Прозаические миниатюры

Екатерина Белоусова 2
ПРОЗАИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ
Миниатюра — малый литературный жанр. Название дано по аналогии с миниатюрой в живописи. Впервые термин «миниатюра» в России появился в 1925 году. Отличавшиеся малой формой, изяществом и тщательностью исполнения произведения стали называться миниатюрами.
Короткие рассказы, лаконичные по объёму, но чрезвычайно ёмкие по содержанию, называют литературными миниатюрами. Часто в миниатюрах практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка. Но, используя ёмкость образов, сравнений, эпитетов, автор несколькими фразами создаёт целую человеческую судьбу.
             Жанр миниатюры начал развиваться давно, но чётких границ у него до сих пор не выявлено. Миниатюра понимается как новелла, эссе, повесть или рассказ, которые сильно «сжаты». Термин, в сущности, до сих пор условен. Миниатюры в прозе часто носят название «картинок», «сценок». Миниатюра может быть лирической (стихотворной). В драматургии миниатюрой называли монодраму* и одноактную или многоактную пьесу, представление которой занимало лишь часть театрального вечера.
               Не имея чётких границ, миниатюра дает волю авторам, и это составляет одно из её основных отличий от других малых прозаических жанров, а также позволяет обращаться к различным сторонам жизни и ставить в центр бытовые, социальные, философские вопросы. Избежать повторения помогает малый объём произведения (5-10 страниц), при этом отчётливо видна идея: миниатюра характеризуется чёткой передачей любого авторского замысла. Зафиксированный автором в миниатюре момент наиболее соответствует правдивости изображения бытия, художественный материал подается субъективно, а автор чаще всего является повествователем.
         Специфические признаки миниатюры :
1.малый текстовый размер; 2/обязательное наличие сюжетного начала;
3.чёткий авторский смысл; 4.субъективизм;
5.явная и яркая динамика; 6.чётко поставленная задача;
7.в основе одинаково допускаются и глобальная проблема и частный вопрос; 8.организация текста обязательно включает в себя законченность и пропорциональность; 9.допускаются символизм и аллегоричность;
10. миниатюра едина в своем естестве и неделима;
11.ее форма изящна, ритмична и мелодична (желательно);
12.в миниатюре взаимодействуют лирика и эпос.
                В произведениях миниатюрного жанра во всем сквозит отчётливо выраженное субъективное начало. В большинстве миниатюр именно субъект, то есть конкретная личность, представляет собой центр, вокруг которого происходят все действия и развивается композиция, в них реализуется субъективное восприятие, некое переживание.

Однако существуют миниатюры с четко выраженной фабулой, в которых весомое значение несет в себе настроение, которым проникнуто произведение. В них часто используется «скрытый сюжет», когда внешняя интрига отступает на второй план и главенствующую роль приобретает изменение психологического состояния героя, его нравственное самопознание.

Миниатюра отличается лаконичностью, чёткостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали.

Внутренний монолог может свободно существовать в миниатюрах одновременно с образно-логическим рядом. Интерес у автора при этом могут вызывать и философско-этические проблемы, которые, несмотря на малый объём, способны быть раскрыты в жанре миниатюры, при этом в произведениях присутствует высокая степень художественности.

Субъективизм же отличает миниатюру от простого эссе, хоть некоторые миниатюры написаны в эссеистической форме, однако жанр эссе предполагает несколько большую строгость и логичность в рассуждениях и аргументации, и достаточно развёрнутую цепочку умозаключений.

Столь развёрнутое и в чём-то противоречивое определение жанра объясняется тем, что миниатюра предоставляет авторам возможность экспериментировать и выражать свое я. Отсутствие жёстких рамок, сложившихся канонов составляет основное отличие миниатюры от других малых прозаических жанров.

Активно развиваться жанр стал в 90-е годы XX века. Ю. Миниатюра может быть и нарративной *, и лирической, и драматической, и эссеистической, и философской, и юмористической, а не только лирической, как было раньше . В современной русской литературе — это чаще всего «проза поэта», о чём свидетельствуют отказ от заглавий (как в лирике) и публикация миниатюр в составе стихотворных книг и журнальных подборок стихов..

Таким образом, в процессе своего развития жанр миниатюры активно взаимодействовал с другими малыми жанрами (с рассказом, новеллой, с эссе), в результате чего появились названные выше жанровые разновидности, поэтому иногда сложно разграничить где собственно миниатюра, а где короткий рассказ, новелла или эссе.

Жанр миниатюры всё ещё формируется, поэтому не признаётся многими исследователями каноничным

В конце XIX — начале ХХ в жанре миниатюры свои произведения создавали Бунин, Случевский и Тургенев.

Вообще же в начале XX века без прозаических миниатюр не обходился ни один журнал, их писали многие авторы, например, Соловьева, Зиновьева-Аннибал, Серафимович, Рерих, Гуро, Каменский, Бурлюк, Белый, Ратгауз, Садовской, Гастев, Клычков.

В конце XX веке жанр миниатюры стал пользоваться особой популярностью. Считается, что к прозаической миниатюре можно отнести произведения Абрамова, Анненского, Астафьева, Белова, Бондарева, Крупина, Пикуля, Победина, Сапгира, Солженицына, Солоухина, Тучкова, Холина и др.

* Монодрамма в театре — драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером .

* Наррати;в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.