Памяти Высоцкого

Вадим Константинов 2
                Всё так, как есть!..

                Тут сетуй иль не сетуй...

                Но только столько лет
                Уже подряд...

                Как на кресте Христос...

                На боли этой
                Ты без спасенья всякого
                Распят!..
                25.07.2014.


                Он, обладавший
                Вещим даром слова,
                Сказать пытается
                О многом...между строк...

                И к выступлению его
                Душа готова...
               
                И сорок лет спустя
                Он умирает снова...

                И слышен нам его
                Прощальный монолог!..
                25.07.2020.


Слухи о кончине Высоцкого неоднократно появлялись задолго до его официальной смерти. Кто-то утверждал, что Владимир Семенович застрелился, вскрыл себе вены. Некоторые заявления были совершенно абсурдными. Так, актер Валерий Золотухин рассказывал: "За два часа до встречи с Высоцким в Риге, на съемках у Митты, мне сообщили достоверно, что он подавился рыбной костью…".

Казалось, что сплетни рождались гораздо быстрее произведений самого поэта. Одни говорили, что он сидел и за свои песни, и из-за проблем с законом. Другие обвиняли в том, что женился на иностранке и уехал за границу, предав тем самым родину, пишет smena.ru.

"Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов... Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: "Правда, что вы умерли?" Я говорю: "Не знаю", - рассказывал артист на одном из концертов.

А ведь на самом деле Владимир Высоцкий не раз попадал в реанимацию. На его счету несколько автомобильных аварий и две клинические смерти. В гостях у актера Всеволода Абдулова 30-летний Высоцкий внезапно почувствовал себя плохо: пошла горлом кровь. Как позже написал в своем дневнике Золотухин, "Скорая приехала через час и везти не хотела: боялись, что умрет в дороге".

Точная причина смерти Владимира Семеновича так и не была установлена. Родственники сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. По одним данным, причиной смерти послужили наркотики и алкоголь, по другим – самоудушение, запись в заключении о смерти гласит: "Причина – острая сердечно-сосудистая недостаточность".

О проблеме артиста с наркотиками писала в свое время еще его жена Марина Влади в автобиографичной повести "Владимир...". Близкий друг поэта Валерий Янклович вспоминал: "Я много говорил с Володей на эту тему. Он мне сказал: "Вот ты не был на Западе, а там все творческие люди это делают. Это ведь стимулирует творчество. Я же не злоупотребляю, а только для поддержания формы. И мне это помогает".

Многие также утверждали, что Высоцкий не справился с алкогольной зависимостью. Ведь он неоднократно предпринимал попытки побороть страшную болезнь, ложился в больницы, прибегал к различным новомодным процедурам. Но в определенный момент не выдерживал, срывался. "Несколько раз я делал "вшивку". Володя следил: сколько таблеток, на какой срок. Он привозил их из-за границы. Но потом Володя научился сам их выковыривать…", - вспоминал личный врач артиста Анатолий Федотов.

Известно, что 25 июля 1979 года Высоцкий был в состоянии клинической смерти. Тогда его спас Федотов, который, правда, так и не успел помочь артисту год спустя. Как выяснилось позже, причиной клинической смерти стало полное отсутствие сердечной деятельности, наступившее вследствие введения сильнодействующего препарата.

3 июля 1980 года состоялось одно из последних выступлений Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт, вместо полутора запланированных часов. 18 июля он последний раз появился на сцене Театра на Таганке в одной из самых известных своих ролей – Гамлета. Говорят, что тогда артист еле доиграл спектакль.

А спустя несколько дней, 23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось. "Состояние Володи было ужасным. Стало ясно, что надо или предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи. В общем, любое действие было довольно опасным, но другого выхода не было. Мы решили, что надо его брать. Но его друзья сказали, что это большая ответственность и без согласия родителей этого делать нельзя. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Он был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было", - цитируют слова врача НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Леонида Сульповара "Новые Известия".

24 июля стало последним днем в жизни великого барда. Он метался по квартире, стонал, не находил себе места, находился практически в бессознательном состоянии. В какой-то момент он подошел к Янкловичу и сказал: "Ты знаешь, я сегодня умру!". Позже Янклович позвонил Федотову, попросил его сменить. Как вспоминал сам врач: "Я был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часа в три. Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта".