Имя на поэтической поверке. Яков Полонский

Лев Баскин
  Есть стихотворение, ставшее хрестоматийным, без строк которого, понять суть  русского  ХIХ века невозможно.

  Оно, пожалуй, самое известное, из гражданственных стихотворений русского поэта-романиста, публициста Якова Петровича Полонского (19.12.1819.Рязань – 30.10.1898.Санкт-Петербург).

      «В альбом К. Ш …»

«Писатель, если только он
Волна, а океан Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода».

  Многие, в царское время, выучивали стихотворение наизусть, истина, звучащая в стихотворении - была безоговорочной.
А это, в народе, стихотворение Якова Полонского – безусловно, самое известное. Романс  «Мой костёр» («Песня цыганки») – песня, которая не забыта и в ХХI веке. Яков Полонский был одним из создателей русского цыганского мифа. Песня стала настоящей песней, причём народной, романтической и всем понятной:

     «Мой костёр»

Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт – и спозаранок
В степь далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

1853 год.

У меня есть книга стихов из серии «Поэтическая Россия» Яков Полонский за 1981 год, издательства «Советский писатель», тираж 100 тысяч экземпляров, 270 страниц, где есть примечательное, незаурядное, знаменитое стихотворение «Узница».
Стихотворение «Узница», есть отклик Якова Полонского, на арест Веры Ивановны Засулич, покушавшейся на жизнь и стрелявшей, два раза, в упор, в петербургского градоначальника, генерала от кавалерии- Ф. Ф. Трепова.
Надо заметить что, Яков Полонский не был сторонником революции, а тем более – террористических методов борьбы за светлое будущее.

     «Узница»

Что мне она! – не жена, не любовница,
            И не родная мне дочь!
Так отчего ж её доля проклятая
           Спать  не даёт мне всю ночь!

Спать не даёт, оттого что мне грезится
              Молодость в душной тюрьме,
Вижу я – своды… окно за решёткою,
            Койку в сырой полутьме…

С койки глядят лихорадочно-знойные
       Очи без мысли и слёз,
С койки висят чуть не до полу тёмные
         Космы тяжёлых волос.

Не шевелятся ни губы, ни бледные
         Руки на бледной груди,
Слабо прижатые к сердцу без трепета
        И без надежд впереди…

Что мне она! – не жена, не любовница,
           И не родила мне дочь!
Так отчего ж её образ страдальческий
         Спать не даёт мне всю ночь!
1878 год.

  Яков Полонский не примыкал к радикальным общественным движениям своего времени, но относился к ним с сердечной гуманностью.
Для ознакомления несколько слов, о том человеке, облик которого подвиг поэта Якова Полонского, сотворить знаменитое стихотворение «Узница», о народнице-террористке Вере Засулич.
  Вера Засулич – (08.08.1849. деревня Михайловка, Смоленская губерния – 08.05. 1919. Петроград) – деятельница российского и международного социалистического движения, писательница.

  Вначале народница-террористка, затем одна из первых российских социал-демократов. Родилась в обедневшей польской дворянской семье. Отец отставной офицер.

  Окончила московский частный пансион. По окончанию пансиона получила диплом домашней учительницы. Около года служила делопроизводителем у мирового судьи в Серпухове (1867-1868).

  С начала 1868 года в Санкт-Петербурге устроилась переплётчицей и занималась самообразованием. Приняла участие в революционных кружках.

  По воспоминаниям Льва Тихомирова, русского общественного деятеля, в молодости – народовольца, о Вере Засулич:

  «Вера Засулич была по внешности чистокровная нигилистка, грязная, не чёсаная, ходила вечно оборванной, в истерзанных башмаках, а то и вовсе босиком.

  Но душа у неё была золотая, чистая и светлая, на редкость искренняя. Засулич обладала и хорошим умом, не то чтобы выдающимся, но здоровым, самостоятельным. Она  много читала, и общение с ней было очень привлекательно».

  Вера Засулич – была сотрудницей самого Сергея Нечаева, главного «беса» русской революции, который пытался поднять восстание в Киевской губернии.

  Русский революционер, один из первых представителей революционеров террористов, Сергей Геннадьевич Нечаев (02.10.1847 – 1882) написал в 1869 году программное произведение «Катехизис революционера».

