Легенда о Спорыше

Игорь Апрельский
Эпиграф

Спорыш - название удивительной травы,
Он соли гонит, попробуйте и вы.
Он чистит почки, печень, мочевой,
Он заберётся в каждый уголочек твой.

Ассия Светлова

Предисловие

Спорыш - Горец птичий (Polygonum aviculare L.). Однолетнее травянистое растение со слабыми распростертыми или восходящими стеблями высотой до 30 см, членистыми, часто стелющимися, длиной до 100 см.  Околоцветник простой, пятичленный, примерно до половины надрезанный, при плодах растрескивающийся. Тычинок 8. Плоды - почти черные трехгранные матовые точечно-бугорчатые орешки. Семейство: Гречишные - Polygonaceae. Вид: Горец птичий (Polygonum aviculare L.).Ботаническое название: Ruta graveolens L. Аптечное: трава горца птичьего - Polygoni avicularis herba (ранее: Herba Polygoni aviculans). Народные названия: видовое название avicularis — птичий от латинского avicula - птичка, возможно, потому, что птицы питаются семенами этого растения; польские названия - RDеSт ртаSI, SроRYSZ, SWINSкIе ZIеLе; народные - пустырная трава (от места произрастания), куриная трава, узловатая трава (связано с внешним видом), трава-мурава (или, милее, травка-муравка), спорыш (от глагола спориться: растение это по весне отрастает ходко, споро, и быстро размножается – каждая особь дает до 200 семян в год), самурышка (на Тамбовщине), топтун (ведь лекари велели им парить ноги «от опухоли, когда оттопчут»), галочья или птичья гречиха (так прозвали её пензенские крестьяне, поскольку она с гречихой из одного семейства), гусятник (воронежского происхождения), колесница (архангельского), куроед (нижегородского), развивная и свиной буркун (ставропольского). Широко распространенный сорняк. Растет по всей территории России, на Украине. На территории России горец птичий встречается повсюду, кроме Арктики. Особенно широко распространен и обилен в средней полосе европейской части и на юге Западной Сибири. Растет на щебнистых почвах совершенно так же, как и на плодородных пахотных. Встречается по сорным местам, по обочинам дорог, железнодорожных путей и тропинок, пашням, выгонам, в приречных песках и гравийным насыпям, по пойменным лугам, во дворах, садах, полях, на сильно выбитых выпасом пастбищах. При отсутствии конкуренции со стороны других растений хорошо возобновляется семенами и образует чистые заросли на уплотненных почвах. Цветет и плодоносит с мая до глубокой осени, в Западной Сибири - с половины июня по сентябрь. Лекарственным сырьем служит вся надземная часть растения – но лучше избежать сбора растений в сильно загрязненных местах и в местах выпаса скота.
В давние времена корни спорыша использовались для получения синей краски, однако способ ее получения в настоящее время утрачен. Если вы попробуете сделать это сейчас, то вы получите зеленые и желтые тона; нейтральные и кислые вытяжки окрашивают шелк и шерсть в кремовые, ярко-желтые тона. В пищу можно употреблять молодую зелень. Хороший корм для крупного рогатого скота, домашней птицы. Плоды добавляют в корм для домашних и промысловых птиц.
История использования спорыша с лечебной целью насчитывает не одно тысячелетие. Еще древние лекари Диоскорид и Плиний взяли на вооружение это растение и назначали при различных внутренних болезнях. В средние века ее использовали для растворения и выведения камней из организма. Авиценна упоминал о горце птичьем как о хорошем кровоостанавливающем и ранозаживляющем средстве. Горец птичий широко применяется в медицине:
- оказывает общеукрепляющее действие при нервном истощении, повышает жизненный тонус после перенесенных заболеваний и в пожилом возрасте;
- уменьшает проницаемость сосудов, препятствует камнеобразованию в мочевыводящей системе (растворимые соединения кремниевой кислоты), выводит щавелевую кислоту, повышает диурез, выводит с мочой излишек натрия и хлора, увеличивает фильтрацию в почечных клубочках, уменьшает обратную ресорбцию почечных канальцев, углубляет дыхание, понижает артериальное давление;
- позитивно влияет на функцию ЖКТ, при поражениях сосудов слизистых ЖКТ, при функциональной недостаточности печени;
- при заболеваниях, связанных с задержкой в организме токсических продуктов обмена;
- используется в качестве антиоксиданта и бактерицидного средства;
- в послеоперационном периоде после удаления мочевых камней при мочекислом диатезе;
- при кожных заболеваниях угрях, фурункулах, некоторых дерматитах;
- в акушерстве и гинекологии для ускорения послеродовой инволюции матки, при гиперменорее, маточных кровотечениях (в послеродовом периоде и после аборта), в послеродовой и послеабортный периоды;
- фибромиомы матки, особенно эффективно при железодефицитных вторичных анемиях вследствие длительных ювенильных маточных кровотечений и кровотечений в послеродовой и климактерический периоды;
- для снятия отеков легких, при малярии, кахексии.
