Маленькие детки... Я сыта!

Эмилия Нечаева 2
«Я сыта!» – этот ответ на предложение съесть что-нибудь долгие годы можно было услышать в нашей семье, сейчас он только изредка между мной и дочкой и каждый раз с улыбкой или смехом. А появился он так:

             Однажды я по какому-то делу в выходной день зашла к своей знакомой, Валентине.  Со мной была дочка, ей, кажется, около пяти было. Валентина дочку мою раньше не видела и тут же, всплеснув руками, замусипусила: «Ой, кто это ко мне пришёл! Какая девочка! Какая красавица! Какие глазоньки голубые! Какие косички! Какие красивые бантики! А платьице какое красивое! И т.д. и т.п.»  Дочка моя, к таким комплиментам не привыкшая, не знала, как себя вести, что отвечать, то краснела, то бледнела, потупилась, и казалось, что вот-вот расплачется. Валя,заметив это, кинулась в кухню и принесла большую соевую плитку «Алёнка» с красивой в платочке девочкой на обёртке: «На шоколадку, Алинушка, угостись!» У дочки глаза повеселели,  – я иногда ей покупала маленькие, кажется, по 20 или 25 граммов шоколадки, а тут такая большая! Говорит Вале: «Спасибо!» и хотела эту плитку положить в свою сумочку, но соблазнилась. Подошла к столу, распечатала, предложила мне и Вале (мы отказались) и, отломив кусочек, сунула его себе в рот. Валентина опять: «Вот молодец! Ешь, ешь! Шоколадка вкусная!» Но тут произошло неожиданное: лицо у дочки скривилось, она быстро достала из сумочки бумажную салфетку, выплюнула в неё то, что было во рту, и отодвинув плитку от края стола на середину, сказала: «Я этот шоколад есть не буду. Он не вкусный, порченый.» Я-то поняла в чём дело, а у Валентины глаза на лоб полезли. Она вспыхнула: «Ты что! Он не может быть порченым!»  А дочка настойчиво: «Порченый!» И, обращаясь ко мне:«Попробуй, он старый, испортился. Ты мне всегда свежий, хороший покупаешь!» Ну хоть сквозь землю провались!
Я ей: «Дочка, ну что ты, тётя Валя не могла дать тебе испорченный шоколад.» И отломив кусочек плитки, съела его. «Ничего он не порченый,– говорю, – он просто другого сорта. Нормальный,хороший шоколад. Дома распробуешь.» Положила ей эту плитку в сумочку, извинилась перед Валей, и пошли мы домой.
             А придя домой, усадила дочуню рядом  и говорю: «Доча, шоколадка не порченая. Она сделана из шоколада другого сорта. Раньше мы тебе такие не покупали, и вкус тебе этот не привычен.»  «Но она мне не понравилась,  и ты мне всё равно такие шоколадки не покупай» – отвечает. «Хорошо, не буду. Но ты заметила, как растерялась после твоих слов тётя Валя?»  «Да» – говорит. «Это потому, что эти слова её обидели. Она ж тебе её от чистого сердца предложила, порадовать хотела. А ты вот как… Ты, наверно, тоже  обиделась бы, если б чем-то её угостила, а она твоё угощение изо рта выплюнула и объявила, что ты её порченым продуктом угощаешь…» Дочка кивнула. «Нехорошо это, верно?» «Конечно» – вздохнула, опустив голову. Давай, чтоб больше такого не повторилось, и мне не пришлось за тебя извиняться, договоримся так: если тебя будут угощать чем-то, что можно положить в сумочку, положи в неё, как бы ни настаивали «Ешь, вкусно!», и ответь «Спасибо! Я сыта. Съем позже дома.»  И человеку не обидно будет. А дома и распробуешь. Если за столом предлагают что-то съесть, очень привлекательное, аппетитное, скажи: «Я сыта. Положите мне только одну маленькую ложечку.», потому что в блюде могут быть какие-то пряности, – у всех же разные вкусы, верно? – а ты тоже к ним непривычна,  чтоб опять не было такого конфуза. Если понравится, ничего стыдного не будет, если попросишь ещё немножко добавить, – в гостях вообще есть много некрасиво. А если не понравится, то уж, пожалуйста, не кривись, спокойно съешь и поблагодари. Если ещё предложат, поблагодари «Спасибо! Я сыта. Больше не надо.» Ты поняла меня? «Да!» – кивнула.
             А вечером, собираясь ужинать, она мне говорит: «Мама, мне пюре положи только ложечку и полсосиски.» Я-то, забыв уже дневной разговор, удивилась:
«Чего это так?» «Я сыта.»  Я тут же вспомнила и рассмеялась: «Дочь, ну ты ж дома, а не в гостях!»  «А я тренируюсь.» – ответила, улыбаясь.
           Через какое-то время приехала моя мама и увезла дочку с собой в деревню, куда  я, получив отпуск, приехала позже. Через день-другой  я, что-то приготовив, позвала маму к столу. А она мне: «Спасибо. Я сыта. Недавно ж обедали»
Я к папе. И он мне: «Я сыт. Потом…»  Я снова к маме: «Мам, ну съешь хоть немножко…» Она опять: «Спасибо! Я сыта.Ну что ты пристала, потом съем.»  «Да что ж это вы, как сговорились: я сыт, я сыта! Слова-то какие придумали!» А мама смеётся: «А это ж внучка  научила. Как приехала, так всё «я сыта, я сыта»…
          Кстати, прошло какое-то время, и моя дочка полюбила эти соевые плитки, а настоящий шоколад есть перестала…