урок НВП в деревне

Олег Рамзаев
     Деревенская школа, 70-е годы прошлого века, урок НВП в 10 классе, один ученик.
     Проверяющий с РайОНО Галина Юрьевна;  дама бальзаковского возраста, в крупных роговых очках, явно выражающая, подчеркивающая  превосходство городского жителя перед деревенским.
     Учитель НВП Василий Михайлович: майор в запасе 65 лет, фронтовик, имеет награды,  о чем говорят орденские планки на стареньком военном мундире, образование - жизненный опыт.
     Ученик Федя Козочкин: маленького роста, озорной, его  тяготит учеба, хочется гулять, сходить в такую прекрасную погоду на пруды порыбачить, благо рыба  хорошо ловится.
     Звенит звонок.
Учитель встает, оправляет китель. Ученик выходит из-за парты. Проверяющая сидит за второй партой,  уткнувшись в раскрытый  ежедневник  и с напущенной важностью делает какие-то заметки.
- Класс! Смирна! Здравствуйте товарищи ученики!
Ученик про себя: серый волк тебе товарищ вслух: Здравствуйте товарищ учитель!
- Вольно! Садимся!
Учитель садится за стол, открывает журнал.
- Итааак!  К доске выходит Козочкин и делает доклад домашнего задания на тему: Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Федор, ты готов?
- Я, Василь Мяхалыч, рассказать, расскажу, а показать не смогу. Вы же велели на домашних практикум провести, хотел с папой, он мне подзатыльников насувал, мама заставила полы в хате отшкоблить, а сеструха убежала к подругам. Так-то вот.
- Федор! Едрен батон! Ты как сознательный комсомолец должен был растолковать родне, что така практика очень пользительна для всех, без исключения и родня твоя, значится, не сознательна.  Вот, к примеру, пошли вы с другом на пруды.
- С Митяем штоль?
- Кака разница? Да хоть и с Митяем! Так вот, заплыл он далеко от берега, а тута ноги у него отказали и он начал тонуть.
- Да Митяй, как ихтиандр в воде, с им такое не могет быть.
- Не перебивай старших! Дак вот, тонет он, воды хлебает, а помочь только ты можешь. Ты бросаешься на помощь, а он ужо под водой. Ныряешь, находишь его и ташишь на берег. Выташил горемычного и шо будешь делать? Он без сознания, без дыхания, без пульсации? А он твой лучший дружбан? Выходь к доске и поведай нам с Галиной Юрьевной, как ты ценишь дружбу комсомольскую?
Федор выходит к доске и смотрит на учителя. Проверяющая, оставив делать пометки в тетради и поправив роговые очки,  важно обращает взор на Федора и учителя.
-А шо? Я его выташил, на сухо место и на коленку погнул лицом вниз да кулаком меж лопаток , шоб вода вытекала.
 -Не кулаком, а ладонью, а то все ему там отобьешь, сделаешь инвалидом.
-Ну ладонью! Опосля переверну яго и положу на траву и посмотрю, оклемался иль нет.
-Как ты будешь смотреть?
-Ну дышит аль нет.
- Не дышит твой дружбан и пульсации нет.
- Я яму вдую воздуха.
- Кудыть?
-Тудыть, в рот.
- А в роте у яго трава всяка и пясок?
- А я яму пальцами все выташу и буду вдувать.
- Сколь ты будешь вдувать?
-Сколь? Да пару разочков и послухаю сердце. Если пульсации нет, то сложив руки вот так (показывает учителю и проверяющей) я яму вот в етом месте (в районе грудной клетки) буду резко толкать и отпускать.
- Сколь раз?
- Разов 10.
- 15 надобно.
- Ну 15, опосля делаю два вдоха и снова повторяю.
- И сколь времени ты будешь повторять?
- Да Митяй сразу оклемается, а вообще несколько минут.
- Ну ладно, спас ты свого дружбана, а дальше?
- А дальше ташу яго к фелдшеру, нехай смотрит. Василь Мяхалыч, а мядаль мне дадут за его?
 Ты, Федя, никак  ужо звезды щитаешь? Ставлю тебе пять за спасение дружбана. Эт твоя первая звезда. Ну ладно, приступим к новой теме. Открывай тетрадь, записывай тему урока:
Ядерный взрыв.
Так вот, едрен батон, в нашу войну были бонбы, были взрывы, было огромное число погибших, были оторванные руки, ноги, покалеченных неописуемым числом, но все энти разрывы были, так сказать, механические, закономерные. А вот в 45 мериканцы взорвали 2 атомные бонбы, помнишь мы изучали Нагасаку и Хиросиму,  так вот количество погибших  несколько сотен тыш за два взрыва, чюешь разницу.
- А эт сколь?
- Это, вот сколь вы картошки собираете с огорода?
