Александр Рытов. Экспертный обзор. Июль-2020

Большой Литературный Клуб
Не собираюсь утомлять читателя описанием творческих принципов при отборе произведений. Единственное, что важно подчеркнуть, это очень достойный список стихотворений, из которых можно было отбирать не по принципу «понравилось – не понравилось», а по принципу «понравилось – очень понравилось». Июльский лонг подарил мне шесть прекрасных открытий.
 
1/ Такое кино
Эмкей

Удивительно ясное прозрачное стихотворение. В нем время грез, время страстей и просто время, стремительное уносящееся и уносящее нас за собой. В "Таком кино" черно-белый Мастроянни, живущий в сознании любого, кто ценит чувство, не застывшее мраморное, а живое, полное иронии, неловкости и печали. В "Таком кино" Близость и Счастье двоих, которым нужны только теплые светлые улицы бедного итальянского юга, никакой северной помпезности и нарочитости. В "Таком кино" Маленькая Комната дешевой гостиницы в 100 км от Неаполя и укромная нежная неизвестность, позволяющая осознавать свое присутствие и свое участие в жизни счастливых. А потом легкий вечерний ветерок, орнамент итальянских гор, местное домашнее белое вино со всяким итальянским морским, артишоками и спаржей. Впереди август. Если откроют границы, еду в те края. 
 
ЭМКЕЙ «Такое кино»
http://stihi.ru/2020/02/07/8702 отборочный тур резидентов

Я бы хотел жить в итальянском кино,
одеваться, как Марчелло,
раздевать, как Марчелло.
Фотопленка не должна быть цветной,
исключительно черно-белой, –
только градация яркости,
подчеркнутая контрастность чувств.
Никаких избыточных атрибутов,
вроде  британской короны,
все, чего я хочу,  –
в поисках уголков укромных
по звенящим от  зноя
извилистым улочкам бродить необутым,
держа в левой руке твои сандалии,
в правой – мои ботинки.
Я бы хотел жить  на юге  Италии,
чтобы ты тоже жила там, со мной, а не в Аргентине
или бог знает, с кем и где.
Чтобы мы любили друг друга, забыв о еде,
пока не иссякнут силы.
Я бы хотел снять фильм  о человеке,
у которого все это было...

 
2/ «читая ошо»
Берта Лучева
 
Стихотворение "читая ошо" Берта Лучева невозможно подробно прокомментировать или пересказать. Для этого нужно написать такое же стихотворение. В нем есть все для того, чтобы получить эстетское удовольствие от легкого касания нависающей над всеми нами вечной мглы, от бесконечного маневрирования в наших головах тяжелых скорбных глыб и громад вечной памяти, которые начинают катиться вниз по артериям и извилинам, как только в них заканчивается шоколадная анестезия. Стихотворение прекрасно построено композиционно. Был бы я приближенным президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, повесил бы этот стих в Национальной галерее в Ашхабаде перед входом в зал туркменского современного искусства.
 
БЕРТА ЛУЧЕВА «читая ошо»
http://stihi.ru/2016/09/18/7982 номинатор Александр Крупинин

никогда не беспокойтесь об отрицательном / ц

запах горького шоколада
вытеснил желание сочинять о плохом
да и кому это надо
развалины ашхабада...
один незнакомый проживающий по адресу
за несколько лет и зим превратился в нэцке
маленький неподвижный цвета слоновьей кости
не ходит в гости и к себе никого не зовёт
слушает:
вот как всегда упало в матушкин огород
а я в подвале в подвал не попало
иногда выходит чтобы занять очередь
получает богпомощь – масло крупу суп с котом
замечает бабочку на увядших флоксах
крылья плащом по краю траурная полоска
и говорит ей – я тебя помню зая
ты прилетала когда я учился в школе
сидела на тёплом окне
и говорила – здесь запятая и здесь запятая...
он прощается с ней идёт в свой подвал
становится бледным и неподвижным
здесь у него рай и ад
 
не хотела про это думать
не хотела
просто закончился шоколад

 
3/ Наталья Явлюхина ***
 
Почти год читаю стихи Натальи Явлюхиной на фб. Каждый раз перечитываю их, возвращаюсь к ним. Стихотворение "В ночные дачи в обруче жд" на мой взгляд - лучшее стихотворение этого тура. Как же классно, что на стихире есть такие авторы.
 
