Химия и жизнь

Олег Стоеросов
Первое моё знакомство с химией состоялось в детском возрасте, ну что-то лет в 8-9.
У нас во дворе пользовались популярностью всякого рода загадки-подколы.
Например:

На бал кони ходят? (А ухом слышалось-то : на балконе ходят)
Или отчего утка плавает? (от чего?  от берега)
Зачем вода в стакане (за чем? за стеклом)

Были загадки и гораздо более глубокого свойства с провокационной политической подоплёкой (ну что вы хотите - период хрущёвской "оттепели").

Почему Ленин ходил в ботинках, а Сталин - в сапогах?
(По чему? ПО КРОВИ!!!)

Мне, мальцу, было интереснее тусоваться со старшими ребятами , лет 12-14(которые нашего брата как правило шугали, но иногда милостиво дозволяли присутствовать рядом).
Именно от старших ребят я узнал базисные матерные слова и выражения, а также ситуации в которых следовало употреблять эти "изыски", узнал чем в тёмное время суток занимаются мужчины и женщины , оставаясь наедине, а также тайну деторождения.
Что касается последнего обстоятельства, то в нашей мальцовой среде единого мнения на этот счёт не существовало, а версии были смутными, подозрительными и явно надуманными.
Вот одна из них.
Мой приятель, который был на пол года старше меня, а стало быть и мнение его было авторитетнее, утверждал, что у женщины в животе имеются специальные органы, которые вырабатывают МЯСО, а оно, в свою очередь, срастается определённым образом так, что из него формируется маленький ребёнок.
Процесс этот длится 9 месяцев, после чего живот женщине разрезают, извлекая оттуда ребятёнка.
В качестве подтверждения своей теории, он ссылался на шрам, который он видел на животе у матери (быть может это был шрам от аппендицита или от иной полостной операции, включая кесарево сечение?!), но как бы то ни было - многие эту версию принимали на ура.
Интересно, что слушая его, никому из нас не приходила в голову мысль о том, что если женщина сама решает и регулирует "выработку мяса", то какую роль во всём этом играет отец ребёнка?

Старшие ребята, вдребезги разбили эту милую и беспорочную теорию детозачатия, грубо посмеявшись над нами, а их объяснение меня буквально потрясло и вывернуло мне мозги наизнанку своим грубым плотским содержанием.

Но вернёмся к основам химии.

Однажды, примазавшись к компании старших ребят, я услышал из уст одного из них очередную стёбную загадку, которую он со смешком загадал приятелю.
Причём ответ был сформулирован в рифмованном виде.
Всё в ней было для меня новым, неожиданным, завораживающим и абсолютно непонятным, кроме отдельных слов.
Точнее, загадок было две как и ответов на них, привожу всё по памяти:

1.Как получить из медного купороса - квасцы?
Ответ: берёшь купорос, ставишь на мороз, в него нас-цы (именно так!) - получаются квасцы.
2.А как получить из квасцов - медный купорос?
Ответ: берёшь квасцы, в них - нас-цы, ставишь на мороз - получаешь купорос!

Этот первый в жизни уличный урок химии меня настолько потряс, что я увлёкся химией тотчас же.
Разумеется - это был бессистемный, "варварский", эмирический подход, но любопытство и жажда деятельности не терпели промедления.
Я брал большое блюдце с немного выщербленным краешком , наливал в него подсолнечного масла, из ваты скручивал фитиль, пропитывал его маслом, поджигал и с замиранием сердца наблюдал за процессом горения.
Со временем, я стал замечать всякие тонкости, а именно, что время горения и форма факела зависели от количества налитого в блюдце масла и от толщины ватного фитиля.
Чуть позже добавились домашние опыты с плавлением на газовой плите в жестянках из-под обувного крема, кусков сургуча, свинцовых пломб, с омеднением стальных скрепок, кнопок и гвоздей в растворе медного купороса, с гашением порошка питьевой соды раствором уксуса с обильным шипением и образованием "шапки" из пузырьков газа.

Ещё задолго до того, как начиная с 7-го класса, химия вошла в школьную программу в качестве полноправного предмета, наверно лет в 10 мне случайно попался в руки учебник химии, в котором на первой же странице я прочитал о том, что химия - это НАУКА и не просто наука, а наука О ПРЕВРАЩЕНИЯХ одних веществ и соединений - в другие.
В моей детской голове слово ПРЕВРАЩЕНИЕ стойко ассоциировалось с понятием ВОЛШЕБСТВА, а оно, в свою очередь, плавно перетекало в нечто СКАЗОЧНОЕ!
Так постепенно, я увлекался этой наукой...


Железная хватка Бариевая клизма
Кремниевое ружьё Кислородное голодание
Свинцовые облака Магниевая вспышка
Хромовые сапоги Медный лоб
Цинковые гробы Оловянные мозги
Серная пробка Ртутный живчик
Золотой возраст Серебряный век
Никелированная кровать Радоновые ванны

В смертельном соитии слились:
Кислота и жгучая щёлочь -
Бурно рождается соль!