- Да мешков 20, а то и поболя.
- А представь, сколь картохи будет с поля, что за прудом?
- Ну это даж  шету нету!
- Так вот, едрен батон, вот и там тако ж. Понятно? А сейчас есть более мощные бонбы, во много раз мощнее, ядерные, я их назову ядреные.
-Почему , Василь Михалыч?
- Ты, Федя, когда- нибудь съедал цельную головку чеснока на тощак? А?
-Был дело, мы с Митяем поспорили.
- И шо, как эффект?
-Да батя подзатыльник дал и выгнал спать на сеновал.
- То-то ж, вот он эффект. Во первых слезы текли? Текли, я знаю. Во вторых  вониша от тебя, как с выгребной ямы, в третьих, живот наверно крутило? Чеснок, он взбудораживат желудок. Вон сколь скрытых напастей от одной головки. И вот ядреная бонба тож много напастей берегет. Так вот, энти самые напасти мы с тобой и изучим и как от них сберечься.
 Пиши под цифирью 1: Ударная волна. Дело в том, что при взрыве  образуется огромное количество энергии в маленьком пространстве. Ну это как дожди к примеру льют несколько дней и скапливаются в нашем пруду. Что происходит? Воде куды деваться? Вот уровень поднимается и вода затопляет огороды, а то и наши дома. Понятно? Вот и здесь вся энта энергия за секунды заполняет все вокруг. Не выдерживают даже кирпичные дома падают, вона как.  А человек хрупче кирпича, ево на раз свалит. Енто как в человека лошадь на полном галопе втрескается.
- Как это?
- А вот так, напужали ее волки голодные, и бежит она от них не видя ничего.
Так вот, от энтой волны человек может уберечься в яме, в окопе, в подвале. Понятно?
- Да Василь Мяхалыч. Унас погреб огромный в доме, там и спрячемся.
-Ну вот, едрен батон, спрятались, значится. Ан нет! Я ж сказал, что бонба ядреная. Пиши под цифирью2: Световое излучение. Эт когда вспыхнули враз мильоны лампочек. Человек сразу слепнет.
-Я в том годе тож чуток не ослеп, когда с Митяем дрались из-за рубля железного, что нашли у сельпо. Митяй мне саданул, ажно искры из глаз летели и я немного ослеп, дня три чуток  видел.
- Да энто нетто, Федя, это у тебя глаза затекли от синяка, едрен батон. А тута от вспышки слепнут. Во как. Так как человек могет уберечься?
-Глаза закрыть!
-Правильно, Федя! Закрыть глаза и не смотреть в ету сторону. Так вот от этой напасти тож можно сберечься. Я ж сразу сказал, что бонба ядрена, едрен батон и вот здеся третья напасть. Пиши Федя. Под цифирью 3:
Проникающая радиация. Вот энта напасть сама плоха, так сказать. Люди, все животные облучаются, прям все живое, что ходит, бегает, летает, дышит.
- А рыба тож, она ж в воде? А, Василь Мяхалыч?
- Что ж ты за ихтиандр такой. Рыба, рыба, одна рыба у тобя на уме. Так вот и рыба тож сквозь воду. Нельзя ее опосля есть. Во все живое входит энта самая радиация, тудыть ее,  и все начинает гнить изнутри и мрет!
- А если тот же самый чеснок есть, он же обеззараживает, а?
- Эх кабы так! Но не поможет чеснок, а помогут глубокие приспособленные бетонные укрытия, бонбоубежища называются. У нас в деревне таких нет.
-Получается мы все помрем? А Василь Мяхалыч?
- Не дрейф, Федор, будь  мужиком! На все воля божья! И власть наша народная нас в беде не бросит! Так вот и энто ишо не все. Пиши под цифирью 4 ишо одну напасть: Радиоактивное заражение местности. Вот эта напасть самая долгая, могет  десятки, а то и сотни лет заражать местность. И все что на ней будет расти и кто будет жить, все будет заражаться. Картошку есть нельзя будет, скотинка, птица разна тож больна будет! И рыба тож!! Так вот на ентот случай есть у нас, пиши слово, ивакуация, то есть вывоз людей на машинах, самолетах, поездах, а также на лошадях в безопасное место.
-А где оно, безопасное?
- Ну могет быть за деревней Похилькино, а то и ишо далее, аж за городом Двукозловом  в другом районе.
- Ух ты, мы с батей в прошлом годе собирались тудыть, там у яго дядька родьмый живет, стар ужо, пособить хотели, да не доехали, конь што-то захворал, клевый в дороге стал, назад повернули. И вовремя, баба Щипкова, знаете ее? Еле выходила, у яе много всяких трав. Батя на радостях ей забор подновил и брагой опоил, шо она чертей опосля у пруда гоняла.
