По конкурсу Взгляд с высоты, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2020/05/04/3787 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2020/06/07/3789 - Итоги конкурса

Завершился последний в этом учебном сезоне "трудный" конкурс философской поэзии, где и от участников, и от членов жюри требуется умение анализировать не только технику и выразительные средства стихов, но и их содержание. Думать над темой стихов - в какой степени она раскрывает поставленную конкурсным заданием мысль, соответствует ли ей и насколько глубоко и интересно это сделано автором. В тематических конкурсах или в конкурсах со свободной темой этого не требуется: просто отбирай лучшее из того, что есть! В учебном конкурсе сложнее: при чтении пакета я прежде всего отбираю то, что отвечает поставленной задаче, а просто поэтические "шедевры", написанные и совсем по другому поводу - на иную тему и в другом жанре, в данном конкурсе мне не интересны. Их авторам наша ТМА не особо нужна, а поставленные задачи не интересны. Таких авторов, к счастью, совсем немного - все больше постоянных участников ТМА уже приобрели кураж  вдумчивого анализа стихов, их темы и жанра. 

Вчитываться и формулировать для себя главную мысль чужих стихов - это так интересно! И это - полезная привычка. Как часто мы находим на сайте стихи, где основной мысли вообще нет - они целиком построены на игре слов и звучаний, что ими хотел сказать нам автор - неизвестно, да и мало кого это заботит! На учебных конкурсах ТМА не так: нам важна не только яркая обертка, но и мысль стихов! Особенно, если заявлен  жанр философской поэзии. Стихи этого жанра должны быть посвящены не конкретике личных событий или воспоминаниям, а, в первую очередь, попытке осмыслить эти события  с более высокой - обобщающей точки зрения. Это всегда уход от частного к общему - к постановке глубоких вопросов о сущности жизни. Темы стихов могут быть разные, но элемент философского обобщения в них обязан присутствовать. По большому счету все стихи жанра философской поэзии  - это "взгляд с высоты". К сожалению, очень многие стихи данного пакета этого взгляда  как раз и не имели: встречались  воспоминания, описания своих чувств и мыслей, но обобщающий  взгляда - открытие, осознание смысла - встречалось не часто.

Напомню, как было сформулировано конкурсное задание: 

"Выражение "взгляд с высоты птичьего полета" - обозначает попытку человека  видеть что-либо с большой высоты, сверху, издалека, воспринимать картину происходящего целиком. Раскрытию этого выражения и посвящен конкурс. Попытайтесь  ЯЗЫКОМ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ ПОВЕДАТЬ ЧИТАТЕЛЯМ О ТОМ, ЧТО ВЫ НАБЛЮДАЕТЕ СЕГОДНЯ  И ОСМЫСЛИТЬ ЭТИ СОБЫТИЯ С ВЫСОТЫ".

Конечно же, речь идёт вовсе не о буквальном смысле слова "высота"! Ряд авторов отыскали у себя для подачи на конкурс стихи, описывающие "полет" или содержащие слова "крылья", небеса", "летать" и т.п. Но одно это упоминание не делает стихи философской поэзией. Некоторые участники иллюстрировали выражение "с высоты птичьего полета" событиями не сегодняшнего дня, а делами давно минувших дней. Это не совсем то, что запрашивалось, но я закрывала на это глаза, если в стихах присутствует философское обобщение. 

 Судейство оказалось непростым. При анализе стихов мне порой было трудно  точно понять авторскую мысль, разобраться в жанре написания и связать авторскую мысль со "взглядом с высоты". Не уверена, что я везде права в своих суждениях - в правильном понимании идеи авторов стихов, поэтому, пожалуйста, не обижайтесь на меня: в статье выражено только мое личное ощущение от ваших стихов, и оно - не истина в последней инстанции. Зато в этот раз, в преддверии большого летнего перерыва, я прокомментировала ВСЕ СТИХИ конкурсного пакета. Итак, приступим.


ГОРОД-ПРИЗРАК. ИРИНА-СОВА

город-призрак...
тот, что построен был -
побеждал и,
не ослабляя натиск,
бил наотмашь.
думал, что мел судьбы
нарисует
символы невмешательств.

этот город
так и не встал с колен.
пряди улиц
напрочь засыпал пепел.
ворон с крыши
здесь одиноко пел
хрипом громким,
выглядя так нелепо.

обреченно
площадь шагнула в ночь.
утонула,
не было шанса выплыть.
город пал.
городу не помочь.
ЛИСТЬЯ РОЗ
ВНОВЬ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ИГЛЫ.    а когда листья были иглами?

