Приветствую всех участников Конкурса Сатироид-2 и наших читателей!
С вами снова я, ведущая Мария Абазинка.
Спасибо всем, принявшим участие в Конкурсе!
Начинаем ТАЙНОЕ голосование, стараемся сохранять анонимность!
ВНИМАНИЕ!!! ОЦЕНКИ можно отправлять в ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИЛИ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ВЕДУЩЕЙ.
АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА: http://stihi.ru/avtor/mercy
АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ: i_kren@mail.ru
Итак, вначале вспомним…
Пародия – это, прежде всего, литературно-художественное произведение критической направленности.
Кроме того, пародия – это юмористическая поэзия, со всеми вытекающими реакциями и полученным удовольствием. Иногда, вместо смеха или улыбки, при чтении пародии возникает горькая усмешка, и это – нормально!
Напоминаю задание: написать пародию на стихотворение Илья Будницкий, Сюжеты - http://stihi.ru/editor/2020/05/11/6575
ВНИМАНИЕ: ГОЛОСОВАНИЕ ТАЙНОЕ (в целях независимости критики от чужого мнения), оценочные шорт-листы (по две оценки каждой пародии) посылаем по 23 ИЮНЯ, ВТОРНИК, включительно (5 дней).
Прошу не откладывать на последние дни, чтобы не затягивать публикацию шорт-листов. Времени достаточно, чтобы вникнуть в каждую пародию и оценить по достоинству. Проголосуют все раньше – опубликую оценки раньше.
После публикации оценок начнутся дебаты (обсуждение) на 3 дня.
Пародии тех, кто не проголосовал, будут причислены к работам вне Конкурса.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
1. ПЕРВАЯ оценка – за ценность, неординарность пародии.
Главные критерии: хорошая критичность, соответствие пародийному жанру (в произведении присутствуют ЮМОР или ИРОНИЯ или САТИРА или их сочетания), ЛЁГКОСТЬ замысла (пародия должна быть легка, а не трудна для понимания), неординарность (пародия способна удивлять, выделяется среди прочих).
Более подробно о том, что значит "Соответствие пародийному жанру":
– пародия-памфлет (смешно или иронично переработан СЮЖЕТ исходника или его эпизод, или яркая ИДЕЯ/КОНЦЕПТ/ПРИНЦИП исходника; возможен собственный вариант развития сюжета исходника);
– пародия-подражание (в пародии преувеличены и высмеяны стилистические особенностей исходника, его язык и выражения);
– пародия-имитация или шарж (в пародии использованы эпизодические «ляпы» и несуразности текста исходника. Они ярко показаны пародистом, преувеличены и высмеяны в пародии).
3 балла – текст состоит из набора бессмысленных строк, или текст имеет смысл, не имеющий отношения к исходному стихотворению или цитатам исходника. Эта оценка обязательно объясняется конкретно по тексту пародии!
4 балла – есть слабая связь с исходным стихотворением или цитатами исходника, но не соответствует ни одному из пародийных жанров (памфлет, подражание, имитация), отсутствуют признаки пародийности (сатира, юмор, ирония, сарказм, критичность). Не ясно что конкретно пародируется. Сюжет или логика повествования запутан/а. Эта оценка обязательно объясняется критиком конкретно по тексту!
5 баллов – есть связь с исходным стихотворением или цитатами исходника, похожа на подражание или имитацию, но отсутствуют яркие признаки пародийности (юмор, сатира, ирония, сарказм, критичность).
6 баллов – есть связь с исходным стихотворением или цитатами исходника, соответствует одному из пародийных жанров (памфлет, подражание, шарж), есть признаки пародийности (сатира, юмор, ирония, сарказм, критичность). Но сюжетная линия (или логика повествования) не достаточно ясна, имеет другие недостатки.
