От Великой войны до Великой войны...

Димитрий Кузнецов
От Великой войны до Великой войны
Четверть века в юдоли земной.
И опять напряжённую плоть тишины
Распороло взрывною волной.
И рванулись рядами начищенных блях
Легионы арийских племён,
Чтоб найти свою гибель на скифских полях
И забвенье до Судных времен.
Чтоб в зверином испуге
От Волги на Рейн
Пробивались сквозь снежный буран
Осторожный фон Клюге,
Упрямый Манштейн и напористый Гудериан,
А потом вспоминали, и холодом страх
Под мундирами резал тела,
Как им ветры стонали и стыла в ветрах
Беспощадная серая мгла.
 __________________
 * Иллюстрация:
    картина "Даже не снилось. 22 июня 1941",
    автор – Валентин Фёдорович Папко.

О КАРТИНЕ "ДАЖЕ НЕ СНИЛОСЬ. 22 ИЮНЯ 1941"
(сумбурные мысли)

Эта картина, написанная краснодарским художником Валентином Папко сравнительно недавно, вызывает у зрителей разноречивые чувства: от мгновенного и полного приятия до неодобрения и даже негодования. Выскажу свои мысли о картине, которая, по моему убеждению, заслуживает серьёзного внимания.

На мой взгляд, это – очень хорошее полотно. И многие люди его правильно понимают. Задача классического искусства, в частности, эпической живописи – состоит в создании образов, а не в скрупулёзном воссоздании деталей быта (этим успешно занимался т.н. соцреализм). Эта картина – ОБРАЗ, не имеющий отношение к советским реалиям, но впрямую относящийся к России, к Русской душе. И она – очень современна, потому находит живой отклик у многих.

Картина "Даже не снилось. 22 июня 1941" – совершенно мистическая по характеру. Люди, изображённые на ней – молодая пара и ребёнок – наши современники. Это – картина–сон, где пласты времени перетекают друг в друга: современность – в прошлое. Огромное окно в комнате – явно из наших дней, из нынешних коттеджей, постельное бельё, одежда ребёнка –тоже. А вот железная кровать, цветы на подоконнике в жестяных банках – уже примета советской эпохи, 1930–х годов. Горящая лампада – символ, она, может быть, в этой семье явно горела до 1917 года, незримо горела в годы гонений на Церковь, явственно горит в наши дни. Крест на груди мужчины – тоже несёт глубокое символическое значение. Надо ли объяснять, какое...

Форточка в окне распахнута несколько неестественно (притом, наружу, а не внутрь) – в этом есть определённый смысл. Тут всё не случайно. Вражеские самолёты, которые видны в окно, летят, словно бы внутрь комнаты, очень низко и близко друг к другу, застилая небо на бреющем полёте, они врываются в жизненной пространство героев картины, через долю мгновения ворвутся...

Но сон молодых людей пока безмятежен. Не спит, лежит с распахнутыми глазами лишь младенец: он понимает всё и знает больше других – о прошлом, о будущем... Женщина, фигуру которой видно в окне (видимо, чья–то мать, хозяйка дома) замерла с поднятой головой, оставив ведро на земле... она как бы открыта ужасу происходящего, страшной судьбе... Непосредственно реагирует лишь собака, звериным чутьём ощущая опасность.

Да, у спящих людей – красивые, чистые русские лица. Возможно, кого–то раздражает спокойная, светлая красота молодой женщины (гламурная дива! китч!), меня она восхищает. Очень любопытен круглый предмет на подоконнике, – возможно, это ключ к разгадке сюжета картины... возможно, смещение временных пластов как–то с ним связано...

Всё вышеизложенное – мой собственный взгляд на картину. Я не искусствовед, и, конечно, человек, искушённый в тонкостях понимания живописи, расскажет об этой работе намного глубже и интереснее. Но я вижу картину именно так.