Шамони и Монблан

Любовь Черм
   Туринское утро было серым. Погрузив в автобус отяжелевшие чемоданы, расселись полным составом по своим местам. Как не накопилась усталость, как не хотелось вчера вечером улететь, а грустно, грустно, черт побери!

Отправляемся в аэропорт Женевы, а по пути будем заезжать в Шамони и Анси.
Наша поездка начиналась в Альпах, в них и заканчивается. Кажется, что Горнерграт был так давно - не в этой поездке, не в этом году и вообще не со мной.
Альпы... Какая же сила воздействия у них! Как они тревожат своим величием, вечностью, как сжимают сердце красотой несказанной. За каждым поворотом серпантина открывается совершенно иной вид, с каждым витком горы становятся выше и выше.

Последний итальянский городок по дороге - горнолыжный курорт Курмайор. Лена рассказывает о нем, а я помечаю в блокнотике: "Курмайор - почитать!!! "
И вчера зачиталась. Вот, что пишет о нем интернет:
"Курмайор входит в тройку самых дорогих и элитных горнолыжных курортов Италии, наряду с Мадонна-ди-Кампильо и Кортина-Д’Ампеццо. Расположен на границе с Францией и несет на себе отпечаток французского шарма и особого вкуса к жизни.

Трассы здесь отшлифованы до совершенства и предназначены совсем не для новичков. Внетрассовые спуски начинаются с заоблачных высот и проходят по таким склонам, что даже видавшим виды фрирайдерам становится не до шуток. А внизу крутится карусель светской жизни: элегантные отели, изысканные рестораны, знаменитые термы Pre Saint Didier с теплыми бассейнами из целебных вод под открытым небом в окружении заснеженных вершин, карнавалы – настоящая столичная жизнь.

Второе обстоятельство, сделавшее Курмайор горнолыжной столицей – близость Монблана. Со времени покорения этой вершины в 1784 году альпинисты, собиравшиеся здесь, дали толчок развития туристическим центрам Шамони и Курмайора. Здесь была основана первая школа гидов-проводников высочайшего класса."

Вот по таким знаковым местам и едем. Успеваю сфотографировать подъемник Skyway Monte Bianco (Небесный путь Монблана) в Курмайоре.

Он построен не очень давно с применением новейших технологий. Вращающиеся кабины дают обзор в 360 градусов. Промежуточные станции встроены в пейзаж, оставляя главенствующий акцент в нем горам.

С высоты 1370 м в Курмайоре скайвэй поднимает на высоту 3462 м в Пунта Хельброннер на французской стороне Монблана. С этой станции по другой канатной дороге можно перебраться на вершину Эгюй-дю-Миди, с которой еще по одной канатке можно спуститься в Шамони. Ну, как ТАКОЕ может быть??? Фантастика какая-то! Сможет ли душа выдержать такой восторг? Специально пишу здесь об этом. В исполнении мечт, главное, ведь, что? - зародить эту мечту. Вот прямо сейчас эта мечта и зарождается.

В 5 км от Курмайора знаменитый тоннель Монблан. Он построен в 1965 г. в горе Монблан на высоте в среднем 1300 м. Длина тоннеля 11.6 км. Над тоннелем толща породы 2480 м. Преодолевают тоннель примерно за 11 минут. Строительство вели одновременно с двух сторон Франция и Италия. Расхождение тоннелей при встрече оказалось всего лишь 30 см. Снимаю шляпу перед проектировщиками. Браво!

В 1999 г. тоннель горел. Горел 56 часов, пока не выгорело всё, что могло гореть. Были жертвы. Об этом много написано. После пожара ужесточили правила проезда по тоннелю: движение строго со скоростью от 50 до 70 км и расстоянием между машинами не менее 150 м. Каждый водитель обязан настроиться на специальное радио на случай экстренных оповещений. В тоннель запускают машины по одной. Шлагбаум задает требуемый интервал в 150 м.
Тоннель платный. Цена зависит от параметров машины. Наш автобус заплатил 338 Евро. Машины перед въездом проверяют на предмет исправности и еще чего-то. Нас проверили очень быстро.

Через 5 км стоянка уже во Франции в Шамони. Рядом с ней скучающий летом трамплин с тупыми баранами, не обращающими никакого внимания ни на трамплин, ни на нависающий на заднем плане Монблан.

Над головами кабинки того самого подъемника Эгюй-дю-Миди, станция которого находится в Шамони.