7 баллов – пародия понравилась, соответствует одному из пародийных жанров (памфлет, подражание, шарж), есть признаки пародийности (сатира, юмор, ирония, сарказм, критичность), легко воспринимается, имеет логичный сюжет и эффектный конец, является художественным произведением.
8 баллов - для лучшей по мнению критика пародии из представленных здесь. ОЦЕНКА "8" НАЗНАЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНОЙ ПАРОДИИ И ТОЛЬКО ЗА ПАРОДИЙНОСТЬ!
Оценка всем пародиям – от 3 до 7 баллов, на усмотрение критика, и только одной, лучшей - 8 баллов.
2. ВТОРАЯ оценка – за художественное и техническое исполнение (учитываем ЛЁГКОСТЬ слога при чтении пародии! Эпизодически допускается глагольная рифма, где без неё фраза потеряла бы яркость).
Критерии, на основе которых произведению снижается оценка:
- несоблюдение формы исходника: отличается по ритму, способу рифмовки, объёму (за этот пункт допускается снижение оценки на 1 балл, а не за каждый подпункт)
- стилистические признаки и лексика не соответствуют исходнику;
- стилистические признаки и лексика не литературные. Не снижаем оценку за ПОНИЖЕНИЕ или ПОВЫШЕНИЕ СТИЛЯ РЕЧИ, как пародийный приём, если это сделано не грубо, а изящно и со вкусом;
- слишком много неудачных рифм (ассонансных или прямых грамматических, в том числе – глагольных. Не снижаем оценку за 1-2 такие рифмы);
- неоправданные грубые инверсии, искажающие смысл фразы;
- грубые фонетические ошибки (слипания звуков, тарахтение, шипение, свист);
- слабая грамматика (неправильное ударение в слове, неправильное написание слова, неправильный падеж и проч. Не снижаем оценку за явную опечатку).
Оценки всем пародиям – от 3 до 7 баллов, на усмотрение критика.
Желательно ориентироваться на эти критерии.
ДЕБАТЫ (ОБСУЖДЕНИЕ ОЦЕНОК) проводим в прежнем режиме: для сохранения анонимности - через личные сообщения на странице ведущей http://www.stihi.ru/avtor/mercy
Желающие дабатировать открыто могут это делать открыто.
Если вы не хотите или не можете участвовать в обсуждении - объясняйте, пожалуйста, низкие оценки в отсылаемом ведущей шорте. Только объяснения должны быть не общими фразами, а конкретно по тексту.
Если критик никак не объяснил свои оценки "3" и "4" в отправленном шорте (если не участвует в обсуждении) или в обсуждении не смог отстоять свои низкие оценки, то в итогах эти его оценки автоматически повышаются до средних показателей.
Не допускается специальное тотально занижение оценок, как кому захочется!
«Не понравилось» - это не аргумент! Не понимаете – спрашивайте у автора пародии, советуйтесь с ведущей, задавайте вопросы, но не упорствуйте в занижении оценок. В то же время – умейте быть убедительным, если уверены в своих оценках, приводите веские аргументы.
В процессе обсуждения критик имеет право изменить свои оценки только при аргументированных возражениях автора пародии или других участников или по ходатайству ведущей. Изменение оценок возможно: прибавить 1-2 балла, убавить 1 балл! Обязательно уведомить об этом ведущую в комментариях или в ЛС. Каждый случай изменения оценок в процессе обсуждения тщательно рассматривается ведущей.
ВНИМАНИЕ! За грубые, неуважительные высказывания при обсуждении, а также за игнорирование прямых вопросов и возражений от ведущей и авторов пародий, присуждаются штрафные баллы (на усмотрение ведущей), влияющие на итоги. Т.е. пародия грубияна может потерять свои баллы! Будьте взаимно вежливы!
Однако, мы учимся юморить и иронизировать. Поэтому атмосфера доброжелательного юмора и незлой иронии в обсуждении допускается. Учимся тонко ощущать грань допустимого среди пародистов, чтобы не обижаться и не унижать других участников.
