Имя на поэтической поверке. Дмитрий Мережковский

Лев Баскин
 
Стихи поэта Серебряного века Дмитрия Сергеевича Мережковского (14.09.1866.Санкт-Петербург-07.12.1941.Париж) открыли новую эпоху российской литературы, которая с его лёгкой руки получила название «символизм».

     «Родное»

Далёких стад унылое мычанье,
И близкий шорох свежего листа…
Потом опять – глубокое молчанье…
Родимые, печальные места!

Протяжный гул однообразных сосен,
И белые сыпучие пески…
О бледный май, задумчивый, как осень!..
В полях затишье, полное тоски…

И крепкий запах молодой берёзы,
Травы и хвойных игл, когда порой,
Как робкие, беспомощные слёзы,
Струится тёплый дождь во тьме ночной.

Здесь – тише радость и спокойней горе.
Живёшь, как в милом и безгрешном сне.
И каждый миг, подобно капле в море,
Теряется в бесстрастной тишине. 

1893 год.

  Дмитрий Мережковский и по сей день, стоит особняком в истории поэзии Серебряного века, равно как и в истории русской литературы, философии, литературной критики.

  Поэт не принял революцию, истолковав происшедшее как разгул хамства, воцарения зверя. Возненавидев большевизм, назвал его «красной заразой», уехал из страны в 1919 году, с женой, выдающейся поэтессой Зинаидой Гиппиус, в Париж.

  Советскими исследователями, по вполне понятным причинам, политический эмигрант Дмитрий Мережковский был признан персоной нон-грата.

  Долгие годы его фамилия  не упоминалась ни в одном литературном справочнике. Произведения «чуждого» Дмитрия Мережковского в советской стране не только не переиздавались, но и были изъяты из каталога государственных библиотек, стали недоступными для широкого читателя.

  В современной России Дмитрия Мережковского стали издавать с начала 90-х годов.

  Дмитрий Мережковский, писатель, поэт, философ, переводчик, родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Он был младшим сыном, в семье из девяти детей, шесть братьев и трёх сестёр.

  Отец, крупный чиновник, действительный тайный советник, служил при Александре II, был холодным и отстранённым человеком, уделяя детям мало времени.

  Большой влияние на духовное становление будущего поэта и писателя оказала его мать Варвара Васильевна Чеснокова, дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера.

  Став взрослым, Дмитрий Сергеевич общался лишь с ней и одним из братьев, Константином. Константин Мережковский (04.08.1855-09.05.1921),который стал известным учёным-биологом, систематиком беспозвоночных. Автор романа-антиутопии «Рай земной или Сон а зимнюю ночь; сказка-утопия ХХVII века»- 1903 год.

  У Константина Мережковского был трагический конец жизни. 9-го мая 1921 года, он покончил с собой в гостиничном номере в Женеве, оставив записку:
«Слишком стар, чтобы работать и слишком болен, чтобы жить» - таковы были последние написанные им слова.

  Для поэта Дмитрия Мережковского потеря любимого брата, осталась пожизненной душевной травмой, на оставшиеся ему двадцать лет жизни.

Юноша получил образование в Третьей классической гимназии Санкт-Петербурга. Он начал писать стихи в тринадцать лет.

  Первым ценителем его творчества стал отец, который познакомил сына с престарелой княгиней Е.К.Воронцовой, в Алупке, в июле 1879 года.

  В стихах юноши она «…уловила подлинно поэтическое свойство – необыкновенную метафизическую чуткость души» и благословила его на продолжение творчества.

  В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней С.А.Толстой, вдовой поэта А.К.Толстова, привёл сына к Фёдору Достоевскому, в дом на Кузнечном переулке.

  Юный Дмитрий, сам вспоминал позже в «Автобиографической заметке», читал «краснея, бледнея и заикаясь», Фёдор Михайлович слушал « с нетерпеливой досадою»,  и затем произнёс:
«Слабо… слабо… никуда не годится… чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать.

«Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдать!» - поспешил испуганно возразить отец.

