Вновь улыбка на том холсте... Леонардо

Ольга Кореневская
"Вновь улыбка на том холсте..." *
Мона Лиза встаёт пред взором.
Пусть каракули на листе
назову наваждением, вздором, -
живописная сень берёз
мягко падает на ограду,
сквозь завесу нахлынувших слёз -
Леонардо да Винчи рядом...
Шляпы широкополой край ...
И колеблется, и смеётся
взгляд Джоконды - художнику рай -
за оградой, как отблеск солнца!..
Незавидна веков стезя -
но и в ней есть урок и сказка.
да, к тому же, в задании есть
неминуемая подсказка:
если образ стоит пред тобой,
навевая на размышление,
значит, просто, возьми с собой,
как урок, постулаты гения.
Мне - Господь - как-то, в день один,
посреди и жары, и благости,
на ограду портрет явил -
Леонардо - без сроков давности.

 Однажды, в абитуриенчестве, живя в квартире бабушки Кати, в Москве, я стояла на кухне и ждала, когда закипит чайник, чтобы продолжить занятия в комнате, за писательским столом, с кружечкой чая. Над шивоньером - ''Мадонна Бенуа ''. За окном колеблющийся свет отбрасывает на стену сень берёзовой листвы. Первый этаж. Закрытый двор. Кроме берёз за окном ничего не видно. Только небо - акварельными пятнами лазури... После полудни было около четырёх. Обычные учебные предметы, никак не связанные с творчеством, но не исключающие вдохновение, которое всегда зазывно зиждется внутри. Рассеянный взгляд, посреди упорных трудов подготовки и усваивания, нежданно-негаданно вылавливает на стене живое лицо в широкополой шляпе. Образ настолько узнаваемый, что никакие традиции - "о, это случайность!.." не имели никакого значения. Это длилось и длилось и невозможно было оторваться - хотелось ещё и ещё раз всмотриваться в черты, возникшие из глубины веков, в наше время. Значит это что-то, что вне времени и пространства. Не берясь за определения, запоминала... Сфотографировать - не то что не догадалась - тогда мы ещё не были зациклены на мобильных, да и вообще в обиходе их не было. Свой олимпийский "Фед" я с собой не брала. Даже не думала брать. Волнение предстоящей сдачи экзаменов перебивало потребности. И вдруг - эта сказочная встреча. Лицо в три четверти, смотрящее куда-то, в неизведанное...
Поступила я всё же в Ростове-на-Дону, в архитектурный. И уже на третьем курсе, по истории искусств, было задание сделать реферат про известных художников, к которым - обязательно - надо было приложить иллюстрации. Среди нас царило оживление в выборе темы. Все были довольны. Казалось, что мне не достанется интересующая меня тема. Но - о, чудо! Тема "Леонардо" оказалась свободна и досталась мне. Отправившись в Центральную Библиотеку им. Горького, в читальном зале взяла один из томов по Всемирной Истории Искусств. Листая глянцевые страницы, обнаружила, что многие иллюстрации вырезаны лезвием... Завершив работу с текстом, я, расстроенная, пошла обратно, в общежитие. Обычный формат писчей бумаги. И на обложку тоже. Непроизвольно, цветными карандашами, рисую. Интуитивный портрет ожил перед глазами. Внимательный взгляд... Окладистая борода, усы... Широкополая, соломенная шляпа... Леонардо да Винчи!

1. Леонардо да Винчи. Автопортрет.
2. «Мо;на Ли;за», или «Джоко;нда» (итал. Mona Lisa, La Gioconda, полное название — «Портре;т госпожи; Ли;зы дель Джоко;ндо», итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo)[2] — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных произведений живописи.
* Хотелось бы знать автора этих строк.