Пример оценочного шорт-листа, отсылаемого ведущей в ЛС или на эл.почту:
№ 1. – 3, 5 (краткие комментарии к "тройке")
№ 2. – 5, 7
№ 3. – 8, 6 и т.д.
Для конспирации выставляйте оценки и своей пародии – ведущая всё равно не будет учитывать оценки на неё.
ЕЩЁ РАЗ: не забудьте объяснять низкие оценки!
Если не планируете участвовать в дебатах, можете сделать очень краткие комментарии в оценочном шорт-листе, который отправляете ведущей в ЛС, только не общими, ничего не значащими фразами, а конкретно – за какой недостаток в тексте поставили низкую оценку.
ПРИЁМ ОЦЕНОК ПО 23 ИЮНЯ.
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
А теперь можно приступать. Приятного чтения!
1. Приняв два литра вермута в башку
Цитаты:
«что до русалочки – шажок
. . . . .
А там – то принц, то запеканка»
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
Приняв два литра вермута в башку,
Сюжетов рой увидел на привале,
Жаль в брюхе места нету пирожку,
Быть может, галюны б не так плясали
Из соловьиных и куриных ног.
Сквозь дырочку, слегка зажмурив глазки,
Украдкой так рванул перо... и слёг,
Трёхглавый гусь, не помню этой сказки,
Наевшись жемчуга в навозе – вах! –
В три клюва ощетинился в угрозе...
С тех пор теряю метр и ритм в словах –
Пишу трагикомедии лишь в прозе.
(Как бросил пить – пропала кружка,
женился... жёнушка – лягушка,
и "до русалочки – шажок".
Живу, как принц: то запеканка,
то трюфеля... но есть изнанка:
глотнуть бы вермута рожок...)
2. Золушка
Цитата:
«…и в бальном платье …»
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
Сидела, разбирала я пшено –
В сыром подвале, ночью, прозябала.
И было всё судьбой предрешено –
Что не увижу принца я и бала.
Но я стройна, красива, удала,
Привычек не имею каннибальных!
Тут фея прилетела и дала
Простых мне пару туфелек и бальных.
И бальным платьем, скромно, без похвал,
Дала надежду – чудо сотворится,
И принц, в итоге, скажет: «Я и бал –
У ваших ног – души моей царица!»
3. Очарованный пирожок
Цитата:
"Сюжеты, как герои в сериале,
дарят очарованье пирожку..."
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
Причём тут вкус, причём тут стиль и слог!
Какие там гиперболы, литоты!
Да будет очарован пирожок
Круженьем сериальных наворотов!
В корзинке тесно стало пирожкам –
Они лежат приватно на диване
И ждут, что кто-то в прозе иль в стишках
Своим очарованьем их обманет.
Нафарширован щедро пирожок,
Он сдобным стал, увесистым, румяным,
Уже не пирожок, а колобок,
Довольный, оболваненный обманом,
Что Принцем стал Горыныч-змей,
Он с Золушкой в союзе тайном.
Сюжет "сочней" стал, веселей,
Хотя "забрёл" сюда случайно.
А с лёгкой авторской руки
Все зрители – вы пирожки!
4. Фантазм
Цитаты:
«Дарят очарованье пирожку,
Кружат под вальс, и в бальном платье в зале,
Свистят, как соловей!- куриный бог! -
Сквозь дырочку, сквозь пальцы, через маски
. . . . .
Став чудищем о трёх неголовах,
И, склевывая жемчуг из навоза
. . . . .
А там - то принц, то запеканка,
То перекручена изнанка»
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
Под красной шапкой спрятан был божок,
С мозгами дружбу вел совсем некстати.
Прекрасный стал из принца пирожок
С какой-то дырочкой и в бальном платье!
Завился в вальсе, свист издав, пирог!
Как кенар пел! И сквозь дыру дымился!
Засох внезапно!... стал – Куриный Бог!
