Media. Дистанционка, зум, аптека

Маргарита Мендель
ДИСТАНЦИОНКА, ЗУМ, АПТЕКА, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И ТУСКЛЫЙ СВЕТ

  Что думают родители школьников о дистанционном обучении и организации процесса в период пандемии, полагаю, рассказывать излишне. Завершившие учебный год досрочно, учащиеся младшего и среднего звена отправились на каникулы, а выпускники продолжили подготовку к новому этапу удаленной кампании — вступительным онлайн-экзаменам.
  Дистанционка развернулась по всем фронтам — от школ и офисов на удаленке до новоогаревской резиденции. Но как обстоят дела у студентов, в частности у тех, кто приезжает в вузы лишь для сдачи сессии? На момент всеобщего дистанционного выгорания, учащиеся на заочной форме мучения оказались в числе участников, пожалуй, самой уязвимой и неподготовленной категории. Ни для кого не секрет, что заочники — люди работающие, они в том же положении, что и все, попавшие под сокращения и ушедшие на неопределенный срок в неоплачиваемый отпуск. Одни из них того же возраста, что и очники, но не надеющиеся на родительскую поддержку и зарабатывающие самостоятельно, другие — уже вращающиеся в кругах приоритетной профессии. И тех, и других сближает одно — желание получить полноценное высшее образование и подкрепить теорией имеющиеся практические навыки в выбранной специализации. Для преподавателей заочники — былинные персонажи, их лучше всего характеризуют слова из небезызвестной песни: «это очень уж странный предмет… или есть, или нет». Редко кто из преподавателей вспомнит на следующей сессии имена студентов и вообще узнает их. И начать следует с того, что на цифровые сессии ни один из студентов при поступлении не подписывался. Почитать СМИ, заголовки пестрят безбожными лозунгами интернет-индустриализации — «вузы успешно осуществили переход на дистанционный формат образования», а преподаватели и директора как под копирку рассказывают о преимуществах и «некоторых сложностях» дистанционного образования, правда, есть и те, кто в анонимных комментариях требуют повышения зарплат, и что, мол, графа «проведение видеоконференций» в трудовом договоре отсутствует. Волны возмущения накатывают и бьются о борт минобра, но дистанционный якорь за эпидемиологическую корягу зацепился основательно.
  Есть такие специальности, которые в природе города N и в его области не имеют бюджетных мест и первым требованием, которое выдвигает вуз, становится оплата за обучение (формула проста: сумма не внесена за полторы недели до начала сессии = нет доступа к личному кабинету = нет возможности сдачи экзаменов). В конце мая студенты одного из крупных вузов города N требовали снизить плату за обучение, но, как мы видим, сумму ни на копейку не уменьшили и сроки не сдвинули, несмотря на сложную экономическую ситуацию, коснувшуюся всех. Не можешь оплатить — вперед в академический отпуск с восстановлением в другую группу и последующей потерей года. Вероятно, любого потребителя услуг всегда интересует один вопрос: за что я плачу деньги? Транспарентность системы образования, казалось бы, основной критерий. Не нужно тратить средства на содержание вуза во время сессии, а студент самостоятельно обеспечит рабочий процесс — компьютер, камера, наушники, диктофон и, главное, наличие интернета (не дай бог вам оказаться в частном секторе вблизи лесополосы или в области, где соединение оставляет желать лучшего). Стоимость обучения следовало снизить как минимум за вычетом оплаты интернет-трафика, амортизации личной техники, а также покупки необходимых составляющих для проведения дистанционного процесса.
  Что успеваемость полетит на санях в тартарары, стало известно уже в марте. Любимцем и фаворитом избран ранее мало кому известный сервис конференций zoom. Его главное неудобство заключается в том, что каждые 40 минут сеанс у организатора завершается, и нужно заново заходить в систему, вводя идентификатор и пароль, а платную версию себе позволили лишь единицы преподавателей. О безопасности никто в очередной раз не задумался, хотя общеизвестный факт, что зум, в отличие от старого доброго скайпа, уязвим, и получить доступ к личным данным пользователей при желании не составит труда. Но о какой конфиденциальности и защите личных данных может идти речь, когда любому зарегистрированному на сайте университета пользователю, доступны все ваши данные, да еще и пароль, который сменить