  Оценка писателя Достоевского глубоко оскорбило, и раздосадовала юного Дмитрия Мережковского.

  В 1880 году в журнале «Живописное обозрение» состоялся литературный дебют Дмитрия Сергеевича, здесь были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия».

  Однако дебютом в большой литературе считается публикация в журнале «Отечественные записки» три года спустя. Стихотворение «Сакья-Муни» принесло молодому человеку немалую популярность.

   Осенью 1882 года Дмитрий Мережковский побывал на первых выступлениях Семёна Надсона,(26.12.1862-31.01.1887) тогда юнкера Павловского военного училища, и под впечатлением услышанного, написал ему письмо.

Так произошло знакомство двух начинающих поэтов, переросших в крепкую дружбу, скреплённую глубокими, почти родственными чувствами.

  Обоих, как отмечали позже исследователи, связывала некая личная тайна, имевшая отношения к страху перед страданиями и смертью, стремлению к «обретению действительной веры, способной этот страх преодолеть».

  Две смерти – С.Я.Надсона в 1887 году, от чахотки (туберкулёз), и матери два года спустя – явились сильнейшим ударом для Дмитрия Мережковского, он потерял двух самых для себя близких людей.

  На вечере памяти Семёна Надсона, состоявшемся после похорон, Дмитрий Мережковский читает одно из лучших своих стихотворений:

     «Смерть Надсона»

Поэты на Руси не любят долго жить:
Они проносятся мгновенным метеором,
Они торопятся свой факел потушить,
Подавленные тьмой, и рабством, и позором.
Их участь – умирать в отчаянье немом,
Им гибнуть суждено, едва они блеснули,
От злобной клеветы, изменнической пули
          Или в изгнании глухом.

И вот ещё один, - его до боли жалко;
Он страстно жить хотел и умер в двадцать лет.
Как ранняя звезда, как нежная фиалка,
         Угас наш мученик-поэт!
Свободы он молил, живой в гробу метался,
И все мы видели – как будто тень легла
На мрамор бледного, прекрасного чела;
В нём медленный недуг горел и разгорался,
И смерть он призывал - и смерть к нему пришла.
Кто виноват? К чему обманывать друг друга!
Мы, виноваты, мы. Зачем не сберегли
Певца для родины, когда ещё могли
Спасти его от страшного недуга.
Мы все, на торжество пришедшие сюда,
Чтобы почтить талант обычною слезою, -
В те дни, когда он гас, измученный борьбою,
И жаждал знания,  свободы и труда,
И нас на помощь звал с безумною тоскою,
Друзья, поклонники, где были мы тогда?..
Бесцельный шум газет и славы голос вещий, -
Теперь, когда он мёртв, - и поздний лавр певца,
И жалкие цветы могильного венца –
Как это всё полно иронии зловещей!..

Поймите же, друзья, он не услышит нас:
В гробу, в немом гробу он спит теперь глубоко,
И между тем как здесь всё нежит слух и глаз,
И льётся музыка, и блещет яркий газ, -
На тихом кладбище он дремлет одиноко
               В глухой, полночный час…
Уста его навек сомкнулись без ответа…
Страдальческая тень погибшего поэта,
         Прости, прости!..
1887 год.

   В 1888 году Дмитрий Сергеевич окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и встретил и познакомился  на Кавказе, в Боржоме, с начинающей поэтессой Зинаиде Гиппиус, из обрусевшей семьи немецкого дворянства.

  В 1889 году они обвенчались, ему было 23 года, ей 19 лет. Союз Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус – наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры «Серебряного века», протяжённостью в 52 года, в течении которого они, не отлучались друг от друга- ни на один день.

  Оба они отрицали физическую близость в браке, сразу решили, что у них не будет детей, как у ангелов, хоть творческий союз их был очень плодотворен.

  Конец 19-го века молодые супруги провели в путешествиях по Европе – Венеция, Рим, Париж, Греция, Турция.

