21 июля - День иконы Казанской Божией Матери!..

Илларион Николаев
         21 июля - День явления иконы Казанской Божией Матери в Казани.





         История  одного известного стихотворения

 

      С Казанским собором связана ещё одна история известного стихотворения, положенного на музыку и исполняемого как романс. Опубликовав его с кратким пояснительным комментарием вдневнике к летнему дню памяти Казанской иконы Божьей матери, я получил единственный, но весьма  примечательный отклик.

      "Без божества, без вдохновенья", Но всё это просто не Поэзия....Это просто набор мёртвых зарифмованных слов...Совершенно мёртвых, где Поэзия, как говорится, ни сидела, не стояла, не лежала и не обитала...Поэзия, совершенно немыслима и невозможна без маленького Волшебства, без Вдохновения, без маленького Чуда....А здесь просто не пахнет ни тем, ни другим, ни третьим...А просто набор неких слов, более или менее удачно сконструированных, подогнанных под размер, под нужное количество ударений в каждой строке, под рифму...А Чуда- нет...а Вдохновения- ни капли...а Волшебством и не пахнет... а о Духовном, Православном, Поэтическом Озарении и говорить даже не приходится, очень среднего уровня рифмоплётство "на религиозно-политический сюжет"…

      Видимо другого мнения был известный старец  о. Николай Гурьянов, одарённый не только духовно, но и музыкально, положив это стихотворение на музыку, и включил в свой известный сборник духовных стихов «Слово Жизни». Этот сборник ещё в 1960гг о. Николай показывал профессору ЛДА Н. Д. Успенскому. Начал он его собирать в 1924г., будучи послушником, в Пачаевской Лавре. 20 лет тому назад, наконец, было осуществлено первое издание этой книги. «Все собранное в “Слове жизни” — это свидетельства о Божьей благодати. Это рассказ, от страницы к странице, о том, что такое благодать и как она действует в человеке. Поэтому эти стихи не сопоставимы ни с какой светской поэзией: там, на первом месте стоит «я» автора, а здесь — благодать Божья. И даже включенные в сборник хрестоматийные произведения М. Лермонтова, Г. Державина, А. Хомякова, Ф. Глинки, Я. Смелякова преображаются — они становятся в иной ряд, не в тот, в каком существуют обычно (творческий путь того или иного поэта). В “Слове жизни” важно не то, кто написал эти стихи, а о чем они». Всё  в полной мере относится и к творчеству Городецкого и данному стихотворению. «Эта книга составлена как памятник соборного творчества. Все эти песнопения — дар нам, плененным “окамененным нечувствием”. Они — если их петь, а не читать, как обычную книгу стихов — могут расшевелить душу, разбудить ее, размягчить. В “Слове жизни” перед нами предстает картина народных бедствий: сиротства, вдовства, бесприютности, пьянства. Мы видим образы великих страданий Богочеловека, Его Матери, Его святых. Мы слышим слова утешения ко всем страждущим и унывающим, призыв стремиться “от тленности земной к вечности небесной”.   Да, книгу старца нельзя читать, как обычную книгу стихов, вникая в эстетическое достоинство. Вообще эту книгу не стоит - как это делают некоторые - оценивать с точки зрения художественности. Не для этого она собрана, составлена и издана. А для чего же? Вот что сказал духовный сын старца, священник: “Вы замечали, что отец Николай часто спрашивает: “А у вас есть моя книга?”. Дарит ее, если у человека ее нет. И добавляет: “А ты пой по ней”». Этот романс  можно услышать в замечательном исполнении автора-исполнителя и композитора Юлии Берёзовой.

   Это  отклик Городецкого и не единственный  на события Первой Мировой войны. Оно ценно не своим поэтическим достоинством, а историческим свидетельством. Свидетельством Веры Православной нашего народа. Есть свидетельства воспоминаний, как к Казанской шли с молитвой во время  Отечественной войны 1812г., Второй Отечественной - Первой мировой и ВОВ. Да и само стихотворение, не только свидетельство, но и стихотворение-молитва. Жаль, что автор приведённого  комментария этого лейтмотива не уловил. Наверняка и сам поэт возносил свои молитвы перед этим образом Казанской Божьей Матери. О чём можно сделать вывод из строчек его стихотворения.