ослабеют
НЕРВЫ НА СВЯЗКАХ - шаг               немного странная физиология
замолчит.
пылью наполнит лужи.                кто наполнит пылью?
/накануне,
в ночь был приспущен флаг/
город сдан
 и... никому не нужен.

Запись текста выполнена без заглавных букв - ради чего? К восприятию стихов она ничего не добавила, а за некорректную орфографию русского языка - обидно! Зря такое судьи ТМА поощряют. Теперь по содержанию. Подобные поэтические ассоциации часто пишут по заданной картинке, у которой нет сюжета - автор его сам  додумывает. Много фраз вставлено без понятной читателю логики, как красивое заполнение строки. Настроение эти стихи передают, звучат они хорошо, но обобщающей идеи (взгляда с высоты) я в них не нашла - только описание того, что видят глаза, родившее яркий  поток внутренних ассоциаций.

КОГДА УХОДИШЬ... ОРЛОВАИ

Когда уходишь, посмотри назад.
И ты увидишь, что "вчера" - прекрасно,
и всё, что было, было не напрасно.
И что никто ни в чём не виноват.

Здесь представлен совсем другой жанр - философский афоризм, стихи-катрен. Автор дает нам мудрый совет, а по заданию требуется развернуто рассказать и оценить какие-то события, взглянув на них с высоты времени или иных знаний. Не совсем по заданию.

ГДЕ ВЫ, БОГИ? ЕВГЕНИЙ КРЮКОВ-ДОНСКОЙ

Отмечают земляне Христа Рождество.
И миряне спешат на всенощный молебен:
испросить луч надежды душе на тепло,
на которое Мир бесконечный наш беден;

сквозь иконы смотреть на космический мрак,
разглядеть там пытаясь звезду Вифлиема,
как ниспосланный небом таинственный знак,
указующий перст на места их Эдема…

Сколько звёзд догорело таких вот до нас?
Сколько лет и веков ищем лучшей мы доли?..
Где Вы Боги?.. За что убивают Донбасс?
Почему Вы глухи к человеческой боли?..

Ну, какие  вы Боги, коль каждый из нас,
все Заветы от вас понимает двояко?
Убивали друг друга  в былом и сейчас
зло с добром под одним уживаются знаком?

– Защити!.. – молит кто-то, столкнувшись со злом,      
повстречав душегуба в ночи на дороге…
И бандит осенив себЯ тОже крестом,                два ударных подряд
просит Бога простить и не быть к нему строгим…

Ночь пройдёт и за нею зажжётся заря
новых просьб и надежд на скончанье страданий…
И слезою умоется снова душа
от бомбёжек, убийств и от новых стенаний…

Говорят, время движется только вперёд.
Но зачем нас оно возвращает в тревоги?
Ведь не бед, а отрады душа вечно ждёт,
устремляя на звёзды свой взгляд. Где вы, Боги?..

Автор рассказывает о конкретных современных событиях, но смотрит на них с высоты времени, с высоты истории: "Ночь пройдёт и за нею зажжётся заря новых просьб и надежд на скончанье страданий… И слезою умоется снова душа от бомбёжек, убийств и от новых стенаний…" Эта строфа  точно отвечает заданной теме: автор заглядывает в будущее и видит там уже произошедшие события как бы с высоты их понимания. Что мне здесь не понравилось по исполнению? Если мы употребляем слово "боги" (во множественном числе), то это языческое восприятие религиозного взгляда, в этом случае "боги" пишется с маленькой буквы и употреблять в том же тексте библейские термины (Рождество, Вифлеем, ЗаветЫ)явно не стоит - получаем эклектику разных, причем, антагонистических мировоззрений, которая портит впечатление от хорошего стихотворения. Если бы было не "боги", а "Бог", то все остальное - замечательно.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ. ЕВГЕНИЙ ХОРУС

Ты движешься во времени-пространстве,
казалось бы не двигаясь совсем,
кружась на орбитальном дилижансе
в глубоком трансе временных проблем:

Нули отсчёта постоянно сносит –
«Сейчас» плывёт по времени оси.
Не ты спешишь из молодости в осень,
пространство просто в прошлое скользит.

В стихах  есть рассуждения о том, как мы двигаемся во времени - это любопытная и оригинальная философская мысль - образная интерпретация модели нашего восприятия мира: "Не ты спешишь из молодости в осень, пространство просто в прошлое скользит". Сказать, что эти стихи точно подходят к теме нашего конкурса, не могу, хотя... Почему бы и нет? Только с большой высоты рассмотрения явлений можно делать такие интересные выводы. Мне стихи понравились.

НА ЭТОЙ СТАРОЙ ФОТОКАРТОЧКЕ... ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 

На этой старой фотокарточке
Цветное лето, гул шмелей…
И мы, беспечные, как бабочки,
Но только ярче и смелей.

