Это наше все

Нелли Неженцева
                К 200-летию со дня рождения великого писателя.

Федор Михайлович Достоевский - это имя известно каждому образованному человеку в России и  далеко за ее пределами. Величайший русский писатель и пророк, который предсказал будущее России, которую так горячо любил. Он - глубокий психолог,  потому что именно ему удалось проникнуть в потаенную глубину человеческой души. Его влияние на всю последующую мировую литературу  - бесценно.

Я открыла для себя Достоевского сразу после школы, зачитывалась   его произведениями, изумлялась мудрым крылатым изречениям автора. В течение жизни с удовольствием перечитывала именно Достоевского, и в каждом возрасте  находила для себя новые бессмертные истины, открытые автором.

11 ноября 2021 года  исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя, и Россия начала готовиться к 200 летнему юбилею задолго до этой знаменательной даты.

Своими мыслями о  Ф.М. Достоевском и подготовке к юбилею поделился директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов: «Федор Михайлович Достоевский как-то сказал о Пушкине: «Пушкин — это наше все». Наверное, пришла пора и нам повторить эти слова Достоевского, но уже по отношению к нему самому: «Федор Михайлович Достоевский — это наше все». Он в полноте раскрыл русскую душу, сформулировал русскую идею. Он выразил самые заветные чаяния нашего народа. Он явил русское откровение о человеке. Что важно — Достоевского услышал весь мир».

Протоиерей Беловолов в связи с этим важным событием, перечисляя заслуги гениального писателя, предлагает канонизировать и прославить писателя в лике святых, так как он обладал пророческим даром, а этот дар носит божественный характер. Протоиерей считает :«Никто, пожалуй, даже из святых не предсказал в такой степени точности катаклизмы и катастрофы ХХ-го века, все попытки воплотить на земле идею безбожия, как Достоевский. Он предсказал и положительный выход из этой катастрофы. Он глубоко верил в Бога, в свой народ».

Также автор этого предложения считает, что Достоевский обладает чудесами исцеления человеческой души. Даже после своей смерти великий писатель исцеляет не только от духовных болезней, но и приводит человека к истинной вере в Бога. Таким образом, являя еще одно из чудес своей гениальности.

Протоиерей считает, что России нужен свой святой  от русской культуры, который может стать ее духовным покровителем, и сравнил  это с  важностью  прославления  святого Федора Ушакова, покровителя  всех моряков и русского флота. А русской культуре как раз не хватает такого покровителя.

Во всем мире установлено множество памятников гениальному  писателю : в подмосковном Люблино, два в столице России, в Санкт-Петербурге, в том числе на могиле писателя в некрополе Александро-Невской Лавры, в Старой Руссе, Омске, Даровом, Тобольске, Новокузнецке, в германских Дрездене, Баден-Бадене, Висбадене, Бад-Хомбурге, Таллине, в белорусском Достоево, в казахстанском Семее (быв.Семипалатинск), в украинском Харькове .

Многие петербуржцы и гости города хоть раз побывали в некрополе Александро-Невской Лавры и поклонились  гению русской литературы. Мы с подругой любим бывать в Александро-Невской Лавре и, конечно, с благоговением надолго задерживались у могилы Федора Михайловича. Это одна их самых   посещаемых могил в некрополе. Внушительный памятник, у подножия - множество цветов. В этом году у памятника происходили реставрационные работы к 200-летию писателя.

Думаю, многим из нас известна краеугольная мысль, которую Достоевский вложил в уста одного из своих героев, Ивана Карамазова: «Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка…».

Мы знаем, что чаще всего образ «слезинка ребенка» употребляется, когда речь идет о проблеме постановки  цели и средств ее достижения. Достоевский  нам явно сказал , что нельзя пытаться достичь  самых высоких целей за счет страданий невинных людей. Но прислушались ли к этому люди за последние 150 лет?

Можно привести множество примеров «слезы ребенка» после Достоевского, - это страдание детей в блокадном Ленинграде и всех детей войны, детей Беслана, театра на Дубровке и детей Донбасса и многое, многое другое.

Много ярких высказываний Достоевского о красоте. Говорят, проживая два года в Дрездене, он ежедневно ходил в Дрезденскую галерею к «Сикстинской Мадонне «Рафаэля» и с восхищением произнес крылатую фразу: «Мир спасет красота». Верно, это замечательное выражение принадлежит знаменитому русскому писателю. В романе «Идиот» писатель наделяет  рассуждениями о красоте своего героя — князя Мышкина.

В уста Дмитрия Карамазова он тоже вложил свое понимание красоты: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки." И к этому добавил: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей" .

А как проникновенно и верно выразился гениальный писатель о любви: «Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь."

Мудро у Достоевского и о человеческом покаянии:  «…об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных…».

Точнее, чем Гений Достоевского  никто не сказал о либералах всех времен: «Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы».

"Либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все".

«Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».  Через 150 лет все то же самое.

В романе «Бесы» писатель  проводит одну из важных мыслей понимания им поколения новых людей : «…в сущности наше учение есть отрицание чести, и что откровенным правом на бесчестье всего легче человека за собой увлечь можно». Думаю,  и в наши дни слишком многие увлеклись этим «правом на бесчестье".

И, наверное, многие из нас мечтают, как гениальный Достоевский: «Я хочу хоть с одним человеком обо всем говорить, как с собой».

По поводу любви ближнего писатель сомневался и сделал верное заключение, с которым я полностью согласна: Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое – пропала любовь" .

Каждое произведение Достоевского дало миру множество новых мудрейших мыслей.

А вот так удалось гению и пророку Достоевского заглянуть в будущее , наше настоящее, - около 150 лет назад по поводу наших братьев-славян. Удивляет и поражает верность каждого слова. Приведу  мысли писателя из его «Дневника» по этому поводу :

«Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.

Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени.
......
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
......
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать.

Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство».

Думаю, все мы узнали наших братьев-славян? Очень явные приметы показал наш гений  русской литературы.

Надеюсь,  наша страна и весь мир достойно  встретят 200-летие со дня рождения  великого русского гения и пророка, «НАШЕ ВСЕ»  русской литературы - Федора Михайловича Достоевского. Пусть каждый, кто еще не открыл для себя непревзойденный талант,   найдет в гениальных произведениях все, что ему не хватало для души и мудрости .

Фото в некрополе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.