Сто чудес света Собор Святого Марка 45

Вадим Константинов 2
                Сказать, что впечатляет...

                Не сказать,
                Пожалуй, ничего...

                Настолько ярко...

                Ошеломляя обликом
                Своим...

                Нас приковал к себе
                Собор Святого
                Марка!..

                И тот процесс
                Уже необратим!..   
                30.07.2020.


В историческом центре Венеции, на площади Сан-Марко, крылатый лев, вознесённый на колонну, неусыпно охраняет Собор святого Марка и Дворец дожей.

Изображение крылатого льва в Венеции можно встретить повсюду, так как он является символом евангелиста Марка — небесного покровителя города. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка, похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Узнав, что мусульмане рушат христианские храмы для возведения мечетей, венецианцы решили спасти останки евангелиста от осквернения.


По легенде, чтобы перевезти реликвию на корабле, купцы прибегли к хитрости: они засыпали мощи святого свиными тушами и сказали таможенникам-сарацинам, что везут свинину. Сарацины, исповедующие ислам, не могли прикасаться к нечистому животному, и груз проверять не стали. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания, свергнувшего с престола венецианского дожа (правителя) Пьетро IV Кандиано.

Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. Поскольку возникали опасения, что александрийцы узнают о похищении реликвии, венецианские власти объявили о чуде появления останков.

Всем жителям Венеции приказали поститься и молиться, чтобы с божьей помощью отыскать мощи евангелиста. 25 июня 1904 года Бог «услышал» молитвы венецианцев: во время богослужения у одной из колонн отпала часть мраморной плиты, и из отверстия показалась рука святого. Ни у кого не было сомнений, что мощи нашлись поистине чудесным образом.

До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами. Отсюда уходили в далёкие плавания знаменитые венецианские капитаны, отсюда начал своё путешествие Марко Поло. В стенах этой базилики император Священной Римской империи — Фридрих I Барбаросса заключил мир с папой Александром III. Ни одно венецианское торжество не обходилось без мессы в базилике святого Марка. На площади перед базиликой шумели и шумят венецианские карнавалы.

Среди памятников византийского зодчества базилика Сан-Марко приравнивается по значению к Собору святой Софии в Стамбуле. Собор святого Марка представляет собой крестовокупольную базилику, возведенную по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов. За годы перестроек в нём переплелись элементы различных архитектурных стилей — византийского, романского, готического и восточного.
Пять порталов, соответствующих пяти входам в собор, украшены двумя ярусами колонн, арками со скульптурами святых и мозаиками над входом. Часть рельефов и мраморные колонны с ажурными капителями привезены из Константинополя. Мозаика над главным входом посвящена библейским пророчествам о Втором пришествии Христа, а другие четыре изображают историю похищения и прибытия мощей апостола Марка в Венецию.

Центральный портал венчает позолоченная квадрига — античная колесница, запряжённая лошадьми (ныне копия, оригинал хранится в музее собора). Эта квадрига получена венецианцами после разграбления Константинополя в Четвёртом крестовом походе в 1204 году. Ансамбль базилики завершается пятью огромными куполами, облицованными свинцовыми пластинами, с крестами на вершине.

Внутреннее убранство Собора святого Марка поражает изобилием цветных мраморов, церковной утвари и мозаик на библейские сюжеты, занимающих площадь 4000 кв. метров. Стекольные фрагменты различных цветов выложены на тончайшем листовом золоте. Под престолом главного алтаря, сверкающим золотом и драгоценными камнями, хранится рака с мощами святого Марка. Над алтарём установлен Пала д’Оро («Золотой алтарь») — иконостас, выполненный византийскими мастерами по заказу венецианцев в 1343 году. Готическая рама, изготовленная из позолоченного серебра, состоит из 250 эмалевых миниатюр, инкрустированных 2000 драгоценных и полудрагоценных камней. На алтаре изображены сцены из Нового Завета и события из жития апостола Марка.

Из-за обилия золота Сан-Марко иногда называют «золотой базиликой». Английский искусствовед Джон Рёскин писал, что «Венеция — единственный город, обладающий столь прославленной Библией. Храм-книга мерцает издалека, подобно Вифлеемской звезде».