Там дышит огненными астрами
Июльский воздух во дворе,
И день невиданными красками
Звенит в моём в календаре.

Саманный дом еще целёхонек,
Мне пять, и бабушка жива…
Еще в душе моей тревоги нет,
Мне всё на свете – трын-трава.

Взлетаю, лёгкая, как облачко,
Весь мир под этим небом – мой.
Но скоро распахнётся форточка,
И позовут меня домой…

Душа над полем и над речкою
Во сне летает до утра,
И жизнь – такая бесконечная –
Не обещает мне утрат…

Здесь удачно выбран сюжет: автор смотрит на старую фотографию и оценивает картинку с высоты уже прожитых лет, когда находится уже в другом состоянии, а мир для уже не такой, когда " жизнь - такая бесконечная - не обещает мне утра". Но стихи только частично подходят к теме (написаны они не к конкурсу!): их персонаж вспоминает прошлое, но мы не находим ни строчки о том, что при этом высветилось в его душе  благодаря прошедшему  времени. В стихах этого нет - только констатация воспоминаний. Здесь скорее жанр интимной лирики, чем философской.

1957, ЧТО-ТО НАЧАТО. ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2 

«Всё обычно – и фасады, и названия»*,    *Из Е.Евтушенко, "Все, как прежде..."
И всеядные откормленные голуби,
Но студентов исключают в наказание
Лишь за то, что выше всех подняли головы.

Там гремят проспекты звонкими трамваями,
А девчонки носят юбочки и платьица,
И зовут их просто – Надями и Валями,
Имена такие людям очень нравятся.

Там поэты собирают залы полные,
Где стихи звучат напевными призывами.
Там гуляют над рекою ветры вольные,
И влюблённые целуются под ивами.

Всё впервые, всё в новинку, спутник – в космосе!
«Что-то начато», пророщено из семени…
Мы с тобою – лишь проекции на глобусе,
Нас и нет ещё в далёком этом времени.

Всё обычно – и порывы, и стремления,
Только жизнь течёт совсем иного качества.
Здесь живёт теперь другое поколение,
Переписывая летописи начисто.

Подробно описан  взгляд из настоящего в прошлое - автор рассказывает о том, что когда-то волновало людей в этом месте, как они жили, что с ними произошло. О настоящем мы узнаем очень мало и только в последней строфе: "Всё обычно – и порывы, и стремления, только жизнь течёт совсем иного качества. Здесь живёт теперь другое поколение, переписывая летописи начисто". К сожалению, это все, что констатирует авторский "взгляд с высоты".

НОСТАЛЬГИЯ. НЕБО ТРОИ               

Мир был чужим, он шёл на тебя войной,
он мучил тебя, безжалостный как вампир.
Бурлила жизнь одуванчиковым вином,
ты очень хотела набело выстирать этот мир.
01 01 01 001 01
01 001 01 001 01
01 01 001 00 001
01 001 01 001 001 01
Ну кто в шестнадцать лет не болел таким?
Кому не тесно было в уюте привычных стен?
Но... обросли, как водится, крепкой корой ростки,
непримиримость юности пряча в чуланы тел.

С высот житейской мудрости глядя вдаль,
взгрустнёшь невольно, в душе прибирая хлам.
Жаль, невозможно вспять отмотать года -
где, знать не зная этого, счастлива ты была.
01 01 01 001 01
01 01 001 001 01

Тема стихов  хорошо подходит под конкурсное задание - персонаж размышляет о прошлом (первая строфа), но пытается его осмыслить из настоящего, глядя на прошедшее с высоты лет: "С высот житейской мудрости глядя вдаль, взгрустнёшь невольно, в душе прибирая хлам. Жаль, невозможно вспять отмотать года - где, знать не зная этого, счастлива ты была "И язык стихов хорош. По форме дела хуже. 5-и иктовые акцентные стихи (дольник) не до конца проработаны - где-то в строке появляется 6-ой Икт, где-то пропадает 5-ый, и звучит стихотворение негармонично.  Акцентные стихи требуют большой работы: это только кажется, что если больше свободы, то писать  легко... На самом деле это  гораздо более сложная техника, чем чистые ритмы из повторяющихся стоп. 

КОГДА ТЫ ДАЛЕКО. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД   
         (привожу здесь не авторскую запись, а метрику):

Лишь когда далеко ты, я чувствую, как ты близка,
лишь когда ты не рядом, я чувствую, как мне нужна ты,
и изводит тоска ощущеньем курка у виска,
и любые слова о тебе вдруг становятся святы.

