Любитель свободы

Гриша Воскресеновский
   Жил в одном провинциальном городке директор любитель свободы, считавший всех людей на земле братьями и что они ,люди должны жить открыто  без границ, даже книжки на эти темы писал. И надо было так совпасть  в стране начались перемены как раз такие каких чаял директор. В мечтах он уже разьежал по миру ,встречался с коллегами рассказывал какие на его заводе производят хорошие гражданские самолеты. Но тут выяснилось что на заводе производится еще и военная продукция. Это очень не понравилось миролюбивым партнерам, ведь везде уже мир и жвачка, как то им не удобно сотрудничать с таким милитаризованным директором.   И они просто не могут покупать его хоть и хорошие ,но не демократичные самолеты, вот если бы не было военных заказов тогда.. Перед директором возникла дилемма отказаться от военного заказа , но тогда завод лишался просто огромных денег, а где их взять ? Тогда услужливые партнеры предложили взять кредит в их демократичном банке, а продать хорошие самолеты проблем не будет. Так и поступил наш директор , но только те партнеры как то передумали дружить и отказались купить обещанные самолеты. И остался наш директор у разбитого корыта.
   На самом деле история не выдуманная , а самая реальная и этот авиационный завод был в г. Саратове. Завод был основан 1931 г и первоначально выпускал сельхозтехнику, но уже в 1928 г выпустил первый самолет разведчик Р-10. В ходе Великой Отечественной Войны на заводе собирали знаменитые истребители Як-1и Як-3 , всего было выпущено более 13 тыс.  Вообще завод стал серийным заводом КБ Яковлева и выпускал все самолеты разработанные этой фирмой. Наиболее знаменитые вертикального взлета и посадки Як-38 ,пассажирские Як-40 и Як-42 и конечно кучу учебно тренировочных для ДОСААФ и ВВС.
    На такой прославленный завод с богатой и славной историей и прибыл я продолжать воинскую службу в должности помощника ведущего инженера  в Военное представительство. Да читатель на всех заводах есть военпреды или заказчики как просто нас называли заводские. Мы выполняли простую задачу обеспечивали высокое качество выпускаемой продукции, если по простому зарубали брак. Заводским это не нравилось, некоторые нас откровенно недолюбливали и боялись ,за глаза называя тормозом производства. Но ни что не поделаешь стране и армии нужны качественно произведенные самолеты без дефектов и мы старались как могли.
   За каждым военпредом закреплялся цех , а то и два ,три и был он там "царь и бог".  Как учили меня старые военпреды не нужно самому искать и вынюхивать все дефекты , а нужно поставить процесс так что бы сами заводские боялись пропустить брак. Для этого были определенные рычаги влияния в виде отклонения продукции на повторное предъявление за что пологалось лишать премии исполнителя. Как то в начале самостоятельной работы прихожу в кабинет и гордо сообщаю что сегодня принял аж три предьявки типа много поработал, а мои старшие товарищи ухмыльнулись , вот если бы ты три предьявки отклонил тогда да.
   Но не долго продолжался наш доблестный труд , директор отказавшись от госзаказа на производство новых вертикалок Як-141  ,сумел заключить контракт лишь на несколько гражданских Як-42 с ВИП салоном для газпрома и завод медленно стал угасать. Мы вообще маялись от безделья ,целыми днями разгадывали кроссворды и рады были любой работе причем вместе с заводскими работали не за страх ,а за совесть. В конце концов рабочий день сократили до обеда и то работа не всегда была. Так после 12 ч  мы шли в заводской профилакторий плавать в бассейне и греться в сауне. Вообще мне  Саратов очень нравился такой тихий уютный провинциальный городок на берегу Волги,красота.
   Потом я перевелся на другое место службы и как то услышал что САЗ закрыли. В интернете нашел снимки и просто ужаснулся ,знакомые цеха разрушены как после бомбежки ,кругом мусор , а с улицы построили супермаркет Оранжевый, спасибо памятник с Як-3 не снесли. Как горько было смотреть ,завод пережил войну ,бомбежки гитлеровской авиации , а лихие девяностые не смог . Так вот одних  награждают героем труда РФ за сохранение своего родного завода как директора Улан-Удэнский авиационный завод Белых Леонид Яковлевич , а другие канули в беспамятстве ,специально не стал приводить фамилию , да и не помню уже.