  Надо сказать – имя Зинаиды Гиппиус (20.11.1869 г. Белёв, ныне Тульская область – 09.09.1945 Париж), остаётся одним из самых известных рубежа 19 и 20 века поэтесс и считается по праву идеологом русского символизма.

  Однако в течение долгих лет имя Зинаиды Гиппиус в нашей стране было одиозным и полузапретным, что объясняется в первую очередь, политическими взглядами поэта, занявшей после Октября непримиримую позицию по отношению к большевизму.

  Оригинальность личности и необычайный склад ума, у Зинаиды Николаевны Гиппиус, отмечали многие современники, её гражданственные стихи покоряют.

  Стихотворение Зинаиды Гиппиус «14 декабря», посвящённое памяти декабристов, вышедших на Сенатскую площадь в 1825 году, подтверждает данную характеристику поэта.

        «14 декабря»

Ужель прошло – и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.

Иду навстречу упованью,
К ступеням зимнего крыльца…
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.

Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.

Минули годы, годы, годы…
А мы всё там, где были вы
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы!

Мы – ваши дети, ваши внуки…
У неоправданных могил,
Мы корчимся все в той же муке,
И с каждым днём всё меньше сил.

И в день декабрьской годовщины
Мы тени милые зовём.
Сойдите в смертные долины,
Дыханьем вашим – оживём.

Мы, слабые, вас не забыли,
Мы восемьдесят страшных лет
Несли, лелеяли, хранили
Ваш ослепительный завет.

И вашими пойдём стопами,
И ваше будем пить вино…
О, если б начатое вами
Свершить, нам было суждено.

1909 год.

   Весной1888 года, у Дмитрия Мережковского, вышел его первый сборник стихотворений и первая поэма. Начал переводить античные трагедии, с греческого и латинского, впоследствии названные «гордостью русской школы художественного перевода».

  В «Вестнике Европы» - в 1890 году был напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида.

  Отдельно вышел прозаический перевод «Дафниса и Хлои» Лонга, 1896 год.

   Тогда же состоялся дебют Дмитрия Мережковского в качестве критика.

  В «Северном вестнике», «Русском обозрении», «Труде» и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдороне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков.

  Часть их вышла в сборнике «Вечные спутники» - 1897 год.
В 1892 году Дмитрий Сергеевич выпустил поэтический сборник «Символы. Песни и поэмы», который дал название новому литературному течению – «символизму».

  В ХХ веке «символизм» становится первым значительным модернистским направлением в России, одновременно с зарождением символизма в России, начинается «Серебряный век» русской литературы.

  Русский символизм заявил о себе в начале ХХ века, с приходом нового поколения, с их интересом к народу и русской песне, к литературным традициям и родному языку.
 
  В 1893 году была издана книга «О причинах упадка современной русской литературы» - крупнейшая из критических работ Дмитрия Мережковского, которая явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление имеющее определённые эстетические и религиозно-философские принципы.

  Дмитрий Сергеевич заявил о себе как о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошёл в число наиболее активных и читаемых символических критиков.

  Из его критико-публицистических работ отдельно вышли: «Толстой и Достоевский» -2 тома, 1901 год, «Гоголь и Чёрт» - 1906 год, «М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества» -1909, 1911 год, «Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов» -1915 год, брошюра «Завет Белинского» -1915 год.

   С начала 1890-х годов Дмитрий Мережковский работал над крупной прозой. Он вошёл в литературу как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого – «романа мысли».

  В научной литературу такой роман называют обычно историософским (то есть, романом не об истории, а о философии истории).

  В 1895 году в «Северном вестнике» был опубликован роман «Отверженные», ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии «Христос и Антихрист» - роман «Смерть богов. Юлиан Отступник».

  Вторая часть трилогии – роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» -вышла в 1901 году, третья – «Антихрист. Пётр и Алексей» -в 1905 году.

   В начале 1900-х годов Дмитрий Сергеевич активно участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, одним из организаторов он был, и связанного с ним журнала «Новый путь».

В 1906-1914 годах Дмитрий  Мережковский и Зинаида Гиппиус жили в Париже, иногда приезжая в Россию.