Вот пишу, а на сердце такая лежит пустота,
одиночество гложет, хоть РЯДОМ НЕМАЛО НАРОДА,
но и этот  –  не тот, ну, а та  –  УЖ, конечно, не та,
всё не то и не так  – и восход, и закат, и погода…

Может, нашей любви не хватает былого огня,
может, нежность должна вырываться почаще наружу,
только НЕТУ МЕНЯ, если НЕТУ тебя у МЕНЯ,
только весь этот мир без тебя мне ни капли не нужен.

Это не философская поэзия: размышления о личных отношениях не делают стихи философской лирикой, где предполагается не описание личной истории (это жанр интимной лирики), а осмысление обобщающих понятий о сущности явления, например, любви. И язык стихов далек от совершенства - он почти разговорный, хотя по технике - по звучанию, по рифмам - хорошо сделано.

ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ. АНДРИС САЙНИО

Когда на Землю глянешь с высоты,
Видятся люди такими микробами,
И понимаешь: не дай боже чтобы мы
Стали вдруг вирусом, в праздности выросшим,
Который нас доводит до беды.
0101010001
100100100100
100100100100
100100100100
0101010001
Когда взлетишь наверх за облака,
Мысли приходят шальные и странные –
Что континенты, разбитые странами,
Сделали предки нам тесными клетками,
И надо обновить наш мир слегка.

Когда едва над крышами паришь,
Люди становятся очень различными,
Счастье отчетливым, трудности личными,
Явственно слышимы стоны под крышами,
Настолько, что взмываешь выше крыш.
0101010001
100100100100
100100100100
100100100100
0100010101
И только погрузившись в глубину,
Можно понять все причины и следствия,
Вникнуть в чужие проблемы и бедствия,
Корень всех ссор найти в нашей несхожести,
Сумев простить врагов за их вину.
0100010001
100100100100
100100100100
100101100100
0101010101

Здесь, на мой взгляд, есть некоторая проблема в звучании: выбран логаэд со сложной организацией порядка стоп, прочитывать его вслух - намучаешься... Кроме того, даже в задуманной конфигурации строфы встречаются ошибки расстановки ударных слогов. А по содержанию - мне нравится: стихи написаны к конкурсу и очень интересно раскрывают заданную тему. Это философские рассуждения о том, что ощущаешь, "когда глядишь на Землю с высоты" и как нужно правильно смотреть на жизнь ("только погрузившись в глубину, можно понять все причины и следствия"), а вовсе не описание событий, которые были осмыслены персонажем с высоты правильного взгляда.
 
КАК ЖАЛЬ... ЭЛЬВИНА ШУМОВСКАЯ

Как жаль, что мы не встретились тогда,
Когда цвела сирень весенним утром.
Хозяйничали в парке холода…
Ты не пришёл в то время почему-то.
 
И плыл по жизни медленный напев,
Пленяя первым словом «Возвращайся…»
Мне так хотелось, туфельки надев,
Кружиться с милым рядом в тихом вальсе…

Как жаль, что мы не встретились, когда
Чаруя душу, липа распускалась,
И время незаметно, как вода
По капельке,  из жизни утекало…
 
И билось сердце трепетно в груди
Глаза в толпе достойного искали…
И оттого, что ты не приходил,
Лишь отзвуки обид в душе остались.

Ну что ж, зато свободно и легко
Плывут слова, в стихи переплетаясь.
Ты есть, но где-то очень далеко.
С тобою мы, не встретившись, расстались.
Как жаль…

Это не философская поэзия, а неплохая интимная лирика. В рассказе о личной истории персонажа присутствуют только воспоминания и сожаления, но вовсе не взгляд с высоты на суть происходившего. Стихи хорошие, хотя и не совсем для данного конкурсного задания

ЖИЗНЬ КАК ЖИЗНЬ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА 

Всё шумит, суетится, катится,
жизнь как жизнь - не спасёт, так убьёт.
ЗДЕСЬ ПОЁТ КТО-ТО, ПЛАЧЕТ - БЕЗ РАЗНИЦЫ,      стиль речи
там старушка трамвая ждёт.

Я ХВАСТАЮСЬ за жизнь упрямую  -       видимо, это опечатка -"хватаюсь"
к ней подстраиваюсь, и качусь
по дорогам большим и маленьким,
отрываюсь, казалось, лечу...
 
Над собой поднимаюсь играючи,
вниз гляжу - открывается мне:
жизнь моя - та старушка на лавочке -
ждёт трамвай, а его всё нет.

Не все удачно по стилю речи - язык прост, не литературный и не поэтический ("здесь поёт кто-то, плачет - без разницы"). Во 2 строфе, наверняка, просто вкралась опечатка - "хватаюсь" (на это не обращаю внимания!). Не идеальна форма подачи, но содержание стихов интересно: здесь есть попытка взглянуть на вещи с высоты, "над собой поднявшись играючи" и нравится метафора жизни как "старушка на лавочке, ждущая трамвая" - это очень глубокий и понятный образ.