  В основу его был положен широко используемый иезуитами тезис «цель оправдывает средства», которым Нечаев руководствовался сам.

  «Революционер, - говорилось в принятом Сергеем Нечаевым уставе «Катехизисе революционера», - человек обречённый, у него нет не своих интересов,  ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени.

  Он отказался от мирской науки, предоставляя её будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй, медицину… Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».

  Сергей Нечаев рассказывал, что спал на голых досках и жил на чёрном хлебе, в подражание Рахметову, аскету-революционеру в романе Николая Чернышевского «Что делать?»

  «Нечаевское дело» легло в основу знаменитого романа Фёдора Достоевского «Бесы» -1873 год, в котором Нечаев стал прототипом Петра Верховенского, и сюжет убийства Шатова связан с убийством Ивана Иванова.

  Сергей Нечаев был один из руководителей «Общества народной расправы» и умел подчинять себе людей.

  Когда студент Иван Иванов проявил неповиновение воле Сергея Нечаева, он решил его устранить и 21 ноября 1869 года Иван Иванов был убит в гроте Петровской академии, близ Москвы.

  Убивали Сергей Нечаев и 4-ре его товарища, по революционному обществу: Успенский, Прыжов, Кузнецов и Николаев.

  Сам Сергей Нечаев успел убежать за границу, но его товарищи были найдены и преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты. Судили их в 1871 году не только за убийство, но и за образование революционного общества.

  К делу были привлечены  87-мь человек. Участники убийства студента Иванова были приговорены к каторжным работам на разные сроки, другие обвиняемые – к более мягким наказаниям.

Сергей Нечаев за границей общался с Огарёвым и Герценом и совместно с ними издавал возобновлённый журнал «Колокол».

  После того, как российское правительство обратилось к швейцарским властям с просьбой о выдаче Сергея Нечаева как уголовного преступника, он стал скрываться.

  В 1872 году правительство Швейцарии выдало Сергея Нечаева России как уголовного преступника.

  В 1873 году дело рассматривалась в московском окружном суде, с участием присяжных, от защиты, нигилист Сергей Нечаев отказался.

Признанный присяжными виновным в убийстве студента Иванова, он был приговорён к каторжным работам в рудниках на 20-ть лет.

В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Сергея Нечаева, исполнено не было.

  Сергей Нечаев не был сослан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались не как с уголовным преступником, а как с политическим.

В крепости Нечаев приобрёл большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, и он вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе Желябовым и Верой Фигнер.

  В 1882 году солдат из гарнизона Петропавловской крепости судили за организацию сношений Нечаева с волей и приговорили к разным наказаниям.

Вскоре после этого, 3-го декабря 1882 года, Сергей Нечаев умер в тюрьме от водянки, осложнённой цингой, прожив 35-ть лет.

Сергей Нечаев – один из героев исторического романа Эдварда Радзинского «Князь. Записки стукача» - 2013 год.

Имя Нечаева С.Г., главного» беса» русской революции, носят улицы в Самаре (Нечаевская) и Уфе.

  В мае 1869 года, Вера Засулич была арестована и в 1869-1871 годах находилась в заключение в связи с «нечаевским делом», затем в ссылке в Новгородской губернии, затем в Твери.

Вновь была арестована за распространение запрещённой литературы и выслана в Соликамск, Костромской губернии. С конца 1873 года в Харькове училась на акушерских курсах.

  С 1875 года жила под надзором полиции, увлёкшись учением М.А.Бакунина, анархиста.
Вместе с другими бунтарями-бакунистами пыталась с помощью фальшивых царских манифестов поднять крестьянское восстание.

  Когда замысел бунтарей осуществить не удалось, Вера Засулич, спасаясь от преследования полиции, выехала в столицу, Санкт-Петербург, где было легче затеряться.

  В июле 1877 года петербургский градоначальник Ф.Ф.Трепов, отдал приказ о порке политического заключённого народника А.С.Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шапку, в Доме предварительного заключения, когда градоначальник его инспектировал.
Ф.Ф.Трепов увидел во дворе Дома предварительного заключения группу гуляющих заключённых, все сняли перед ним шапку, кроме Алексея Боголюбова.