  В этот период писатель работал над своей исторической трилогией «Царство Зверя», в которую вошли пьесы «Павел I» -1908 год, романы «Александр I»- 1911-1913 год и роман «14 декабря» -1918 год.

  В 1911 году вышла его «Собрание стихов», написанных за прошедшие годы.

  В 1917 году Мережковские враждебно встретили Октябрьскую революцию, в конце декабря 1919 года  через Минск и Гомель, нелегально эмигрировали в Варшаву, с ноября 1920 года, до конца своих дней жили в Париже.

  Во Франции, из регулярных воскресных собраний русской эмиграции в доме супругов Мережковских возникло литературно-философское общество «Зелёная лампа» (1927-1939) – один из центров интеллектуальной жизни русского Парижа.

  Завсегдаями общества были: И.Бунин,Н.Бердяев, Г.Иванов, Вс.Ходасевич,А.Адамович, В Злобин, М. Алданов, Мать Мария (Е.Кузьмина-Караваева), А.Ремизов.

  В 1928 году король Югославии Александр I наградил писателя орденом Святого Саввы, за заслуги на литературном поприще.

  В эмиграции Дмитрий Сергеевич создавал произведения в жанре религиозно-философского трактата – «Тайна трёх. Египет и Вавилон» -1923 год, «Тайна Запада. Атлантида-Европа» -1930 год, «Иисус Неизвестный»-1934 год и примыкающие к ним биографические эссе- «Наполеон» 1929 год, «Данте»-1939 год.

  В 1938 году, Дмитрий Мережковский опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Святой Франциск Ассизский»,  «Жанна д*Арк и Третье Царство Духа».

  Осенью 1938 года, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию и захватила Судеты, а потом и Чехословакию, супруги Мережковские выступили с категоричным осуждением «Мюнхенского сговора».

  Однако, в 1939 году Дмитрий Мережковский выступил по радио с приветственной речью Гитлеру. Эту акцию, втайне от Зинаиды Гиппиус, организовал поэт и критик Владимир Злобин.

  В своей речи Дмитрий Мережковский сравнил Гитлера с Жанной д*Арк, считал, что он должен спасти мир от власти дьявола.

  Зинаида Гиппиус, узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана – первой её реакцией стали слова: «Это конец».

 Она не ошиблась.

  Знакомые подвергли их остракизму, «сотрудничество» с Гитлером (заключавшегося лишь в одной этой радиоречи), Дмитрию Мережковскому не простили.

  Дмитрий Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут бойкоту.

  Вести о зверствах гитлеровских войск в России заставили Дмитрия Мережковского усомниться в своём выборе, незадолго до смерти он осуждал Гитлера.

  В 1940 году писатель работал над циклами «Испанские мистики» и «Реформаторы». Он собирал материал для книги о немецком поэте и мыслителе Иоганне Вольфганге Гёте, читал лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале.

  За свою творческую жизнь, Дмитрий Сергеевич издал множество книг, в числе которых романы, критические и публицистические статьи, драматические сценарии, философские и религиозные произведения, стихи.

  Дмитрий Мережковский, каждый день, несмотря на обстоятельства, проводил за письменным столом, более четырёх часов, и благодаря своей работоспособности, после него осталось такое большое литературное наследство.

  До Октябрьской революции, Дмитрий Мережковский был одним из самых издаваемых писателей России.

  Его вклад в мировую литературу поистине не оценим.

    С 1914 года Дмитрий Мережковский был десять раз номинирован на Нобелевскую премию, но ни разу ею не был удостоен.

  Основатель символизма Дмитрий Мережковский умер 7-го декабря 1941 года, от кровоизлияния в мозг, прожив 76 лет.

  Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, близ Парижа, через четыре года, там нашла успокоения и Зинаида Гиппиус.

  На похоронах присутствовали лишь несколько человек, а могильный памятник был поставлен на подаяние французских издателей, его произведений.