ВСЁ НЕ ТАК... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ   
 
Уходит ночь, с небес стирая  блёстки,
Прохладу разливая с горных круч.
И ветер по житейским перекрёсткам
Блуждая, гонит стаи тёмных туч.

Едва рассвет забрезжил, еле слышно
Шуршит листвы зелёный макинтош
И утро, неприветливое слишком,
Сквозь облачную марлю цедит дождь.

Оно и в самом деле мудренее,
Чем вечер, замороченный тоской,
В котором заблудившееся время
Упрямо нарушает мой покой.

Сегодня дождь  дорог калечит глянец...
Дождит в душе царящий полумрак.
Сквозь призму туч на землю солнце  глянет:
Всё выглядит с высот совсем не так...

Это пейзажная лирика с глубокими и интересными размышлениями автора о погоде и о том, что "утро вечера мудренее", а еще о том, с высот многое выглядит совсем не так, даже в непогоду наверху есть место солнцу. Отличные стихи, только их содержание лишь весьма отдаленно касается конкурсной темы, хотя и направляет нашу мысль в правильном направлении. 

НА ВСТРЕЧУ С РОДИНОЙ. КОРНИЛОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

В стороне от дороги проезжей, большой
Небольшая деревня жила.
Моя бабушка помнит себя молодой    РУ
И, как юность в дорогу звала.
За околицей лес, зеленея листвой
И снега, и лесная пора,
И черемуха в белом, кричали-"Постой"-
Не пуская ее со двора.
Но тогда уезжали и строили жизнь,
Там, где степь океаном лежит.
И дорожка девчонки все дальше бежит.
Год за годом, как птица, летит.
А теперь, кОгда волосы снега белей         РУ
И у мужа на холмике крест,
Моя бабушка к Родине давней своей          РУ
Подъезжает. Раскинулся лес,
Вековыми деревьями в небо стремясь,
Заросли и деревня и сад.
И о юности прошлой старуха, крестясь,
В мыслях птицей стремится назад.
Где еще были живы и мать и отец,
И дорога была меж полей.
- Очень жаль, что у жизни бывает конец,-
Слышны всхлипы бабули моей.

Глубокая тема, неплохие стихи по содержанию, хотя они не совсем по заданию. Здесь описаны воспоминания персонажа о прошлом (что было, и что стало...) и, как главная мысль: "Очень жаль, что у жизни бывает конец". Кто же с этим спорит! Это рассказ в стихах, в какой-то степени - гражданская лирика, только написанная бедным языком. Конкурсное задание требует другого и в другом жанре - философского обобщения событий. По технике - нехватка поэтической речи, есть несколько распадов ритмического ударения с фонетическим (мОя, кОгда) и некорректная расстановка знаков препинания, которая мешает восприятию смысла фраз.

КОКТЕБЕЛЬ. ПОЛОНИНА ИРИНА

Разбег и полёт! Ощущения птицы,
Вернее, птенца... Восходящий поток...
И вот дельтаплан над землёю кружится,
Где солнцем пришит к лоскутку лоскуток.

Над Планерским... бухтой... над синим простором...
Я Чайка, я Джонатан*, поднятый ввысь!
А сколько о небе потом разговоров!
И слово воздушно, и каждая мысль.

Ну разве могли не родиться здесь строки
О мреющих далях, о щедрой лозе?
Ты помнишь, как замерли мы на пороге
У входа в волошинский домик-музей?

Там время застыло в полотнах картинных,
Не старится древней Киммерии лик.
Хранят половицы шаг юной Марины,
Ушедшего прошлого – вечность и миг.

А после... ты помнишь, как, сжавшись в комочек,
Стихи я читала, и были полны
Мы слов недосказанных и многоточий,
Как будто поднявшихся из глубины.

Волшебным единством дышало пространство,
И чувственно пела о чём-то Земля.
На цыпочках к берегу вечер подкрался,
Он слушал стихи и баюкал меня.

Безмолвное эхо с подножий утёсов
Сползало на гальку – морское драже,
И каждый: "Кто я?" – задавался вопросом,
А вечность, казалось, настала уже...

Стихи прекрасные - нет сомнения, и по языку, и по технике, и по содержанию, но они, хотя и "про полет", все равно не имеют никакого отношения к нашему конкурсному заданию, видимо, были написаны совсем по другому поводу или к другому конкурсу. Жаль, что многие способные поэты сайта не заинтересованы в ТМА ни в качестве участников конкурсов, ни в качестве добровольных помощников - членов жюри.   