В народной медицине используется как вяжущее, противовоспалительное, желчегонное, мочегонное средство, при камнях в почках и мочевом пузыре, как антисептическое, спазмолитическое, болеутоляющее, потогонное, жаропонижающее, мягчительное, отхаркивающее, слабительное, противоглистное, гипотензивное, ранозаживляющее средство. Его употребляют при простудных заболеваниях, бронхитах, пневмониях, плевритах, царапающем кашле, бронхиальной астме, туберкулезе легких, при бессоннице, воспалении слизистой оболочки рта и десен, гастритах, дизентерии, заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта, желчных путей, желчного пузыря, заболеваниях кожи, мочевыводящих путей, при ожогах, ревматизме, язвенной болезни. Благодаря наличию дубильных веществ, трава горца эффективна при гастроэнтеритах, поносе различного происхождения (в этом случае используют вытяжки и настои), повышенной проницаемости стенок сосудов и кровотечениях из поврежденных сосудов слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. Растение применяют при функциональной недостаточности печени и заболеваниях, связанных с задержкой в организме токсических продуктов обмена, кашке и охриплостях (это, кстати, рекомендует Себастьян Кнайпп). Горец - составная часть нескольких чаев, употребляемых от кашля и легочных заболеваний. Он содержится и в так называемых кровоочистительных чаях, поскольку содействует регулированию обмена веществ. Также его применяют при воспалительных изменениях в полости рта и горла, от некоторых кожных болезней (мази). Высушенный с цветками в тени, его назначают от многих болезней: в Алжире – от лихорадки, в Австрии – при нервном истощении и слабости. В народной медицине многих стран настоями горца понижают кровяное давление, унимают кровотечения. Настой же использовали для укрепления корней волос. Когда-то измельченную свежую траву прикладывали к ранам и язвам - что способствует заживлению. Помимо этого, к плохо заживающим ранам (особенно при трофических язвах) прикладывали примочки из чая. При ожогах употребляли свежую траву спорыша в виде кашицы или сока для примочек. Старинные русские «Зельники» прописывали горец птичий от чахотки и ушибов.
Альберт Великий, переработавший и прокомментировавший большинство работ Аристотеля, так сказал о растении: "Вторая трава Солнца - Poligome, Barrigiole, или Renouсе - получила свое название от Солнца, потому что быстро разрастается, а некоторыми названа была домом Солнца. Эта трава исцеляет болезни сердца и желудка. Тот, кто до нее дотрагивается, приобретает свойства той планеты, под которой он родился. Если носить на себе ее корень, то излечиваешься от болезни глаз, а носимая на животе, она оберегает от сумасшествия, кроме того, она полезна для легких и свободного дыхания. Кто пьет ее сок, у того явится много страсти и сил к любовному делу. Меланхоликам она помогает при кровавом поносе". Что касается обрядов, то горец птичий участвует в аграрных, которые относятся к будущему урожаю. Прежде всего - это обходы полей, сопровождаемые молебнами, трапезой в поле и др. К ним примыкают магические акты по охране посевов и урожая от града и непогоды, полевых вредителей, а также от нечистой силы, которая может отобрать плодородие “спор” (ср. Спорыш).
В Псковской области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла - спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым, культ которых продолжал общеславянский культ близнецов - покровителей сельского хозяйства: Флору и Лавру, Козьме и Демьяну, Зосиме и Савве.
1.Споры;ш (белор. спары;ш, спорынья; от др.-рус. споръ) - в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. В некоторых местах крестьяне представляли Спорыша в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с Богом и Раем). Спорыш может считаться продолжением общеславянского мифологического близнечного божества, родственного балтийскому Юмису, древнеиндийским Ашвинам П. Штейн считал Спорыша языческим богом на основе записанных им спарышевых (райковых) белорусских песен, однако другие исследователи (Д. Кравченко) не согласны с этой интерпретацией и считают Спорыша продуктом «кабинетной мифологии».
2. И, конечно, Спорыш - дух жатвы у восточных славян. Он жил в двойном колосе (из них в Белоруссии после жатвы плели венок, приносили на хозяйский двор и пели «Спорышевы песни») и считался, к тому же, богом достатка, урожая и богатства. Представляли его в виде маленького человечка, который ходит по полю. А вот место своего жительства он выбирает вполне спонтанно и непредсказуемо - но как уж усядется на одном месте, то его не сгонишь уже (перекликается с растением, однако). Чтобы он ушел надо неимоверно постараться в сфере лености и разгильдяйства. Хотя, наверно, сего не стоит делать - ведь если понравится спорышу, то в дом у вас всегда будет полной чашей.

