось. У нее с ее бойфрендом - большая сумма  жизни. И эта большая  энергия, энергия любви  предотвращает смерть. В конце фильма  - они – вместе.
 О чем эта картина? В карьере, как и в жизни нужно уметь быть самим собой. Она воскрешает на 4 день  недели, в 4 минуты по местному времени, в четверг.
Та часть ее личности, которая не умела жить, по ее словам, действительно умерла. Но  возродилась  другая)))