ВЫСОТА ПОЛЕТА. ЯСОНОВ СЕРГЕЙ 

Предзимье. Иней. Первый слой               
Лег на поверхности грунтовкой.
К большой картине ль подготовка
Тех дней, что за ноябрьской мглой
Грядут, где чистый снег былой?

В его падении с небес,
В прекрасном утреннем круженье
Игра мазков и светотени.
Та легкость, что имеет вес
Для ищущих. Не для повес.

И, вглядываясь в небосвод,               
Где зарожденье хлопьев белых,
Познать хотим его пределы,            
Найти тот самый переход
В иное качество. Он ждет.

Картина жизни… Штрих, мазок,
Что найден точный к ней - ступени      
Наверх. И цель, и вдохновенье.
Путь к совершенству... он далек.
.     .     .     .     .     .     .     .     .     .
Жизнь для иных - на свой глазок...

Достичь сумевших лишь высот,
Откуда взгляд самодовольный
С той самой низкой колокольни,..
Суть не познавших и красот.   
…А «ищущий да обрящет»*(с)

С небес на землю сыплет снег,
Ложится белой драпировкой.
Предмет в детальной прорисовке            
На ней увидит человек,
Поднявшись выше. Небо… Снег…

…И длиться так из века в век.

Автор очень близко подошел к заданной теме, хотя начал, казалось бы, с пейзажа: персонаж стихов наблюдает падающий снег, в котором  есть "та легкость, что имеет вес для ищущих, не для повес" - прекрасная философская строчка! Умение за конкретным увидеть важное и значимое - это и есть взгляд с высоты, а в стихах он есть: персонаж в них не о снеге думает, а о бытии: "И, вглядываясь в небосвод, где зарожденье хлопьев белых, познать хотим его пределы, найти тот самый переход в  иное качество..." И, наконец, удивительная концовка: "С небес на землю сыплет снег, ложится белой драпировкой. Предмет в детальной прорисовке  на ней увидит человек, поднявшись выше". Что меня здесь смутило? Строка "…А «ищущий да обрящет": если следовать рифме, то просится "да обрящЁт", но я всегда считала, что правильно "да обрЯщет" - кто знает, подскажите, пжл.!

ДУМАЛ ТАК. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА 

ДУМАЛ ТАК О СЕБЕ: ЧТО УЧЁН, КНИГОВЕД,
И любого мудрей аксакала...
По прошествии лет
Слава Богу, просвет:
Знаний мною накоплено мало.

То, ликуя душою, наивное мнил,
Будто тягу имею к добру я.
Трезвый взгляд вразумил:
Список дел моих хил.
Что на чашу добра положу я?

И грешу зачастую нытьём нараспев
Про обиды свои и печали...
На иных посмотрев,
Усмиряю я гнев.
Это мне - то даров недодали?!

Еще один подход к раскрытию темы - самонаблюдение, но он абсолютно верен. Когда мы пристально вглядываемся в самих себя - беспристрастно и без самооправданий - это всегда и философский подход, и взгляд с высоты. К раскрытию темы у меня претензий нет - она раскрыта, с художественной точки зрения тоже неплохо - и структура строфы выписана чистенько, и язык правильный (хотя он скорее информирующий, чем образный), кроме первой строки, где есть смешение разных способов передачи прямой речи. Правильно или "думал я о себе, что учён, книговед", или "думал так о себе: «я учён, книговед»".

ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ. АННА ШЕР 
 
День гаснет, блаженно недолог,
Мрак ночи крадётся всё ближе,
Но я поднимусь на пригорок
И солнце, как раньше, увижу.

Не вечны тюремные стены,
Восстанет и падший, и спящий.
Любовь поднимает над тленом,
В любви ты и есть настоящий.

Так куколка мёртвая стынет,
Но бабочкой лёгкой воскреснет.
Нет смерти, нет страха, отныне
Ты вольно паришь в поднебесье.

И будь ты на грани бессилья,
Душа с высоты видит ясно.
Расправь свои белые крылья
И вспомни, как солнце прекрасно!

Еще один способ по своему раскрыть заданную тему - уже  не в качестве иллюстрации конкретного случая, а как абстрактное размышление и назидание читателю: "И будь ты на грани бессилья, душа с высоты видит ясно. Расправь свои белые крылья и  вспомни, как солнце прекрасно!"

ВРЕМЯ. ОНО НЕ ЛЕЧИТ. ЛЕВИН ЯКОВ

Мир  водрузив на плечи
И помолившись Богу,
Мы зажигаем свечи,
Чтоб осветить дорогу.

              Думаем, что мы святы,
              Что нам грехи простятся.
               Цепью идем в солдаты
              С ЦЕЛЬЮ не возвращаться.                ?