Эгюй-дю-Миди, или в переводе "Полуденный пик", имеет высоту 3842 м. С его смотровой площадки открываются виды на весь массив Альп на территории Франции и Италии, на Монблан.  К сожалению, мы не располагали временем на подъем. Жаль. Очень-очень жаль! Но и так спасибо большущее Лене, что она предложила нам этот дополнительный заезд в Шамони, которого не было в плане поездки.
Идем мимо подъемника в городок.

Любуемся планеристами, "слетающими" с вершины горы, нависающей над Шамони. Городок очень мил.

За спиной все больше открывается "виновник торжества" - Монблан со своим ледником Боссоном.

В доме с расписными стенами, на которых изображены значимые для Шамони люди,  с середины 19 века находится «Компани-де гид», готовящая проводников и предлагающая их услуги.

Первыми Монблан покорили доктор Мишель Паккар и крестьянин Жак Бальма. Именно Паккар установил на вершине флаг, сделал замеры температуры и давления.
Пока Паккар, спустившись с горы, описывал экспедицию, Бальма навестил в Женеве Соссюра и потребовал обещанную премию. Соссюр было засомневался, тогда Бальма предложил ему повторить восхождение. Ровно через год Монблан покорили снова – на этот раз Бальма и Соссюр. Вот их-то и увековечили в памятнике. Бальма показывает Соссюру рукой на Монблан.

А установленный неподалеку памятник грустному мужчине как раз и есть памятник Паккару. Рано или поздно справедливость восторжествовала, и первым покорителем Монблана всё же считают Паккара.

Восхождение Соссюра выглядело, как шоу: снаряжение несли 18 проводников. В его багаже были домашние туфли, зонт, палатка, складная кровать, матрац, одеяла, две куртки, три пиджака, три жилета, шесть рубашек, парадная белая одежда, дорожная одежда, сапоги, гетры и целых три пары башмаков – с длинными, короткими и обычными носами. Весть о покорении Монблана Соссюром облетела Европу.
С этого момента начался звездный час Шамони - сюда потянулись туристы и денежки.

Вот, что пишут о рекламных ходах шамонийцев, сделанных для сохранения  денежного потока:

-Монблан должна покорить женщина! Крестьянку Мари Паради соблазнили подарками и славой, и девушка согласилась. Бедняжка просто не представляла себе всех трудностей. С высоты 3000 м Мари в полуобмороке несли на плечах мужчины-проводники. Последние метры ее тянули волоком по снегу. Но спустились и отрапортовали – дошла!
- В 1886 г. на Монблан взошел будущий 26-й президент США Теодор Рузвельт. Он только что женился второй раз и проводил в Европе медовый месяц. Восхождение на Монблан стало одной из 50 причин, по которым американцы считают Тедди Рузвельта лучшим президентом своей страны.
- В 2009 г. знаменитый французский футболист Зидан поднялся на Монблан и забил там символический гол. В благотворительных целях Зидана снимали, а клип стал рекламой Европейской ассоциации борьбы с тяжелым генетическим заболеванием.
- В 2007 г. скандально известный датский художник Марко Эваристи, который к тому времени уже успел окрасить один из айсбергов Гренландии в красный цвет, задумал выкрасить и вершину Монблана в красный цвет, а потом основать там суверенное государство плюрализма и толерантности. Ему не дала это сделать французская полиция. И Монблан Монружем не стал".

Помимо курьезных случаев было много трагических. Многих альпинистов Монблан оставил в своих ледниках.
Ледник Боссон, спускающийся от Монблана, считается крупнейшим ледником Европы.
Об этот ледник разбились в разное время два пассажирских самолета одной и той же индийской авиакомпании, идущих на посадку в Женеву. Вот и скажите после этого, что "в одну воронку снаряд дважды не попадает".

Но, в сторону грустные мысли и истории давно минувших дней. Мы крепко стоим на ногах на тротуарах Шамони, дышим чистейшим горным воздухом, наслаждаемся ясным днем, отсутствием дымки, могучим красавцем Монбланом и его мощным ледником Боссоном. Ну, разве это не счастье? Кажется странным, что можно испытывать восторг от какой-то горы. Странным... но восторг-то переполняет.

****
На стоянке Лена и водители устраивают прощальную "вечеринку". Пьем вино и говорим разные хорошие слова Лене, водителям, друг другу.

Когда-то давно)))), когда ехали на Горнерграт, Лена собирала деньги на дополнительные заезды, и я ей говорила, что мечтаю, давно мечтаю о Шамони.

-Люба, вы счастливы? - спрашивает теперь Лена.
-Спасибо! Спасибо! Я счастлива, Лена, и безмерно благодарна за эту поездку!

июнь 2019