  Градоначальник Ф. Ф. Трепов подскочил к нему и с криком «Шапку долой!» - сбил её у него с головы.

  Алексей Боголюбов был арестован и сидел В Доме предварительного заключения, за участие в политической демонстрации молодёжи на Казанской площади в Петербурге.

 За участие получил 15-ть лет каторжных работ. Революционер, народник, участник организации «Земля и воля» и хождения в народ.

  Алексей Боголюбов (1854-1887),родился в семье православного священника, в станице, окончил духовную семинарию, в Новочеркасске, учился в Харьковском ветеринарном институте.

  Приказ Ф.Ф. Трепова о сечении розгами был нарушением закона о запрете телесных наказаний от 17 апреля 1863 года и вызвал широкое возмущение в российском обществе.

5-го февраля 1876 года Вера Засулич пришла в приёмную градоначальника Ф. Ф. Трепова под видом подательницы прошения и тяжело ранила его двумя выстрелами из револьвера в живот.

   Была немедленно арестована, но на суде снискала симпатии присяжных заседателей.
И хотя по закону за подобные преступления полагалось от 15 до 20 лет тюремного заключения, суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Веру Засулич.

  На оправдательный вердикт присяжных повлияла и позиция Председателя суда Анатолия Фёдоровича Кони.

Оправдательный приговор был восторженно встречен российским обществом и за рубежом.

  Газеты Франции, Германии, Англии, США, Италии, в восторге сообщали: «В России победили закон и гуманность!».

  На следующий день после освобождения приговор был опротестован, по велению царя, и полиция издала приказ о поимке Веры Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена в Швейцарию.

На следующий день также был издан Указ кабинета министров о делах  вооружённых сопротивлениям властям, нападение на войска и полицию, представителей местной власти.

  И если эти действия сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесение ран, увечий, будут преданы военному суду, и виновные лица подлежат наказанию по Военному уставу о наказаниях, то есть лишение всех прав состояния и смертной казни.

Эта мера была признана своевременной, в борьбе с нарождающимся  русским терроризмом, который уже начал шествие после выстрела Веры Засулич в стране.

  В 1879 году, Вера Ивановна тайком возвратилась в Россию, на следующий год, 1880, вновь эмигрировала. В 1883 году, перейдя на позиции марксизма, вошла в группу «Освобождение труда», переводила произведения К.Маркса и Ф.Энгельса, вела с ними переписку.

  Решительно отказалась от прежних своих взглядов, вела пропаганду идей марксизма, отрицала террор – «следствие чувств и понятий, унаследованных от самодержавия».
В 1900-ом году вошла в состав редакций газет «Искра» и «Заря».

Участвовала в III конгрессе Второго Интернационала, в Цюрихе, 6-12 августа 1893 года, где докладчиком был Г.В.Плеханов а организатором и идейным руководителем, лично знакомый ей, Фридрих Энгельс.

  После революции 1905 года, в поисках заработка бралась за переводы прозы Г.Уэллса: «Бог динамо», «В дни кометы», «Человек-невидимка», романа Вольтера «Белый бык».

  Состояла во Всероссийском обществе писателей и во Всероссийском литературном обществе.

   С 1894 года жила в Лондоне, занималась литературным трудом.

  Вера Засулич, с момента её приезда в Англию была одним из тех постоянных посетителей дома на Риджентс-парк-род, где проживал Фридрих Энгельс, которые не нуждались в специальном приглашении.

  Фридриха Энгельса не стало 5-го августа 1895 года, родился в 1820 году. Карла Маркса не стало в 1883 году, родился в 1818 году. Карл Маркс ушёл из жизни на 12-ть лет раньше Фридриха Энгельса.

  Вера Засулич вела переписку с Карлом Марксом, при его жизни, но в отличии от Фридриха Энгельса, лично с ним не общалась.

  С 1897по-1898 год жила в Швейцарии. В 1899 году нелегально приехала в Россию по болгарскому паспорту, в Петрограде познакомилась с Владимиром Лениным.

Владимир Ленин говорил, после знакомства с Верой Ивановной: «Засулич является виднейшей революционеркой».

  В марте 1917 года вошла в группу меньшевиков-оборонцев, находясь в России.
В последние годы писала мемуары, опубликованные посмертно.