Боль  за улыбкой пряча,
Рвемся через границу.
Сетуя  на удачу,
Синюю ловим птицу.

                Ватой заткнувши уши,
                Ближних не слышим крики.
                Режем любовью души,
                Милых теряем лики.

И потерявши веру,
Смысл и свободу воли,
Тащим свою галеру,
В рану насыпав соли.

                Годы летят, как осы
                И обнуляют лето.
                Не задаем вопросы
                И не хотим ответа.

Время сгибает плечи,
Жизнь с нами в бридж играет…
Время людей не лечит -
Просто не замечает.

Стихи в какой-то степени по теме - есть стремления анализа жизни "сверху": какие мы, куда стремимся, как действуем. Мне не все понятно в этих строчках, местами хочется более ясного раскрытия мысли. Язык стихов лаконичный, простой и жесткий, но настроение передает, и стихи запоминаются.

ЛЮБИТЕ ЖИЗНЬ! АНТИШИНА ТАТЬЯНА 

Твердят мне все - ты выдержишь, ты сильная.
Конец один - другого не дано.
А я смотрю с надеждой в небо синее,
как будто может вылечить оно.

Давно смирилась, всё приняв как должное.
Конец один - по времени разброс.
И продолжаю верить в невозможное,
ища ответ на каверзный вопрос -

за что иль для чего все испытания?
Конец один, а жизнь так коротка.
И ничего нельзя узнать заранее,
и на земле безгрешных нет пока.

Конец один, а жизнь такая славная,
и столько счастья в каждом новом дне.
Любите жизнь! Любите! Это главное.
С любовью жизнь прекрасней и длинней.

Неплохие стихи, психологическая поэзия, где персонаж пытается разобраться в себе и своей жизни и ставит сложные вопросы: "За что иль для чего все испытания? Конец один, а жизнь так коротка. И ничего нельзя узнать заранее, и на земле безгрешных нет пока". Ответа автор не дает, но дает совет: "Любите жизнь! Любите! Это главное. С любовью жизнь прекрасней и длинней". Хорошая работа.

НЕ ОКОНЧЕН СЧЁТ. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2   

…И снова дождь пошёл, порывистый и колкий.
Надвину капюшон брезентовой штормовки,
потопаю в свой двор дорогою дождливой,
где, верю, до сих пор все счастливы и живы:

родители, сестра из солнечного детства,
лихая детвора, что зрела по соседству,
трудящийся народ в промасленных спецовках,
на лавке у ворот старушечья тусовка…

Я весел, бестолков, без бзиков новомодных,
свободен от долгов и трапез новогодних,
отчаянно здоров, как конь на ипподроме,
и радостно готов к труду и обороне.

Взвивался алый флаг над жизненным парадом,
я шел, чеканя шаг, с товарищами рядом,
поблажки не просил, не пятился от веры,
трудился в меру сил, а чаще – свыше меры.

Неужто это - я в своём далёком прошлом:
на старте бытия, в пространстве заполошном,
в сумятице времён, мелькании событий,
утраченных имён, приятелей забытых ?

…Колотит по спине господствующий ветер
в раздраенной стране на яростной планете.
Тяжёл тернистый путь под грохающим ливнем,
но я уже  отнюдь не юноша наивный.

Бездвижье – это смерть, а мне - туда, где шквалы,
где жизни круговерть, где волны рушат скалы,
где не окончен счёт, где мы за всё в ответе,
и где пока ещё не зря живем на свете!

Персонаж идет под дождем  по своему двору, но внезапно нахлынувшие воспоминания возвращают его в годы юности, и он как бы смотрит на себя со стороны и не узнает: "Неужто это - я в своём далёком прошлом: на старте бытия, в пространстве заполошном, в сумятице времён, мелькании событий, утраченных имён, приятелей забытых?" Воспоминания рождают в нем осмысление того, что для него наиболее важно и значимо: "Бездвижье – это смерть, а мне - туда, где шквалы, где жизни круговерть, где волны рушат скалы, где не окончен счёт, где мы за всё в ответе, и где пока ещё не зря живем на свете ". Не могу сказать, что я в восторге от неологизма "бездвижье", но - почему бы и нет? Стихи удались и языком, и настроением, и темой.

ЧТО Я МОГУ ПОВЕДАТЬ МИРУ... МАРИНА ФОМИНА

Что я могу поведать миру?
Что видела моя душа
Из окон маленькой квартиры
С высот седьмого этажа?
Какие истины открыла,
Пытаясь горизонт узреть?..
Так часто расправляла крылья,
Но не сумела полететь,
Заботясь о насущном хлебе,
Стараясь жажду утолить…
Нет, крыша здания – не небо,
Лишь часть поверхности земли.
С неё чуть больше видеть можно:
Леса, поляны и река,
Но это всё - таки подножье, -
Вершину прячут облака.
Нельзя, цепляясь за перила,
Над суетою вознестись,
Нельзя простым земным мерилом
Постичь заоблачную высь.

