Нек. вопросы этики преподавания и обучения. Ирина

Валерий Бокун
    Очень часто я слышу от друзей моих учеников: "Я бы хотел(а) перевестись от своего к другому преподавателю. Что мне делать?.." Почему ко мне с таким вопросом? Может, потому, что считают, что я их пойму, может, потому, что интуитивно слышат, что им помогут. Возможно, вообще спрашивают у всех подряд... Много лет я учила их видеть хорошее в любом человеке, и в преподавателе видеть сначала положительные стороны, успокаивала, говоря, что и на плохом примере можно учиться: учиться, как не надо...Что если ты не будешь видеть, за что уважать преподавателя, ты ничего не сможешь от него взять вообще. Что это сложно: преподавать, что зачастую кричат тогда, когда не могут объяснить, как...Что это вообще сложно: объяснять, как … Дети разные, и что если один понимает тебя легко и вообще без слов, перед другим нужно опуститься очень низко, ниже, чем находится ученик и смотреть на него вообще снизу вверх. Это стоит больших сил и может вызвать у человека ощущение, что ты ему пытаешься угодить, что ты очень заинтересован в нем и что он сам стоит и стОт очень много...
Что зачастую на тебя повышают голос тогда, когда элементарно хотят достучаться, а если есть силы, то и "пробить" тот барьер защиты и лени, который ты себе выстроил. Это, конечно, надо уметь и следить за нужными тебе последствиями, которые не травмируют человека, а как раз ему откроют глаза...
Что это неравнодушие педагога, как раз, намного легче мило тебя похвалить и ничего тебе при этом не дать за время обучения , но при этом долгое время прекрасно выглядеть в твоих глазах... Пока ты не вырастешь и не поймешь...
  И объясняла друзьям, тем, кто хочет что-то понять, что если ты кричишь, раздражаясь - так учил меня мой муж, в моем случае на собственного ребенка, например, - ты даешь ему право посчитать виновным тебя, а не себя, и это будет твоей ошибкой. Человеку просто так вообще нельзя причинять боль без того, что так же больно тебе, даже больше... Вот тут, конечно, сложно... Гораздо проще раздражаться... Вспоминаю один случай воспитания своего сына в детстве, когда в ситуации серьезной, не зная, что же делать, схватила ремень и на глазах мужа и ребенка начала хлестать себя о словами о том, что воспитала такого сына...Ребенку помогло очень, муж, правда, очень меня любивший, был в шоке... Сказал, что не каждый так смог бы...
  В первую очередь преподаватель должен учить ученика любить. Любить все: предмет, в моем случае музыку вообще, любить учиться, своих друзей, ни в коем случае не видеть в них конкурентов, ни в коем случае не учить соревноваться. Любить совместное творчество как состояние души, обязательно не зацикливать их на одном своем предмете, а радоваться их развитию везде, учить их любить других преподавателей... Я понимаю, что очень много преподавателей хотят на ученике показать свой уровень, свою работу и начинают на него давить разными способами. Это насилие. Мне было сложно учиться это различать, но теперь я вижу, где педагог хотел "для себя" а где, все же, для ученика. Но всегда за свой счет...Для ученика - это тоже немножко "для себя", потому что ты же без этого уже не можешь...Но тут вопрос степени. Какой мотив все же преобладает и на сколько... Мотивов всегда несколько, далеко не один. Результат будет разный в каждом случае, что именно все же преобладало...
 Было время, когда я поняла, что еще чуть-чуть, и станет совсем сложно обучать, что приходят дети, которые уже не в состоянии обучаться, и, чтобы их хоть как-то расшевелить, очень активно пыталась воздействовать. И тут случается очень смешной случай: весь первый курс 2 сентября приходит к нашей зав. отделения и просит себе другого педагога вместо меня. На вопрос, а видели ли они своего преподавателя, они отвечают, что нет, но слышали... От нашего безумно ленивого второго курса, на которого мы все сообща как только ни воздействовали...результат один … все силы в яму...Заведующая посмеялась, попросила это запомнить и сказать ей через полгода, что бы они ответили ей, если бы она выполнила их просьбу. Через полгода она их об этом спросила, получила шутливый ответ: " Вы были бы враг народа" - и только после этого рассказала мне. Я же со временем перестала хотеть "осчастливить" всех своих учеников собой - муж, который был изумительным Учителем и тренером, говорил: " Учись на практике, и ты научишься различать, куда нужно силы тратить, как и сколько..." Теперь я больше вкладываю в тех, кто действительно этого хочет, правильно относится в том смысле, что научится сам и есть надежда, что потом отдаст другим. Самое интересное, что на примере этого первого курса, который во всех начинаниях хотел участвовать, потихоньку, но стал втягиваться и второй курс.
  Был у меня случай, когда пыталась воздействовать на очень способную, но ленивую девочку. На сложном моменте я всегда даю понять, что приму ее любой выбор. И стараюсь не попытаться помочь там, где человек должен и может сам. Но не выдержала и говорю:" Ну, захочешь - переведешься, я не обижусь".. Потом узнаю, что она вроде как собирается. И понимаю, что для нее это путь не к преодолению лени, а наоборот. И понимаю, что не могу позволить ей этого. В общем, пришлось многое объяснять ей прямо при подружках, моих ученицах ( всем полезно ). Говорила, что и для чего было, она рыдала, подружки ее обнимали, жалели. Потом она обнимала меня, а я говорила, как учил меня муж:" ученик может предать своего учителя, Учитель - не может предать ученика!"
Муж говорил мне:" Ты не ищи хорошего врача, ищи Человека, и Бог ему поможет. Но если ты чувствуешь, что не можешь доверять этому врачу - разворачивайся и сразу уходи..."
  Я думаю, это касается всего: врачей, учителей, продавцов... Так часто сталкиваясь с проблемами детей, я, наверно, для себя выработала понимание: если перд тобой неравнодушный человек, неважно, учитель, врач или еще кто - это Человек. И тут искать выгоды для себя - предательство по отношению к нему, нужно как-то по другому искать варианты повысить свой уровень. Как правило, такой человек и сам попытается тебе что-то "додать" : отведет на консультацию к кому-то, еще что-то придумает. Если же перед тобой равнодушный человек, он получает зарплату, личных своих сил в тебя не вкладывает, зачастую, не дает тебе, а "берет" у тебя - ты свободен в обязательствах перед ним. И дальше уже волен выбирать, как тебе действовать, у кого что позволяет его этика. У меня в детстве была такая неиспользованная родителями возможность, и, если бы не муж, я бы, наверно, жалела об этом, но та моя учительница была прекрасным человеком и моя судьба сложилась так, что я теперь этому рада. Очень многие безумно компетентные педагоги не умеют самого главного: научить любить музыку. Они думают о своем: своем имени педагога и совершают из-за этого много ошибок. Будучи по сути сами очень хорошими людьми. И этим все сказано. И я вижу прекрасно обученных детей, не любящих музыку, не пропускающих ее через душу и, если не встретится им потом кто-то другой, кто научит - не сумевших потом создать для других. Я понимаю ребенка, когда его преподаватель видит негативно мир и происходящее в нем, не может выйти за рамки своего восприятия, пытается зациклить его только на своем предмете, ограничивает ребенка в попытках учиться создавать, любить, познавать мир. Если ученик видит свет, имеет его в себе, идет на него к другим, а ему это гасят - я поддержу ученика и скажу: "Не бойся, у тебя есть стержень, ты сможешь... Уходи!"
   Ирина.