Перед самой Октябрьской революцией была выдвинута кандидатом в члены Учредительного собрания.

   Скончалась от воспаления лёгких 8--го мая1919 года, прожив 69-ть лет. Похоронена на Литературных мостках Волкова кладбища.

На данный момент существуют в России три улицы, имени матери русского терроризма- Веры Ивановны Засулич – в Перми, Самаре и Гагарине (Гжатск), Смоленской области.

  По мнению, некоторых историков, покушение и судебный процесс Веры Засулич, где присяжные оправдали террористку, стали тем поворотным пунктом, которые сделали революционный терроризм легитимным в глазах русского общества.

А значит, согласно предложенной логике, именно отчаянный шаг террориста-одиночки открыл ту воронку, в которую засосало Россию в 1917 году.

  Яков Петрович  Полонский родился 6-го декабря 1819 года в Рязани. Яков был первенцем, из семи детей, в семье чиновника Петра Григорьевича и Натальи Яковлевны.

  Отец происходил из обедневшего дворянского рода из Польши, был чиновником-интендантом, состоял на службе у городского генерал-губернатора.

  Мать принадлежала к древнему русскому дворянскому роду Кафтыревых, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием семерых детей. Она была очень образованной женщиной, любила читать и записывать в тетрадь романсы, песни и стихи.

  Образованием Якова занялись рано. Уже с шести лет мать учила его читать и приглашала различных преподавателей. К семи годам Яков Полонский уже хорошо читал. Когда мальчику было 12 лет – умерла мама.

  В 1828 году отец помогает сыну с поступлением в гимназию. Так заканчивается детство, и начинается гимнастические будни. В 1828 году начал обучаться в Первой рязанской мужской гимназии.

  В то время на пике славы были русские поэты Александр Пушкин и Владимир Бенедиктов. Подросток Яков зачитывался их стихами и сам понемногу начал сочинять. Тем более, что заниматься рифмованием тогда стало модно.

Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.

  В гимназии пришла первая слава. Во время приезда в Рязань цесаревича Алексея Николаевича (будущий царь Александр II), Яков Полонский написал приветственные стихи, которые понравились цесаревичу и его воспитателю известному поэту - Василию Андреевичу Жуковскому.

  За это приветствие в стихах, цесаревич подарил Якову Полонскому золотые часы. Это прославило юного поэта на всю Рязань. А вот успехами в учёбе Яков Петрович похвастаться не мог.

  Во всех предметах, кроме словесности, которую он знал отлично, у него были средние результаты. В 1838 году Яков Петрович оканчивает гимназию и отправляется в Москву для поступления в университет.

  С 1838 года по 1844 год учился в Московском университете на юридическом факультете. В этот период знакомится с Фетом, Григорьевым, Чаадаевым, Тургеневым. С Фетом и Тургеневым дружил долгие годы.

  В 1840 году первое издание стихов, в журнале «Отечественные записки» благодаря  Белинскому. В 1844 году с помощью друзей собирает деньги на издание первой книги стихов «Гамма», которая вышла, когда Яков Полонский сдавал выпускные экзамены.

  Первый сборник стихов Якова Полонского  признания не получил, хотя в нём и были такие шедевры, как «Зимний путь, «Дорога», «Пришли и стали тени ночи…»

  Во время учёбы Яков Полонский постоянно сталкивался с финансовыми трудностями, и это заставляло его подрабатывать репетиторством и жить на эти деньги за уроки.

После окончания университета остро становится вопрос заработка, что толкает Якова Полонского на переезд в Одессу. Здесь в 1845 году он издаёт вторую книгу «Стихотворения 1845 года», которую скромно похвалили на страницах журнала «Современника», но стихи подверглись резкой критики Белинского.

  Дальнейшие поиски работы подталкивают поэта к переезду в Тифлис в 1846 году, где он работает в газете «Закавказский вестник» и, по совместительству, в канцелярии наместника Грузии графа Воронцова.

  Пёстрая экзотика Кавказа, местный колорит, живописная природа, - всё это было отражено в новом сборнике «Сазандар» (по - -грузински--певец), за 1851 год.