«У Казанской Божией Матери»


У Казанской Божьей Матери
Тихо теплются огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Её подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.

Мы воюем за спасение
Братьев — страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая —
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жёны, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.


Сергей Городецкий

1915 г. (второй год Первой мировой войны)

 

     Особенно часто, что естественно, это стихотворение появляется на православных сайтах в день памяти иконы Божье Матери Казанской. Встречается оно и в поэтических сборниках антологий православной поэзии. Реже без даты, хотя некоторые её с уверенностью ставят, как специально приведён пример под стихотворением. И само стихотворение обычно называют по первой строчке, что-либо совпадает с его названием, любо стихотворение, которому сам автор не дал название принято называть по первой строчке.

     Сергей Городецкий озаглавил своё стихотворение «У Казанской», во всяком случаи под таким названием оно появилось в первой публикации 22 ноября 1914 года в №47 журнала «Нива» – в первые месяцы начала Первой Мировой войны, 100-летие которой мы недавно отмечали в день памяти преподобного Серафима Саровского.

      Принадлежит оно известному поэту серебряного века Сергею Городецкому (псевдоним Петербуржец), который и сам принимал участие в Первой Мировой войне. В университете учился с Блоком, который высоко оценивал уже  раннюю поэзию Городецкого. Затем посещал знаменитую «башню» Вячеслава Иванова. Бывший символист вместе с Николаем Гумилёвым стоял у истоков  акмеизма и лит. объединения «Цех поэтов». размежевавшись с прежними поэтическими течениями, возглавил группу молодых крестьянских поэтов,  в которую входили Сергей Есенин, Николая Клюев.  В 1916г. он отправился на Кавказский фронт в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента, а затем работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. Его стихи – отклики на события войны часто появлялись на страницах Петербургских журналов, и вышла отдельная книга «Четырнадцатый год». В этом году и самому поэту исполнилось 130 лет со дня рождения. Родился он в Петербурге  в 1884г.

     Уже в августе появились первые поэтические отклики на события войны Сергея Городецкого. В журнале «Нива» № 35 от 30 августа были напечатаны два стихотворения «Сретенье Царя» и «Подвиг войны». Во втором стихотворении возникают мотивы, связанные с Казанским собором. Несомненно, как и стихотворение «У Казанской» не только мелодичное, что послужило впоследствии поводом положить стихи на музыку, но их строчки проникнуты молитвой, это стихотворение-молитва. К тому же оба запечатлели реальные исторические события. Наверняка и сам  автор был их свидетелем, может быть, и он  молился перед образом Казанской Божьей Матери, во всяком случаи строки этих стихотворений проникнуты молитвенным духом и запечатлённые детально события склоняют к этой версии.  Да же если не оценивать их поэтическое достоинства, которое то же, несомненно присутствует. Они ценны как свидетельства истории.  Призывно-патриотические строчки сменяются лирически-молитвенными мотивами. Это искренний отклик души поэта на события Первой мировой войны, именно так Сергей Городецкий воспринял начало войны. Стихотворение «Подвиг войны» написано восьмистишьями, два последних 4-е и 5-е посвящены Казанскому собору.

 


4.

Как по некому уговору,

Среди внезапной тишины

Текли к Казанскому собору

России верные сыны.

Колонны гордого портала,

Казалось, выше поднялись.

Как изумруд, над всем сияла

Небес торжественная высь.

5.

Седой священник тихо вышел…

Из тысяч вспыхнувших сердец

Молитва вырвалась… Услышал

Её в раю Своём Творец.

Блажен, кто пел в народном хоре,

Кто встретил с верою грозу,

Кто видел силу в русском взоре

И чудотворную слезу!


   * * * * * * * * *   




       https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/0/109856