Пермский модернизм

Валентина Шеломова
Хочу слов несколько замолвить,
О Пермских зданиях эпохи модернизма.
Здесь много умудрились их построить
Во времена еще социализма.

Их, почему-то страшно критикуют,
А почему не очень мне понятно.
Уж если взяли линию такую,
Построили, критиковать, что зря то.

Быть может недостатки отыскать,
И снова навести тень на плетень,
Или возможно просто оболгать,
Сказать, советское все – дребедень.

В Перми у нас немало зданий есть,
Так называемого стиля модернизма.
Построили их все в противовес
Эпохе сталинского классицизма.

Поговорим о нескольких таких
Тех зданиях весьма оригинальных.
Они стоят на улицах Перми,
Причем в районе города центральном.

Бывший дворец Пионеров, например
Центр юношеского творчества он ныне.
Построили в восемьдесят шестом году,
Такое здание странновато с виду.

Претензия в нем на оригинальность,
Но все ж тяжеловатое на вид.
Но в этом стиле все такие зданья,
Посмотришь, все об этом говорит.

Вот зданье городской администрации,
Прямые линии, фасад рифленый.
Нет ни лепнины стиля классицизма,
Нет ни колонн, бордюров и балконов.

И вот еще дворец спорта «Орленок»,
Опять модернизм скупой и строгий.
Металл, стекло и плитка из бетона,
Но окна круглые смягчают вид немного.

«Урал» - гостиница центральная,
Длинна, тяжеловесна и массивна.
Еще пример такого стиля здание,
Красы в ней маловато очевидно.

Органный зал еще и драмтеатр
В них тоже нет особых украшений.
Опять стекло и плитка и метал,
Все в стиле модернистского решенья.

Но видимо уж этот стиль такой,
Не отличается изящностью особой,
Ни плавностью, ни мягкой красотой,
Стиль модернизм весьма скупой и строгий.


Пермский советский модернизм

Иван Козлов 19 сентября 2017 ( Из статьи газеты "Звезда")

Наряду с конструктивизмом и сталинским классицизмом, советский модернизм — один из трёх оригинальных архитектурных стилей, возникших в СССР. Конечно, у него были свои истоки и вдохновители — модернизм всегда был интернациональным явлением и пришёл с Запада во время хрущёвской оттепели. Однако советские архитекторы переосмыслили его, превратив в самодостаточный и многогранный стиль, пригодный как для массовой застройки, так и для создания головокружительных футуристических объектов. Сегодня архитектура большинства советских городов остаётся преимущественно модернистской — парадоксально, что при этом стиль как таковой практически не изучен и не описан. В нашем материале мы предприняли попытку заполнить этот пробел и определить, какие из пермских зданий можно отнести к советскому архитектурному модернизму.

Чтобы оценить, насколько печально обстоят дела с изучением этого стиля, будет достаточно сказать, что сам термин «советский архитектурный модернизм» появился только в начале 2010-х. Более того, до сих пор не существует чётких критериев, которые позволяли бы отнести то или иное здание к модернистскому наследию. Руководствуясь разрозненными публикациями и собственной интуицией, мы можем только наметить приблизительный список этих критериев;—;например, активное использование облицовочных материалов и декоративных элементов, характерная для брутализма функциональность и массивность форм и т. д. Также можно говорить о временных рамках;—;с одной стороны это 1955 год (год опубликования постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»), с другой стороны;—;1991 год. Однако это не сильно приблизит нас к пониманию и описанию явления как такового. Большинство существующих сегодня альбомов и справочников (вспомнить хотя бы знаменитый альбом фотографа Фредерика Шобэна, который одним из первых провозгласил советский модернизм самостоятельным стилем) рассматривают вопрос довольно поверхностно, концентрируясь на самых смелых, радикальных и фантастических проектах (взгляните, к примеру, на здание драмтеатра в Великом Новогороде). Несомненный изъян такого подхода заключается в том, что советский модернизм;—;стиль массовый и глобальный, и было бы несправедливо говорить только о самых выдающихся зданиях, исключая целые спальные районы и заурядные хрущёвки. В Перми, например, характерные модернистские черты можно обнаружить где угодно;—;начиная от входной группы Центрального рынка и заканчивая многочисленными студенческими общагами.

Тем не менее, последние пять лет ознаменовались всплеском интереса к советскому модернизму. Материалы о нём выходят в известных федеральных СМИ, а общественники всё активнее выступают за сохранение модернистского наследия. Последние события, связанные с судьбой библиотеки ИНИОН РАН, вдохновили издание «Медуза» на публикацию интересного тематического текста. Его автор, Юрий Болотов, называет интерес к советскому модернизму «москвоцентричным», отмечая, что за пределами столицы модернистские здания чаще всего не изучены и не признаны (в этом смысле характерно, что одно из наиболее значительных русскоязычных изданий последнего времени;—;«Москва: архитектура советского модернизма 1955-1991»;—;посвящено именно столичной архитектуре). В случае с Пермью мы попытались исправить эту ситуацию, однако обнаружили, что пермский архитектурный модернизм сложно назвать ярким явлением, а судьба отдельных объектов чаще всего незавидна. Скажем, такие характерные объекты, как Пермская ярмарка или Универсам в результате сомнительных реконструкций изменились до неузнаваемости, а объекты, которые действительно могли бы стать значимыми образцами стиля, так и не были реализованы;—;чего стоит, например, недостроенный киноконцертный зал «Родина», на месте которого сегодня расположен «Колизей». Те здания, которые всё же удавалось построить, неизменно отличались низким качеством исполнения и дешевизной использованных материалов;—;именно поэтому ДС «Орлёнок» сегодня изуродован современной отделкой, а с фасада УДС «Молот», который ещё не постигла эта печальная судьба, постепенно отваливается плитка.

К тому же, пермский модернизм слишком молод. По мнению того же Юрия Болотова, советский модернизм «в чистом виде» просуществовал лишь до конца шестидесятых, а большинство зданий, упомянутых в нашем материале, было построено в начале и середине восьмидесятых;—;понятно, что к этому времени черты стиля, возникшего в середине века, существенно изменились и размылись. Тем не менее, руководствуясь советами пермских архитекторов и собственным чувством прекрасного, мы всё же рискнули составить перечень пермских зданий, которые, на наш взгляд, было бы в той или иной степени справедливо отнести к советскому архитектурному модернизму. Вот перечень нескольких зданий:

Дворец детского (юношеского) творчества

Адрес: Сибирская, 29

Год постройки: 1986

Архитектор: М. Б. Трошева



Администрация губернатора Пермского края

Адрес: Куйбышева, 14

Годы постройки: 1977-1981 гг.

Архитектор: «Пермгражданпроект»



Дворец спорта «Орлёнок»

Адрес: Сибирская, 47

Год постройки: 1985

Архитектор: В. Высочанский (при участии О. Горюнова)



Органный концертный зал
 
Адрес: Ленина, 51б

Год постройки: 1981

Архитектор: «Пермгражданпроект»



Гостиница «Урал»

Адрес: Ленина, 58

Год постройки: 1983

Архитекторы: А. Старков, А. Метелев, О. Горюнов



Пермский академический Театр-Театр

Адрес: Ленина, 53

Год постройки: 1981

Архитектор: В. П. Давыденко и В. И. Лютиков