НАТАЛЬЯ ЯВЛЮХИНА «в ночные дачи в обруче жд»
http://stihi.ru/2020/07/13/6793 номинатор Термитник поэзии

***
в ночные дачи в обруче жд
сошло созвездье Девы, став огнем
в цветочной антрацитовой воде
прудов, полярным днем;

кричащий в бочку, с дырочкой в боку,
он ходит, спотыкаясь о труху –
фольга, бычки, чертополох в сугробах –
он сумасшедший или идиот
и ничего на свете не берет
таких как он, и слава богу (Богу)

молчит электросхема ноября –
зеленая пластинка с золотой
извилиной молвы (да он больной,
да он убьет когда-нибудь тебя)

и Спика, бессердечная звезда,
парковочным прожекторным лучом
из-под воды, из-под говна и льда,
высвечивает ту, что не видна

во всей тоске магическую ноту
наверное, ей имя простота:
поставить чайник, выпустить кота,
впустить кота, собраться на работу.
 

4-5/ Номинации Натальи Матвеевой

Далее две совершенно замечательных номинации Натальи Матвеевой. Два очень разных, но эмоционально близких стихотворения Екатерины Камаевой и Любови Андреевны Артюгиной. Начнем с Sobre el tabaco. В свое время, когда я был студентом, пытался учить сразу три языка - английский, греческий и испанский. И если английский язык шел легко, то испанский по какой-то странной причине начисто вытеснял греческий. В результате я отказался от испанского и выучил греческий. Но желание знать один из лучших латинских языков не оставляло меня. Однажды я даже занимался полгода с репетиром. Уже начал говорить, читать на языке, но эффект исчезновения греческого опять напугал меня. Я даже видел сны на испанском. Когда просыпался, мне казалось, что язык уже внутри, что я смогу весь день говорить на нем. Но испанский растворялся вместе со сном, как легкая ароматная пыльца на губах. Тонкое эмоционально отточенное стихотворение Екатерины Камаевой еще раз заставило меня пожалеть о том, что я не выучил испанский язык. Настроение благополучия и спокойствия, ароматы табака и мира. В чем-то этот стих перекликается с другим "латинским" стихотворением этого тура - "Такое кино" Эмкея. Рауль и Марчелло...  Позвоню чилийцу Нестору, другу Луиса Корвалана, продолжим уроки испанского в сентябре.
Отчаянные степные всадники Любови Андреевны Артюгиной, с одной стороны, полная противоположность безмятежному табачному Раулю. Но с другой стороны, они - темная сторона луны, другая грань внешнего покоя и мира любого из нас. Подборка Натальи Матвеевой представляет собой две половинки одного целого: эмоцию тишины и эмоцию взрыва. Удивительно!
 
ЕКАТЕРИНА КАМАЕВА «sobre el tabaco»
http://stihi.ru/2020/06/06/3344 номинатор Наталья Матвеева 5

хочешь историй? ну, вот тебе, предположим:
время возьмём нейтральное, климат — жаркий
в качестве транспорта будет гнедая лошадь
далее — как получится, слов не жалко

…правильно, лучший в округе табак
растёт на грядках у дона Рауля

утром и в полдень дон кормит своих собак
/нахлебники, только будки и караулят!/

а табак так и прёт, так и прёт
из сдобренной ромом почвы
/сам-то Рауль лет десять уже не пьёт
по причине болезни почек/
на табаке он, можно сказать, женат
сам Бог ему в помощь (а может, и кто ещё)
...на нижних листьях намечается рыжина
что значит, солнце реально не зря печёт
но Рауль не спешит, врождённым чутьём ведомый
глаз его опытен, пальцы — и те провидчивы 

...неподалёку дремлет сушильный домик
снаружи серый, внутри коричневый
полный ранее собранного табака
который, просохнув от жидкой слизи,
шелестит в дыхании тёплого сквозняка:
такой трёхнедельный шашлык из огромных листьев

в домике слышен тот самый запах,
собранный в сморщенную эластичность
/так и быть, пусть ещё повисит, до завтра —
«до завтра», как правило, не критично/

и вообще, в половине второго часа
от такой жары не выдерживает сетчатка —
дон Рауль укрывается en su casa*,
в праобители безнапастия и достатка

пальмовый кров дарует ему прохладу
в гейзерной кофеварке бурлит эфиопское зелье
mujer** у Рауля — породистая мулатка
с ресницами гуще, чем у младой газели
и телом, полным призывно-входных сигналов
/зовёт он её «mamita», иначе сказать — «мамуля»/

...полуденный ветер с трудом огибает скалы
и по-табачьи ластится к дону Раулю…


* в своём доме (исп.)
** жена (исп.)