В слогах высоких тут же сном забылся …
Ну вот – персоны старых сказок – в новых,
Успев Куриным Богом слиться в круг
И став чудовищем трехбезголовым,
В навозе ищут шеями жемчу́г.
Фантазм силён метаморфозой,
Меняя роли без подсказки,
В стихи запихивая прозу,
Предав безумие огласке.
5. Не то, не так, не с теми
Цитаты:
«...и в бальном платье в зале
. . . . .
Утратив, как Перро, высокий слог
. . . . .
Став чудищем о трёх неголовах
И, склевывая жемчуг из навоза»
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
О том, что Шарль Перро понизил стиль,
Мне Муромец Илья сейчас поведал,
А я проверил: как всегда – свистит,
Понятно, ведь разбойник он – с приветом,
И соловей, признаться – никакой:
В неголове роятся недомысли,
В непрозе – перлы вместе с чепухой,
И не стихи – навоз, в каком-то смысле;
Но жизнь – не сказка, чаще – анекдот,
А все герои, кажется – не в теме,
Но хочется читать совсем не то,
Писать иначе, жить не так, не с теми
(За полным мраком спозаранку
Проснусь не мякишем – баранкой,
От мысли: баловней муз – рать:
Поэты всех мастей и рангов
Готовят с раками солянку,
А мне вовек не расхлебать…)
6. О тыквах и сюжетах
От сказок у меня снесло башку,
Её заменит что-нибудь едва ли.
Отдать ли это место пирожку?
Сюжеты мы печальнее знавали.
Я неруками (это не впервой)
Свою непрозу в нестихи слагаю.
Стал чудищем с одной неголовой,
И тут открылась истина нагая:
Утратил голову, перо и слог,
Но это все не надобно поэту.
Я тыкву на плечах приладить смог, –
Та в полночь превращается в карету.
Сквозь дырочку сочатся в мир слова,
И на воде посланья чертят вилы.
Карету ещё Чацкий вызывал,
И лишь сейчас она за мной явилась.
7. Когда ты слышишь голоса и видишь то, чего нет
От прозы жизни – в дурку! Сериал! –
Сюжеты, словно эпизоды сказки.
Я удручён, подавлен, как Иа,
Утратив бодрость, в сон впадаю вязкий.
Кружит со шваброй и ведром Матроскин,
Орёт на всех, как вертухай в тюрьме.
Хоттабыч рвёт больничные обноски…
Куриный бог! В психушку загреметь!
В дверь – Айболит, помятый и сутулый.
Свистит под одеялом Серый Волк.
"Навозом пахнет… Кто кидался стулом?
Вне очереди галоперидол!"
(От шапки – провода к приборам…
Таблетки, капельниц растворы…
Мозг дремлет, чем-то одурманен.
Что могут без меня врачи?
Из ямы сам себя тащи!
И выйдет Ёжик из тумана!)
8. Котелок, вари!
Цитаты:
«Свистят как соловей! – куриный бог!
. . . . .
Утратив, как Перро, высокий слог
. . . . .
Как стала Золушкой лягушка
. . . . .
ДарЯт очарованье пирожку»
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
Соловушка-разбойник, не свисти!
Сюжеты сочинить могу получше.
Не кот учёный бродит на цепи,
Собака – Баскервилей вместо Жучки.
Быстрей заварит кашу котелок,
Когда он свой, и вовсе не чугунный.
Возьму перо, как делал это Блок –
Он сказок не писал, на то был Пушкин.
Отцеживать не стану комара,
В игольное ушко́ втащу верблюда.
От А до Я есть время до утра,
Когда доя́т удачу не прилюдно.
(Как стала Золушка коровой –
Об этом принцу ни полслова! –
Ты прочитаешь между строк.
Шедевр закончу спозаранку,
Надев ночнушку наизнанку,
Засну до вечера, дружок…)
9. Маркетинговый ход
Считала, будто всё понять смогу –
Диплом, и не один – всё чин по чину.
