Не квадрат Малевича

Найля Рахманкулова
"Цветущие яблони", 1928. Размер картины: 70x55 см. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Творить значит жить,
вечно создавать новое и новое»
К. Малевич

Цель данного эссе – попытка сказать несколько слов в защиту одного из моих любимых русских художников и представить Вашему вниманию другого Малевича – яркого, талантливого и  неповторимого.

Казимир Северинович Малевич (1879-1935) - художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ, основоположник супрематизма.

Что мы знаем об этом удивительном художнике 20 века?
При упоминании его имени у большинства людей, не связанных с живописью, невольно всплывает в памяти  одна единственная картина. Её название, пожалуй,  знает даже ребенок.
Иными словами,  говорим Малевич – подразумеваем «Черный квадрат».

Представленная художником впервые на выставке футуристов под эпатажным названием «Ноль – десять» (0,10) более 100 лет тому назад (1915 год), картина вызвала у современников бурю негодования: «Что это за мазня вместо картины, которую и пятилетний ребенок сможет нарисовать!?» Отношение к этой знаменитой картине остается неоднозначным и в веке 21.
 
До поступления в детскую художественную школу, мое представление о творчестве Казимира Малевича ничем не отличалось от общеизвестного. На последнем курсе (на четвертом),  изучая историю искусства,  произошло знакомство с другими невероятными картинами этого выдающегося живописца. Благодаря нашему замечательному педагогу мы узнали, что Малевич – это не только «Черный квадрат».

В общей сложности, коллекция  произведений  художника насчитывает свыше 300 картин – автопортреты, портреты, пейзажи. При жизни Малевича состоялось 50 выставок с его работами. Признание к художнику пришло не сразу и сопровождало его творчество не всегда.

Как известно, у каждого живописца своя техника, свои профессиональные секреты и хитрости. Одной из особенностей техники живописи Казимира Малевича было наложение красок одна на другую для получения особого рода цветовых пятен. Например, для получения красного пятна Малевич использовал два красочных слоя — нижний чёрный и верхний красный. Световой луч, проходящий через эти красочные слои, воспринимается зрителем уже не собственно красным, а с оттенком темноты. Этот приём наложения двух красок позволяет экспертам выявлять подделки работ Малевича.

Весьма интересна эволюция творчества живописца. По признанию самого Малевича, он развивался от «импрессионизма к супрематизму».
Однако в последних работах художника от супрематизма (беспредметная живопись) почти ничего не осталось, они очень реалистичны. Он пишет портреты своих близких – матери, дочерей Галины и Уны, жены, друзей и знакомых. Его поздние картины вызывают ассоциации с итальянским портретом эпохи Возрождения. Они излучают оптимизм и жизнеутверждающий дух.

В свое время Малевич бросил вызов классической живописи своим «беспредметным искусством», а сегодня многие коллекционеры уверены, "что обладать картинами Малевича - гораздо престижнее, чем иметь, к примеру, двадцать Мерседесов".

Из всех картин Казимира Малевича, широко известных и не очень, я выбрала для Вашего внимания одну из самых не типичных для его творчества, но, в то же время, одну из самых ярких, красочных и жизнеутверждающих. Это изумительный пейзаж «Цветущие яблони», выполненный Казимиром Малевичем в стиле импрессионизма.
Создавая эту картину, художник обратился к традиционной форме выражения. Картина выполнена крупными, сочными мазками, ее оттенки мягки и теплы. Чувствуется любовь художника к этой местности, его трогательное восхищение этими цветущими деревьями и их красотой.
Сам Малевич так писал об этой картине, вспоминая свое живописное впечатление-откровение: «…Я наткнулся на вон из ряда выходящее явление в моем живописном восприятии природы. Передо мной среди деревьев стоял заново беленный мелом дом, был солнечный день, небо кобальтовое, с одной стороны дома была тень, с другой — солнце. Я впервые увидел светлые рефлексы голубого неба, чистые и прозрачные тона».

В этой картине тема реализма вновь возвращается к Малевичу, уже прошедшего точку перелома творческих граней, и уже создавшего высший предел выражения измененного художественного представления.
Красота цветущих деревьев, воздушность, праздничность, пышная нарядность отразились на картине Малевича. Ни одного намека на упрощение не видно в этой картине, ни одного кусочка супрематизма, столь бурно пропагандируемого художником, только природное изящество и красота.

Источник информации: книжная серия «Великие художники».
«Издательский дом «Комсомольская правда», Москва, 2011 год,
том 85 «Казимир Северинович Малевич»