  В 1851 году уезжает из Тифлиса, сначала в Рязань, к заболевшему отцу, а потом в Петербург, с творческими надеждами. До 1857 года пытается как-то зарабатывать на жизнь и совмещать своё творчество.

  В 1857 году едет за границу. Из зарубежной поездки возвращается с молодой женой Еленой Васильевной Устюжской (1840-1860).

  В 1859 году начинает работать в журнале «Русское слово». Весной 1860 года с помощью друзей устраивается на службу в Комитет иностранной цензуры. Начальником там в то время был известный  поэт Фёдор Тютчев.

  В 1863-ем году получает повышение по службе. В Комитете иностранной цензуры он проработал 36-ть лет, до 1896 года.

  В 1866 году второй брак с Жозефиной Антоновной Рюльман (1844-1920), скульптором-любителем.

  Яков Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признание Сергея Чалыгина»- 1867 и «Женитьба Атуева»-1869, следовал по сюжету за Иваном Тургеневым.

  В основу романа «Дешёвый город»-1869, легли впечатления одесской жизни. Публиковал также тексты мемуарного характера «Мой дядя и кое-что из его рассказов».

В период 60-х-70-х годов Яков Полонский продолжил своё творчество. Но в этот период очень часто подвергается критике и был не особо любим читателями.

  Это изменяется в 80-х. Пришло читательское признание. Очень популярными в 80-х годах стали «пятницы Полонского». Вечера, которые посещали многие знаменитости.
В 1896 году Яков Полонский приступает к работе в Совете по делам печати.

О личной жизни Якова Петровича Полонского, следует повествовать отдельно.

 Со своей первой женой Еленой Васильевной Устюжской, 1840 года рождения, поэт познакомился во время путешествия по Европе.

Она была дочерью француженки и старосты русской церкви в Париже, Василия Кузьмича Устюжского. Елена совсем не знала русского языка, а Яков – французского, но брак был заключён по большой любви.

Красота и обаяние молоденькой жены Якова Полонского, ей было 18-ть лет, поражало его близких знакомых.

  В 1858 году Яков Полонский привёз молодую супругу в Петербург. Но следующие два года стали самыми тяжёлыми.

Он упал с дрожек, будучи в хлопотах при рождении сына, и получил серьёзную травму, от её последствий не смог избавиться до конца дней и передвигался только при помощи костылей.

Через несколько месяцев умер их шестимесячный сын Андрей. Вскоре заболела тифом и скончалась его жена.

  Долгие годы он не мог оправиться от горя, спасало только творчество. В 1866 году Яков Полонский женится второй раз на Жозефине Рюльман, 1844 года рождения, скульпторе – любителе.

  В этом браке родилось трое детей – сыновья Александр-1868, Борис-1875 и дочь Наталья-1870 год. Жозефина обладала талантом скульптора и активно принимала участие в художественной жизни Петербурга.

В их доме, по пятницам, проводились вечера творчества, куда приходили известные в России писатели и художники, жившие в столице.

  В конце жизни, поэт всё чаще обращался к религиозно-мистическим темам – старость, смерть, мимолётное человеческое счастье.

   В 1890-ом году вышел его последний сборник стихов «Вечный звон». Наиболее значительным произведением в сборнике Якова Полонского считается шуточная поэма «Кузнечик-музыкант».

Консерватор и православный, в конце жизни Яков Петрович Полонский, выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого (1828-1910).

  В 1895 году по поводу вышедшего за границей сочинения Льва Толстого «Царствие Божие внутри нас», Яков Полонский напечатал в журнале «Русское обозрение» полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л.Н.Толстого».

  После появления  статьи Льва Толстого «Что такое искусство?», Яков Полонский также написал резкую статью.

Это вызвало со стороны Льва Николаевича Толстого письмо с предложением о примирении, так как Льву Толстому стало известно доброжелательное отношение Якова Полонского к гонимым духоборам.

  Жизнь Якова Полонского была полна и душевных, и физических мучений, и самой элементарной борьбы за существование.

  Яков Полонский был ещё живым поэтическим именем, когда начал писать Александр Блок(1880-1921), для которого  поэзия Якова Петровича была «одним  из основных литературных влияний», выражающая свободу и благородство, прямодушие и твёрдую ясность идеала.

