Душенька-Италия. Генуя

Любовь Черм
   Портофино и Санта-Маргарита растворились в сфумато. По дороге в Геную проезжаем городок Рапалло. Лена показывает виллу, в которой в 1922 г был подписан рапалльский договор между РСФСР и республикой Веймар о восстановлении дипломатических отношений. Запомнился тем, что его называют Пижамным договором. В Генуе проходила конференция, на которой стороны всё никак не могли договориться. Наконец, Чичерин, проживающий с миссией в Рапалло, подготовил все бумаги, сообщил немцам ночью, что готов к подписанию, и те моментом примчались из Генуи подписывать, чуть не в пижамах, пока русские не передумали. 

   Проезжаем по виадуку через русло пересохшей реки в окрестностях Генуи. Где-то здесь в августе прошлого года обрушился пролет виадука. Неделю назад остатки виадука взорвали, чтобы начать восстановление моста.

   В Генуе выходим недалеко от порта. Три часа пополудни. Мы, заложники туристического зуда и стоимости оплаченной экскурсии, голодные и палимые солнцем, плетемся за  местным гидом:

-Генуя - портовый гигант Средиземноморья, история которого идет из глубин веков, - просвещает нас гид, - на протяжении сотен лет Генуэзская морская республика была богатейшей и независимой.

   Внутри она поддерживала баланс между ремесленниками, портовыми рабочими,  матросами с одной стороны и аристократией, создавшей свои состояния на торговле, войнах, кораблестроении и мореходстве, с другой. Этот баланс между плебеями и патрициями поддерживался лозунгом патрициев: власть и богатство не должны раздражать плебеев. Поэтому аристократия благоденствовала за крепостной стеной, а черный люд нищенствовал снаружи, и они почти не пересекались. Продукты принимали на первых этажах зданий, куда аристократия практически не спускалась. По городу аристократы ходили по крышам, соединенным через узкие улочки переходами. Это спасало небожителей и от чумы.

   Осматриваем главную площадь города - пьяцца Феррари с монументальным фонтаном, одним из символов Генуи, и театром Карло Феличе, главной оперной сценой Генуи.
   От площади Феррари отходит множество улиц и улочек. По одной из них идем к Порта Сопрана, сохранившимся главным входным воротам в Геную. Ворота повернуты к городу плоской стороной.Снаружи имеют округлую форму. Охранником ворот служил отец Христофора Колумба.

   Рядом с Порто Сопрано находится дом Колумба, в котором, согласно преданиям, в 1451 году родился Христофор. Факт рождения его в Генуе до сих пор ставится под сомнение. Дом, где согласно легенде родился Колумб, не сохранился. Здание было восстановлено в 18 веке.

   Идем вниз по улице от Порто Сопрано к кафедральному Собору Сан Лоренцо. Фундамент, на котором он стоит, относится к 5-6 веку.

   В реликвариях подземного музея хранятся святые мощи – частички мощей Святого Лаврентия, Иоанна Крестителя, руки праведной Анны и Иакова Заведеева, волосы Пресвятой Богородицы, частичка Креста — на нем был распят Христос; блюдо, на котором Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя. Самым ценным экспонатом считается чаша, привезенная из Крестовых походов на Кесарию в 1098 году, – по преданию именно из нее пил Иисус Христос во время Тайной вечери, то есть, эта Чаша и есть искомый многими религиозными фанатиками Святой Грааль.

   Нас провели мимо каждой святыни, возле которых гид скороговоркой говорила:

-Всё. Вы освящены частичкой Креста.

-А теперь вы освящены волосами Пресвятой Богородицы.

-Чашей вы тоже освящены.

   В общем, я ничего не поняла, ничего не почувствовала. Всё это было наспех - без предварительной информации, подготовки, определенного настроя. Скороговорка гида придавала бутафорскую окраску сему действу.

   Напоследок гид поведала о двух интересных фактах: в Генуе похоронен  Федор Полетаев - наш боец, попавший в плен, несколько раз бежавший из лагерей, и после очередного удачного побега примкнувший к итальянским партизанам, с которыми он героически сражался с немцами. В 1945 г погиб в одной из операций. Федор Полетаев удостоен «Гарибальдийской звезды» и одной из высших наград Италии — медали «За воинскую доблесть».

   А еще в Генуе были выборы мэра. Победил кандидат, который обещал очистить город от иммигрантов, которые чуть ли не штабелями лежали на улицах и площадях, делать ничего не хотели, но пособий хотели.

   И избранный мэр выполнил обещание в первые месяцы работы: рассаживал иммигрантов в автобусы:

-Ехали в Германию и Францию? Вот и поезжайте туда.

   Как-то согласовал это все с законами, и сейчас Генуя - свободный от иммигрантов город.

   Сказано - сделано. Молодец!

   Уффф.... утомленные жарой, уставшие и голодные мы радостно распростились с местным гидом, и Лена повела нас обедать в прохладу близлежащего ресторанчика.
Было прохладно, вкусно, отдыхательно.

На выходе из ресторанчика стояла тумба с книгой отзывов.А так как итальянцы заразили меня своей эмоциональностью и доброжелательностью, и так как мне действительно понравилась кухня, я написала в этой книге отзыв. Меня поддержал наш  Данька. Он тоже полистал книгу и что-то там написал.

Оставшееся время в ожидании автобуса провели на набережной.  Осмотрели парусник-новодел в фас и профиль. На паруснике любят снимать исторические фильмы.

Что могу сказать в итоге?

Наверно, я уже выросла из подобных туров, когда на большой город отводятся часы. Если бы не фото, которые я дома идентифицировала с интернетом, так как абсолютно не помню, что на них изображено, если бы не короткие тезисы в блокнотике о том, что мы видели, и что рассказывал гид, я бы вообще удивилась: разве я была в Генуе??? Генуя не оставила никакого следа в душе и памяти.

А в Сан-Ремо меня, между тем, заждалась Оля. Она накупалась утром, днем и вечером, посетила супермаркет, прогулялась по улочкам выше отеля.

-Знаешь, сегодня я почувствовала, что я, наконец-то, утолила свою жажду купания.

Вот зачем она так сказала, зачем? "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"…

Небеса решили, что Оля больше не хочет купаться, и исполнили ее желание неожиданным образом: утром Ольга проснулась со всем букетом простудных явлений.

Ну, а пока утро еще не наступило, и она не знала, что небеса задумали, мы с ней отправились на ночную прогулку. Казино посещать не стали: фотоаппарат велели сдать в гардероб, и минимальная сумма ставок была высока, поэтому мы пошли дальше бесцельно гулять по так полюбившемуся нам Сан-Ремо.

июнь 2019