Стихи отвечают заданной теме: их персонаж анализирует свою жизнь, не пересказывая мелкие факты, а глядя на все с высоты понимания: "Так часто расправляла крылья, но не сумела полететь, заботясь о насущном хлебе..." Или: "Но это всё-таки подножье, - вершину прячут облака". Когда суть стихов составляет самонаблюдение, то они  просто не могут быть не по теме конкурса - познать себя можно только глядя на себя с высоты!

НАШ МИР. НАДЕЖДА ГИРЯВЕНКО

На полотнище неба нам пишут и знаки, и сны
звездочеты Вселенной и полные белые луны.
На ладонях небес застывает какой-то рисунок,           "луны-рисунок"?
и на нём улыбаемся миру счастливые мы.   

А в реальности чаще улыбок – гримасы тревог.
Мы мечи наши ржавые прячем в бумажные ножны.
Снова выпадет снег, и зима заберётся под кожу,
и по венам холодный и сладкий польётся крюшон.         "крюшон-тревог" ?

Мы придумали сами себе этот яд и глотки.
Вот и мантры кислят на губах, застывают на скулах.
Неудачники вовсе покорно ложатся под дулом
и сопливят как дети в свои носовые платки.

Выживаем, как можем, как будто считаем до ста.
Часто в голосе – плач, а в ответных движениях – блюзы.
Кто-то пишет в письме в никуда, что он воин – не лузер,
и срывается белою птицею прямо с листа.

Мир как будто разрезан, закрашен, упрятан в гуашь.
Мы читаем его, разбирая созвездия – буквы…
И, быть может, он несправедлив и до ужаса глупый,
Только знаю, что наш он – до боли,  до клеточек наш!

Красиво: богатый поэтический слог, но у меня есть ощущение  случайности образов, их надуманность. Описание ощущений и ассоциаций - без выводов. Мне не хватает  в стихах ясности и последовательности изложения, игра и переходы красивых образов здесь как будто бы важнее, чем содержание. Стихи описывают нашу жизнь, где мы "выживаем, как можем", где "в реальности чаще улыбок - гримасы тревог", и  где  "мы придумали сами себе этот яд и глотки" Почему "глотки"? Или:"часто в голосе – плач, а в ответных движениях – блюзы" - почему "блюзы"? Каждый по отдельности образ - ярок и в строку ложится, но мысль за ними  не поднимается выше: нет обобщения. А еще я не поняла, почему в охватной рифмовке строф 1 и 2 потеряны рифмы: "луны-рисунок" и "крюшон-тревог"- базовая ошибка техники!

КОСТОЧКОВОЕ... ЛЕТО ЛЁЛЯ 

Мир казался когда-то
златоглавою вольною птицей.
Он медовым цукатом
млел на солнцем залитых страницах
нашей жизни без страха.
Это время нам виделось вечным.
Нынче прошлого прахом –
конопатим свой личный скворечник.

Время рушит устои,
подточив основание жизни.
Вязкое и густое:
можно лепить бесхребетных слизней.
Отцифрует машина
наши души, как мусор гречишный
и, в земном магазине, –
человечность окажется лишней.

Осязая пустоты
в окружающем нас измеренье
цепь родства, исчерпавшая квоты,
разорвётся на звенья.
А бетонные стены,
разделившие нас на абзацы,
не пропустят во внутрь перемены
чуждых цивилизаций.

Время судьбы за кадром
день и ночь неустанно тасует.
Сохнут в косточках ядра
в черноте, затмевающей сурик.
Электронная эра не глядя
вытесняет живое.
Новый мир, наподобие ада,
прорастёт ли травою?
Шелковистою, мягкой,
родною...

Поэтично и вполне профессионально написано. Философское размышление о времени, о жизни, где  показаны ее отдельные фрагменты, но взгляд автора направлен не на них, он  рассматривает всю картину с высоты своего понимания, постижения всего происходящего перед глазами. "Электронная эра, не глядя, вытесняет живое. Новый мир, наподобие ада, прорастёт ли травою?" Очень симпатичная работа. Здесь, как и в предыдущих стихах  на похожую тему, тоже много образов, но все они служат мысли автора, логика их использования понятна - все образы работают на авторскую мысль, а не просто красиво заполняют строку.


                Продолжение см. - http://stihi.ru/2020/06/08/2403