Я интеллектуальное рагу
Съем на «ура», переварю и выдам
Такую мысль! Вкуснейший афоризм!
Умно, пикантно и высоким слогом.
Но тут загадку подложила жизнь,
Точней – не жизнь. Стихотворенье-слоган.
В который раз я вчитываюсь в текст,
Я смысл ищу как курица в навозе,
Не веря, что там жемчуга-то нет,
И от отчаянья глотаю слёзы.
(А смысл простой был в этом тексте –
Там повторялось слово «тесто»,
Чтоб, для поднятия продаж,
Типичный средний покупатель
Для выбора минут не тратил,
А брал продукт чудесный наш)
10. Омофонный зоопарк
Цитата:
«…и в бальном…»
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
От Шапочки до Золушки – шажок,
От чудища пойдём к Прекрасной Даме,
К Лягушке бы, но кожу кто-то сжёг;
Всё как у магов, но гиппопотама
Сегодня показать не смогут нам:
На Лимпопо печальны – пандемия,
Да ряд копытных выведет к слонам,
И дальше – не задерживаясь, мимо
Русалок и принцесс (смотри Перро) –
На выход, но едва ли шагом бодрым:
Сюжеты перепутаны хитро́,
Мы сказочку сквозь дырочку подсмотрим
(стихи напишем, как у феи –
про стиль фонем и про затеи,
и туфельки на лентах пар,
про тест и балл, а там, смелее –
балы к дворцовым юбилеям
поддержат этот зоопарк…)
11. ТЮЗ уже не будет прежним.
Цитаты:
«От Золушки сквозь шапочку к божку -
Сюжеты,как герои в сериале,
. . . . .
И, под конец, как персонажи сказки,
Став чудищем о трёх неголовах,
. . . . .
А там - то принц, то запеканка,
То перекручена изнанка,
то мимо пропасти прыжок...)»
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
Артисты, насидевшись по домам,
Вернувшись в ТЮЗ, застали там картину:
Побитый молью занавес, бедлам,
Свисающую сверху паутину,
И, поминая тех, кого уж нет –
Полтруппы не пришедших с карантина,
Переписали сказочный сюжет,
По рюмочке приняв валокардина,
И чудищу с нехваткой двух голов
(За реквизит удержано с зарплаты!),
Позволили сказать две пары слов:
— Во всём коронавирус виноватый!
(что Золушка толста, как репка,
что Принц опять напился крепко,
что Мышкой съеден Колобок,
что Кот пришёл в одних портянках,
что все в костюмах наизнанку
и не влезают в Теремок...)
12. Став чудищем о трёх неголовах.
Цитаты:
"Сюжеты, как герои в сериале,
Дарят очарованье пирожку"
. . . . .
"Свистят, как соловей!- куриный бог! -
Сквозь дырочку, сквозь пальцы, через маски"
. . . . .
"Став чудищем о трёх неголовах,
И, склевывая жемчуг из навоза"
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
Сюжет пронёсся мимо и ку-ку...
И лишь мои поэтские изыски
Дарят очарованье пирожку,
Причём, заметь, не с луком, а с сосиской.
И я, приняв божественный нектар,
Поймав кураж от потреблённой дозы,
Врубаю, как компьютер, божий дар,
Чтоб жемчуг рифм очистить от навоза.
Став чудищем о трёх неголовах,
Я суд вершу – где правый, где неправый,
Ловлю плохих поэтов на словах
И прозу жизни заплетаю в травы.
Я Андерсен и, где-то Шарль Перро,
Могу стихом подать любую сказку,
И мысль моя ведёт моё перо,
Сквозь дырочку, сквозь пальцы, через маску.
Свищу, как соловей! – меняя слог
Кудахчу курицей над яйцами вселенной,
Признаюсь, я – почти куриный бог,
Ещё стакан... и стану непременно.