вряд ли получится даже через деканат. По выходным сайт вуза уходит на техническое обслуживание, и уж если не успел найти задания на ближайшую неделю и сохранить их заранее, то сдавай как хочешь. Все же, есть кое-что похуже пресловутого зума — это эксперименты с пробными вебинарами на платформах института прямо во время экзамена. Как итог: студенты созваниваются с экзаменатором по ватсапу, потому как местные платформы оказались физически не готовы к подключению даже десяти человек одновременно. Еще одно обязательство — наличие видеоотчета экзамена. Лекции может быть кто-то и в силах отменить, а вот вузовскую аттестацию и аккредитацию каждые пять лет — никто. Примечателен и тот факт, что далеко не все преподаватели требования высших инстанций берут к сведению. Как рассказала одна из студенток-заочниц, преподавателем по одному из специальных предметов было пропущено восемь видео-лекций, а сам экзамен проводился в виде реферата, который даже не проходит проверку системой «антиплагиат». Оценки в дифференциации экзамена выставлялись видимо тоже наобум: нужно было выполнить норматив по процентному соотношению оценок, которые выводились преподавателем ни разу не увидевшего студента и не беседовавшего с ним по предмету, и каким-то уже совершенно толкиневским образом вышло, что у большей половины студентов группы была выставлена неявка в ведомость за сутки до начала экзамена (что подтвердили показанные фотографии в переписке с преподавателем по ватсапу). После официального окончания сессии (когда многие возвращаются к работе или, наоборот, уезжают за город на дачи) студентка получила новое задание по электронной почте в виде теста, да еще и из массовой отсылки, не относящейся к ее группе. Видимо, подобное отношение позволительно только победителям конкурса лучших учителей, как и то, что наличие ученой степени с каких-то пор позволяет вести учебные курсы, требующие совершенно другой квалификации. Стало быть, общие правила, утвержденные ректоратом, для некоторых остаются террой инкогнитой.
  С необъятным количеством заданного можно было и за одну дистанционную сессию диплом экстерном получить. Преподаватели, как и студенты, вынуждены вставать на путь далеко не истинный, и часто сами не знают, как оценивать способности учащихся, поэтому в течение недели, а то и двух, студент вынужден предаваться вангованию — сдал он или нет, ибо зачетное бот-тестирование проводится без участия преподавателя. Самоотверженные (те, кто проводят лекции) предпочитают режим четырех часов с одной десятиминуткой в качестве перерыва. Другие считают, что одной платформы в виде сайта института для загрузки заданий недостаточно, и поэтому, кроме зума и почты, к действию подключают групповые обсуждения вконтакте, youtube-каналы и ватсап. Как говорится, чем больше, тем лучше.
  Бессистемность и отсутствие структурированности, из-за которых непонимание возникает и у студентов, и у преподавателей, — две основные проблемы. Учитывая, что по большей части программы повторяются из года в год, то большинство заданий можно было бы выставить на сайт если не за два месяца, то хотя бы за две недели. Слово «стабильность» в нашей жизни стало еще одним архаизмом, выходящим из обихода виртуальной реальности.
  В целом, тенденция неутешительна, петиция против дистанционного обучения собрала уже более 150 000 подписей. Как всегда, многое зависит от конкретного человека в конкретной ситуации. Если преподаватель —профессионал, то поток знаний посредством дистанционного обучения не уменьшится, а ежели все делается из-под ректорской палки ради зарплаты, то и результат очевиден. То же касается и студентов. Но разница в том, что студент платит дважды. И все мы помним, что есть специальности, которые невозможно освоить, сидя за монитором, — будь то музыкальное исполнительство или врачебное дело. А если быть совсем уж честными перед собой и будущим поколением, то ни одну жизненно важную компетенцию таким образом осваивать нельзя. 
  Дистанционка, как рафаэлло, — вместо тысячи слов. Может быть этим летом абитуриенты, студенты, преподаватели и сэкономят на проезде, но на желанный сон больше времени ни у кого точно не останется. И пока разумнее всего запастись в аптеке таблетками от головной боли и каплями для глаз, надеясь, что когда-нибудь мы все-таки вырвемся из плена мониторов. 


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus