Василий Геронимус. Экспертный обзор. Июнь-2020

Большой Литературный Клуб
В качестве лучших были отобраны следующие стихотворения.

АЛЕКСЕЙ ИСХАКОВ "Тики"
http://stihi.ru/2018/05/10/5930 номинатор Ильдар Харисов

Океан ощущений по капле теряется в хронике…


ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «не с тобой»
http://stihi.ru/2016/03/22/11077 квота Александра Фральцова за редактирование отборочного тура

я хотел бы заняться поэзией…


СЕРГЕЙ ДЬЯКОФ «Если бисер стиховный...»
http://stihi.ru/2019/02/27/5220 номинатор Термитник Поэзии

Если бисер стиховный не вяжется с пряжами жизни…


ЕЛЕНА УВАРОВА «В больничной клетке»
http://stihi.ru/2020/06/08/6046 квота Любови Колесник за редактирование отборочного тура

В больничной клетке ветер дул из окон…


АРКАДИЙ ГОНТОВСКИЙ «На излёте»
http://stihi.ru/2020/05/31/2253 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»

День обезличен, вечер пуст…


АЛЕКСАНДР КАЛУЖСКИЙ «Незадолго до станции стало смеркаться...»
http://stihi.ru/2020/06/03/3760 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»


БЕЛАВИН ИГОРЬ ПЕСНИ «Домовой в редакции»
http://stihi.ru/2016/02/03/126 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

Нет, я не пью один, ни боже мой…


ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Лодка»
http://stihi.ru/2019/11/04/9987 отборочный тур для резидентов

увези меня на лодке…


ПЕТРА КАЛУГИНА «За окном»
http://stihi.ru/2020/06/09/5259 отборочный тур для резидентов

Там, за окном…

Общий критерий отбора следующий. Во-первых, настоящая поэзия вербальна в том смысле, что она апеллирует не к звуковым или визуальным данным, не к смыслу как таковому, главный инструмент поэта - слово как таковое. Во-вторых, истинная поэзия современна и вместе с тем преемственна по отношению к предшествующей поэзии. Однако опыт того, что было написано до нынешнего дня «переворачивается», переосмысляется, намеренно ставится «с ног на голову» в свете сладостного мгновения или зова современности.
В-третьих, от поэзии ожидается высшая естественность, не равная, а иногда и противоположная просто физиологической достоверности. Тем не менее, за поэтической строкой должна угадываться некоторая реальность, она делает космически органичной даже заумную поэзию (если в ней угадывается внутренняя правда). Итак, поэзия не должна быть вычурной, но не должна быть и плоско-описательной, наивно-буквальной («На столе стояла чашка…»).
В-четвёртых, поэзия должна быть стройной, упругой и ритмичной. Это, разумеется, не значит, что «нельзя писать верлибром» - можно да ещё как! Но при работе с верлибром (или иным раскрепощённым размером) необходимы а) неслучайность каждого слова и б) абсолютная логико-синтаксическая стройность, ритмичность. Иначе это не стихи, а в лучшем случае некие записанные в столбик рассуждения. Если же автор пишет силлабо-тоникой, стих не должен спотыкаться. Его синтаксический строй должен быть художественно органичен. Спросят: что это такое? Очень просто: нужно, чтобы чувствовалось, что автор не загоняет естественную для него речь в прокрустово ложе силлабо-тоники, но его мысль не может быть выражена иначе, нежели силлабо-тоникой.
В-пятых, поэзия должна сочетать в себе долю юмора и высоту. Хочется вспомнить старое, пушкинское: «Поэзия, прости Господи, должна быть глуповатой».
Согласно вышеизложенным критерием были отобраны стихи, приведенные выше по первым строкам.


По два слова о каждом стихотворении.

АЛЕКСЕЙ ИСХАКОВ. «Тики». Стихотворение содержит художественно остроумную игру флексий, оно многообразно и едино.

ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «не с тобой». Художественно убедительно соположены и одновременно взаимно противопоставлены любовь и поэзия. Стихи космически масштабны.

СЕРГЕЙ ДЬЯКОВ. «Если бисер стиховный…». В стихах дышат Время и Бытие. Прошлое художественно органично сопряжено с нашими днями, не только на уровне смысла, но и главное - на уровне художественного языка. Напрашивается эпиграф (или параллель?) из Ахмадулиной:

Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.

Стихи в истинном смысле современны и хорошо сделаны.

ЕЛЕНА УВАРОВА «В больничной клетке». Написано просто, лирично и задушевно. Без вычур и в то же время без ненужного упрощения.
Стихи живые и в хорошем смысле свободные от литературности.

АРКАДИЙ ГОНТОВСКИЙ «На излёте». Сильная ритмика, профессионально вбирающая в себя элементы рондо.
Автор владеет классическим дискурсом и в то же время художественно обитает в нашей современности.

АЛЕКСАНДР КАЛУЖСКИЙ «Незадолго до станции…». Красиво, лирично, искренне. Хорошо написано.
У этого стихотворения есть ещё одно достоинство. Длинные фразы, а то и синтаксические периоды организованны так, что они не «расползаются», а звучат песенно-лирично. Такое надо уметь.
 
БЕЛАВИН ИГОРЬ «Домовой в редакции». Масштабно и в то же время не высокопарно. Написано с изящным юмором.

ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Лодка». Превосходная - не натужная, живая, естественная - силлабо-тоника. Автор не растекается мыслью по древу, а грамотно выдерживает взятую ноту. Она талантливо - целостно и разнообразно - варьируется.
Ощущается лиризм, и в то же время стихи свободны от манерной сентиментальности.

ПЕТРА КАЛУГИНА «За окном». В стихах присутствует художественно убедительная игра с классикой («Выходит Пушкин из такси…» и высокий юмор).