 
ЛЮБОВЬ АНДРЕЕВНА АРТЮГИНА *** («Перебирая вины прошлых лет...»)
http://stihi.ru/2020/05/31/3859 номинатор Наталья Матвеева 5

***

Перебирая вины прошлых лет,
Чего ищу: пощады или чуда?
Чужая всем, я дождь из ниоткуда,
И в никуда переходящий свет.

Мне имя – степь. Мой безграничный дом.
И всадников сверкающие лица!
Я чувствую, как рвётся под седлом
За край небес гнедая кобылица,

И крови вкус дрожит на языке,
Солёный воздух рассекают стрелы,
И мёртв мой брат, и конь несёт к реке
Победный вскрик и взгляд оледенелый,
На красные ступая ковыли.

Не стоит приучать таких к неволе
И связывать их узами земли.
Лови, лови влюблённый ветер в поле!
Убей! но повседневностью не мучь.

Я виновата, что моя свобода
Взломала ночь, и чувства, и сургуч,
Закаменевший на устах народа –

Он был со мной, когда я не была,
Он мой навек – я кровь его и тело.
Нам рвали рты и души удила –
Там на;ша речь на ковылях густела!

Ни смерть, ни бездна не разделят нас.
Но жарче всех горят мои возвраты,
Когда луна прозрачная видна,
И движется сквозь дым голубоватый

Далёкий всадник посреди степи,
Протяжно кличет в поднебесье птица,
И ветер налетающий слепит,
И сам слезой кипящей серебрится.
 

6/ Диана Коденко
 
И, наконец, очень понравилось стихотворение Дианы Коденко. Очень простое и самобытное. Вроде бы понятно все: и сарказм, и боль, и любовь в одном флаконе. Но сделано так, что как-будто впервые обо всем этом узнаешь. В стихотворении звучит собственный голос с интонациями и уверенностью настоящего поэта. Такова тайна Слова. Я даже представил, как прекрасно это стихотворение будет звучать на греческом. Это будет песня в стиле "новый ребетико". Может, попробовать?
 
ДИАНА КОДЕНКО *** («Она так долго снимала, разматывала...»)
http://stihi.ru/2020/07/17/2541 номинатор Денис Ткаченко

***

Она так долго снимала, разматывала
                четыре пестрых платка.
Без них становилась маленькой, седенькой,
                похожей на мотылька,
В каких-то морщинках, пятнышках,
                в каких-то замызганных кружевах…
Сухой ладошкой хлопала по столу: харе, мол, переживать!
 
Давайте, ребзя, работаем! Вы, что ли, не видели старичья?
Ну зырьте — я ого-го еще, у нас кое с кем договор, ничья.
У нас еще — подверстать вот это,
                наладить, скрепить вон то.
Ну, мерзну в пальто, окей. Куплю другое пальто.
 
Надену оба, пойду такой городской сумасшедшей — ха! —
Кому там кажется, е-мое, что внутри людишек — труха?
Внутри людишек — огонь, горячее, дикое вещество,
И не погасить его, не отменить его, не утолить его…
 
…Верстали, скрепляли, налаживали, отправляли в печать.
Друг на друга орали и ржали,
                только бы в одиночестве не кричать.
Внутри людишек — любовь:
                спасает, в платок закутывается, ест живьем,
И не погасить ее, не отменить ее, не утолить ее…



Мой выбор:
Наталья Явлюхина
Эмкей
Диана Коденко
Берта Лучева
Екатерина Камаева
Любовь Андреевна Артюгина

В целом, очень хороший лонг. Я бы отметил таких ярких интересных поэтов, как Александр Крупинин, Жиль де Брюн, Сомов Торжок, Михаэль Щерб и другие. Но для меня лично на этом этапе оказались более ценными те стихи, которые подарили радость почувствовать что-то новое. Спасибо огромное номинаторам и редакторам!