-Так вот, Федор, страна у нас огромна и армия сильна. Она не допустит до нас всяких там ядреных взрывов. На энтот счет есть у нас в армии противовоздушная оборона. Но энто тема следуюшего урока. А теперь прочитай, што у себя записал?
- Тема: Ядерный взрыв 1ударная волна 2световое излучение 3проникаюшая радиация 4радиоактивное заражение местности 5 ивакуация
- Эвакуация, через Э пишется, это способ зашиты, а не напасть, зачеркни цифирь5.
-Так вы ж сами так сказали!
-Энто я так называю, оно проще, а по книжному через Э пишется, едрен батон! Ну все, урок закончен, до свидания!
-До свидания!
Ученик складывает тетрадь в большой, старенький портфель и с дневником подходит к учителю.
-Василь Мяхалыч, поставьте оценку.
-Давай Федя, молодец, заработал, а бате передай, едрен батон, чтоб он сурьезней относился к твоей учебе. Все, иди.
      Проверяющая с важным видом встает из-за парты и подходит к учителю. Учитель стоит у стола, а в голове  крутится картина давно прошедшей войны: раненый в правую ногу, молодой еще, совсем юный младший лейтенант Василий лежит в полузаваленном окопе с пистолетом в руках и чуть присыпанном землей, а сверху на него смотрит пожилой немецкий солдат и наводит на него автомат со словами: Русиш швайн! И нагло усмехаеся. Вася не помнит, как в его руке выстреливает пистолет и немец с маленькой дыркой во лбу валится на него. И сейчас проверяющая напоминала этого немецкого солдата. Василий Михайлович интуитивно сжал карандаш в правой  руке, как будто сжимая  пистолет с последним патроном.
-Василий Михайлович! Вы человек с огромным опытом, прошедший войну, много лет отдали свои силы на воспитание подрастающего поколения и должны понимать, что ваши сравнительные характеристики ну никаким образом не вписываются в образовательный процесс. Я понимаю, что вы к ученикам стараетесь относиться толерантно, но дистанцию в общении нужно соблюдать. Что это за примеры с чесноком? Разве такие подходы к педагогике были закреплены на последнем съезде нашей Великой партии? Или вот , к примеру, сравнивать число погибших от атомной бомбы с картошкой?
-Уважаемая Галина Юрьевна! Я ваши педагогические ституты не проходил, едрен батон, а примеры шоб понятны были, для школяров что по книжному- не запоминают, а так до стариков помнить будут!
- Да, Василий Михайлович! Неужели у вас никаких практических занятий не предусмотрено?
-А с чем проводить? В прошлом годе  с вашего отдела нам на школу привезли на попутке  1 противогаз, 1 костюм ОЗК и один дозиметр.
- Ну вот же!
-Да, едрен батон, противогаз самого маленького размера, он на первоклашек не надевается! В костюме недокомплект, чулок  нет, видать рыбакам приглянулись! А без их каже наглядно показывать? А дозиметр? Энто одно название, коробка без стякла и цифирей!  Шож ето, пособия что ль?
-Ну, хорошо, хорошо! Я об этом факте сообщу в отдел, наверно изыщем вам дополнительные учебные пособия. Это что касается практической части, а вот покажите мне, будьте добры, поурочный план проведения урока.
    Учитель подает проверяющей пожелтевший, исписанный мелким почерком, лист тетрадной бумаги: Да шо ж вы, Галина Юрьевна, меня за салагу зеленого считаете? Вот пожалте!
- Так это какая-то старинная рукопись, Василий Михайлович?
-Точно так, ишо с 46 года, как в школе работать стал, значится!
- Поурочный план пишется на каждый урок!
- Извеняйте!( Учитель повышает голос) План пишется для учителя, шоб пособить яму в проведении урока, то есть энтот план не для Вас, а для меня писан! А мне он понятен, вразумен и у меня к ему замечаний нет! Я по нему сколь, ужо не сосчитать, учеников выучил, едрен батон! А партия нам што говорит? А? Шо экономия должна быть экономной! Если для меня сей документ хорош, едрен батон, то и не следует бумагу переводить, энто народное богатство! Так то!
-Ну это не вам решать, товарищ учитель! Наверху люди поумней вашего? Или вы не так считаете? Я тут у себя в дневнике  пометила все ваши недочеты и сообщу о них на первом же заседании отдела! До свидания!
   Проверяющая с остервенением захлопывая ежедневник, выскакивает из класса, одной рукой придерживая роговые очки. Ей еще никогда не отвечали на повышенном тоне какая-то малограмотная деревенщина.
   Учитель со вздохом облегчения садится за стол, рука разжимается, отпор врагу дан, враг побежден, жизнь продолжается. А там уж пусть Районо ломает голову, на пенсию отправить иль еще поучить  школяров  жизни!