  Александр Блок негодовал, когда имя Полонского помещали, после его смерти , в длинном ряду хороших второстепенных поэтов.

  Умер Яков Петрович Полонский 30-го октября 1898 года в Петербурге, прожив 78 лет.
Похоронили его на территории Олегова монастыря в Рязани. В 1959 году могилу перенесли в Рязанский Кремль.

  Яков Петрович Полонский – русский поэт-романист, публицист.

Его произведения не имеют столь масштабного значения как Некрасова или Пушкина, но без поэзии Якова Полонского русская литература не была бы столь многоцветной и многогранной.

  В его стихах глубоко отображён мир России, глубина и сложность души русского народа.
Вдумчивого читателя, всегда, ждёт радость встречи, с творчеством самобытного русского поэта- Якова Петровича Полонского.

Из поэтического наследия Якова Полонского.

     «Дорога»

Глухая степь – дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман – мне грустно поневоле,
И тайная меня берёт тоска.

Как кони ни бегут – мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж –
Всё степь и степь, за нивой снова нива.
- Зачем, ямщик, ты песни не поёшь?

И мне в ответ ямщик мой бородатый:
- Про чёрный день мы песню бережём.
- Чему ж ты рад? – Недалеко до хаты –
Знакомый шест мелькает за бугром.

И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды. – Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?

Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдёт ямщик под кровлею своей.
А я устал – покой давно мне нужен;
Но нет его... Меняют лошадей.

Ну-ну, живей! Долга моя дорога –
Сырая  ночь – ни хаты, ни огня –
Ямщик поёт – в душе опять тревога –
Про чёрный день нет песни у меня.
1842 год.

     «Вызов»

За окном в тени мелькает
       Русая головка.
Ты не спишь, моё мученье!
      Ты не спишь, плутовка!

Выходи ж ко мне навстречу!
     С жаждой поцелуя,
К сердцу сердце молодое
      Пламенно прижму я.

Ты не бойся, если звёзды
      Слишком ярко светят:
Я плащом тебя одену
      Так, что не заметят!

Если сторож нас окликнет –
      Назовись солдатом;
Если спросят, с кем была ты,
      Отвечай, что с братом!

Под надзором богомолки
       Ведь тюрьма наскучит;
А неволя поневоле
     Хитрости научит!
1844 год.

     «Нищий»

Знавал я нищего: как тень,
С утра бывало целый день
Старик под окнами бродил
И подаяния просил…
Но всё, что в день, ни собирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам –
Таким же нищим, как и сам.

В наш век таков иной поэт.
Утратив веру юных лет,
Как нищий старец изнурён,
Духовной пищи просит он. –
И всё, что жизнь ему ни шлёт,
Он с благодарностью берёт –
И душу делит пополам
С такими ж нищими, как сам…
1847 год.

     «Зимний путь»

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей.
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
А ямщик погоняет коней.

За горами, лесами, в дыму облаков
Светит пасмурный призрак луны.
Вой протяжный голодных волков
Раздаётся в тумане дремучих лесов. –
Мне мерещатся странные сны.

Мне всё чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядёт,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поёт.

И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царём
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.

Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –
И не веришь и веришь очам.

А холодная ночь так же мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
И ямщик погоняет коней.
1844 год.

     «Затворница»

В одной знакомой улице –
       Я помню старый дом,
С высокой, тёмной лестницей,
       С завешенным окном.
Там огонёк, как звёздочка,
       До полночи светил,
И ветер занавескою
      Тихонько шевелил.
Никто не знал, какая там
      Затворница жила,
Какая сила тайная
      Меня туда влекла,
И что за чудо-девушка
      В заветный час ночной
Меня встречала, бледная,
      С распущенной косой.
Какие речи детские
      Она твердила мне:
О жизни неизведанной,
      О дальней стороне.
Как  не по-детски пламенно,
      Прильнув к устам моим,
Она дрожа шептала мне:
      «Послушай. Убежим!
Мы будем птицы вольные –
      Забудем гордый свет…
Где нет людей прощающих,
      Туда возврата нет…»
И тихо слёзы капали –
      И поцелуй звучал –
И ветер занавескою
      Тревожно колыхал.

1846 год.