Талант пианиста

Вадим Константинов 2
                Или некий дар,
                Что дан был свыше...

                Или...

                Что почти наверняка...

                Кропотливый долгий труд...

                Пока
                Мозга приказанье
                Не услышит
                В миг любой
                Послушная рука!..
                06.08.2020.



Предполагают, что добиться успеха выдающемуся композитору и пианисту Рахманинову помогли физические данные. Современники отмечали, что его кисти были большими и красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен и узлов на длинных пальцах. Долгое время считали, что размеры кисти — следствие генетического заболевания, синдрома Марфана (носители синдрома высоки, как и Рахманинов, имеют удлиненные конечности, вытянутые пальцы — арахнодактилия — и гипермобильность суставов). Однако позже медики эту версию опровергли — у Рахманинова отсутствовали многие симптомы, характерные для данного заболевания.
Руку музыканта легко узнать по разработанности и «накачанности» межкостных и червеобразных мышц кисти. Но пальцы лишь финальный аккорд. Рука пианиста работает даже не «от плеча», а «из корпуса». Нагрузку несут мышцы спины, груди, плечевого пояса. Они направляют руку музыканта. Сейчас экспрессивная техника исполнения кажется естественной, однако в России о ней впервые заговорил физиолог, композитор и музыковед Иван Крыжановский, в 1922 году опубликовавший «Физиологические основы фортепианной техники». Длинные пальцы в сочетании со слабой спиной вряд ли подарят миру виртуоза. Поэтому никакое заболевание, например арахнодактилия, не может считаться предрасположенностью к игре на фортепиано.
Секрет успеха Рахманинова не в размерах рук и не в особом их строении, а в комплексе упражнений для растяжки межпястных сухожилий и мышц, которые он регулярно выполнял.
Успеха на исполнительском поприще добивались пианисты с совершенно разными физическими данными:
Фридерик Шопен — обладатель узкой и тонкой кисти с недлинными пальцами. Разрабатывая собственную школу игры на фортепиано, музыкант особое внимание уделял развитию гибкости пальцев. Его собственные кисти были суперэластичными.

Ференц Лист — венгерский пианист-виртуоз. Современники отмечали, что пальцы у него длинные, а пясть маленькая. Григ, вспоминая Листа, писал о «длинных паукообразных пальцах».

Антон Рубинштейн — его руку называли «львиной лапой в бархатной перчатке». Fortissimo Рубинштейна обладало потрясающей мощью. Вероятно, из-за этой исполнительской особенности немецкие критики прозвали музыканта Северным Чудовищем (Das nordische Ungeheuer). Его кисть была широкой, с развитой мускулатурой, с довольно короткими и толстыми пальцами — в противоположность рахманиновской.
http://www.vokrugsveta.ru/article/284705/