Там слепит солнце в три карата,
Луч, кинув к нам, прищурив глаз.
В долине между гор когда-то
Избушка пряталась от нас.

В ней необычно у порога,
Духовность с долей колдовства.
Отшельницей веков уж много
Ведунья* старая жила.

С рассветом рОсным и туманным
В долину травы шла искать.
Так и случилось утром ранним
Нужда позвала их нарвать.

Для колдовства ей много надо,
Она в той местности одна.
Ведунья песню для услады
Под нос шептала допоздна.

Весь день ходила, травы рвала,
Пора идти давно домой.
Суму уж полную собрала,
Устав с горы спускалась той.

Глядь, а навстречу травка лезет,
Ползёт упорная на спор.

«Так это ж, СПОРЫШ, землю месит!
Чего нашёл ты среди гор?!
Здесь только камни, скалы, ветры,
Морозы также по утрам!
Ты, друг, в той местности не первый,
Кто поселиться хочет там.
Расти, не сможешь, сам замёрзнешь,
Не ведаешь, куда ползёшь.
Ступай в долину – там комфортно,
А здесь ты, СПОРЫШ пропадёшь!
Там люди землю для услады,
Рыхлят и не жалеют рук.
Тебе все, СПОРЫШ, будут рады,
Не сомневайся, милый друг!»

Ведуньи речь была так слАдка,
Что потерял на миг покой.
И СПОРЫШ скоро с дикой хваткой
Пришёл в долину как домой…

Где мог везде он «потрудился»,
Открыто рос, стал домосед.
С людьми он быстро подружился,
Став панацей от всех бед.

С тех пор в народе нашем присно,
И стар и млад - траву все чтут.
Её полезную для жизни,
Все СПОРЫШ ласково зовут!

*) Ведунья, Ве;дьма (ст. слав. в;дьма - «та, что обладает ведовством, знанием» от ст. слав. в;дати - «знать, ведать»; также вештица, волшебница, колдунья, чаровница) - женщина, практикующая магию (колдовство), а также обладающая магическими способностями и знаниями.