Споры, споры...

Анна Мороз 3
                Споры, споры…
                (Статья)
 В рубрику «Наши гости» литературно – художественного альманаха прислали свои произведения авторы из нескольких городов Украины.
Редколлегия стала выбирать лучшие работы. Но как это сделать? По каким критериям? Мы – литературное объединение не профессиональных поэтов и прозаиков. Кто – то пишет уже тридцать и даже сорок лет, а кто – то пять лет или даже меньше.  Мнения не совпадали, возникли горячие споры, каждый пытался защитить того автора, которого прочитал заранее.
Если бы меня спросили:
 - Ты за хорошую литературу или за плохую? – Я, пожалуй, бы не ответила ничего. По двум причинам.
Во – первых, когда спрашивают, хочешь ли ты быть здоровым и богатым или больным и бедным, платой за простоту выбора обязательно оказывается какой – нибудь бред.
Во – вторых… Приведу буквально свежий пример.
Представляете, еду в машине с сыном, он за рулём. Сижу на заднем сидении, читаю роман Татьяны Устиновой «Там, где нас нет». Изредка поглядываю по сторонам и говорю сыну куда дальше сворачивать, и вдруг обожгло: не туда едем?! Заметалась, виновато сообщила, что перепутала поворот. Мы, конечно, доехали до места назначения благодаря навигатору, а я подумала:
 - Вот литература – то, вот критерий хорошей прозы – себя забыть!
Мне очень нравится проза Устиновой, но скажем, что это я, читая, забылась, где нахожусь, куда еду и зачем, а ещё десять не забыли бы. Не цепляет, допустим, их этот роман, не волнует сюжет, порядок слов. Так какая же это проза хорошая или плохая?
Что такое литература каждый понимает по – своему. Иногда качество определяется масштабом личности автора. Бывает для одних масштаб - объёмная книга или красивая плотная обложка, а для других смысл и интересное написание. Даже у одного человека в разном душевном состоянии приоритеты меняются. Иногда более старшему поколению не нравятся новшества молодого поколения, возникают споры, хотя правы и те, и другие.   Можно, конечно, попытаться как – то вычислить по каким – то критериям, что хорошо, а что плохо, но зачем? Если и без этого понятно нравится ли тебе книга.
Профессор Преображенский в фильме «Собачье сердце» говорит:
 - Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить, когда угодно!
Жалким выглядит человек, пытающийся объяснить то, в чём сам мало смыслит или пытается навязать своё мнение «против» только потому, что автор ему просто не понравился внешне. К сожалению, часто бывает и такое.
Я считаю, что нет плохих книг. Бывает не вовремя взята книга для чтения – не по настроению, бывают неуместные книги – не по типу характера, а бывает не попадание автора свести читателя со своим текстом – другое мерило вкуса.
Так вот выходит, что - то выше или ниже нашего понимания – не хорошо, объявляется вне закона. Но меняется время, меняется и литература: иная тематика, выражения, слова. Происходит модернизация, не понятная больше авторам старшего поколения.  Многим из них надо «не почитать», а почувствовать себя носителем «эталонного вкуса» - это вам не хухры – мухры, а писатели многолетнего труда и ослушаться их себе дороже. Ощутить себя неотъемлемым знатоком – литератором или даже критиком пьянит не хуже выстоянного вина. Хочется сказать:
 - Не бойтесь ни мора, ни глада, а бойтесь единственно только того, кто скажет – я знаю, как надо.
Не помню кто сказал, что у каждого письма есть адресат, а это значит, что всякий стих, всякая проза достигают цели, то есть на них находится свой читатель. Оценочного понятия на хорошо или плохо практически не существует, а потому всегда нужно уточнять, относительно чего это произведение и даже книга хороши, каким требованиям отвечают, чьи интересы удовлетворяют и так далее.
Я отвлеклась от своих мыслей, опустилась в реальность. Мои коллеги по перу по - прежнему продолжали спорить. Самой рассудительной оказалась самая молодая поэтесса нашего литературного объединения, она встала и предложила напечатать в альманахе всех семерых авторов в рубрику «Наши гости», приславших свои произведения.
Решение было принято единогласно.