  По мнению многочисленным свидетельствам, Зинаида Гиппиус тяжело переживала смерть Дмитрия Мережковского. «Я умерла, остаётся умереть только телу» - призналась она в декабре 1941 года.

  По её словам, Дмитрий Сергеевич всегда был внутренне скрытным и одиноким человеком, даже для неё, образно говоря, он был застёгнут на все пуговицы.

  Последним произведением Зинаиды Гиппиус стала неоконченная книга «Дмитрий Мережковский», изданная в Париже, в 1951 году, спустя 6-ть лет, после ухода выдающейся поэтессы ХХ века из жизни.

   Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа – на данном погосте, в 30 км. от Парижа, покоятся свыше 15 тысяч русских людей, цвет нации: великие князья, полководцы, казаки, писатели, артисты, духовенство, художники.

  Здесь похоронены: генерал А, Купетов, И.Бунин, А.Галич, Андрей Тарковский, Виктор Некрасов (автор повести «В окопах Сталинграда», Рудольф Нуриев, выдающаяся поэтесса русского символизма Зинаида Гиппиус, единственный поэт Донского казачества, в Гражданскую войну- Николай Туроверов, художник Константин Коровин и много других известных имён.

  Кладбищу Сент-Женевьев-де-Буа –поэт  сайта «Стихи ру» -Алексей Червяков посвятил такие строки:

     «Сент-Женевьев-де-Буа»

И водки не хватит. И чёрного хлеба.
Глазам – не укрыться от слёз.
Им так не хватало и нашего неба
И шелеста наших берёз.

Французские ангелы русских встречали.
Ведь шалью, упавшею с плеч,
Россия, которую МЫ потеряли,
Сюда, соизволила лечь…

  Как бы это странно не звучало, но стихи считаются самой слабой стороной деятельности Дмитрия Мережковского. При представлении на Нобелевскую премию, в течение 10-лет:1914, 1915, 1930-1937 год, его поэзия к награде не рассматривалась, только проза.

  В 1933 году первую в России  Нобелевскую премию получил другой выдающийся русский писатель Иван Бунин 22.10.1870.Воронеж – 08.11.1953. Париж, за строгое мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы.

  После Ивана Бунина, в последующие годы, Нобелевскую премию по литературе, получили ещё четыре писателя в России:

 -Б.Л.Пастернак -1958 год.
 -М.А.Шолохов -1965 год.
 -А.И.Солженицын -1970 год.
 -И.А.Бродский -1987 год.

  Надо сказать, в 2015 году, первую после 1987 года, Нобелевскую премию по литературе, получила русскоязычная писательница Светлана Александровна Алексиевич (31.05.1948 год, город Станислав до 1962 года, ныне Ивано-Франковск) и стала первой в истории независимой Белоруссии лауреатом престижной премии по литературе.

 Денежный приз премии, на момент присуждения – 953 тысячи долларов.

У Светланы Алексеевны Алексиевич: отец – белорус, мать –украинка.

  Формулировка к премии С.А.Алексиевич: «За её многоголосое творчество – памятник страданию и мужеству в наше время».
Была членом СП СССР с 1983 года.

   С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. С 2013 года снова живёт в Белоруссии, в Минске.

  Её произведения: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд».

  Надо сказать, все немногие стихи Дмитрия Мережковского, наполнены большой грустью и тоской, без позитива, что характерно для всего его творчества.

 Основными мотивами стихотворений Дмитрия Мережковского была безысходность одиночества в жизни каждого, а также большая обманчивость человеческих чувств.

Стихи Дмитрия Мережковского – это исповедь глубоко одинокого и романтического человека.

Стихи стали одним из главных способов раскрытия души замкнутого поэта, для его окружения, поэтому они так ценны.

Из поэтического наследия Дмитрия Мережковского.

        «Счастья нет»

Под куполом бесстрастно молчаливым
Святых небес, где всё лазурь и свет,
Нам кажется, что можно быть счастливым,
                А счастья нет.

Мы каждое мгновенье умираем,
Но всё звучит таинственный обет,
И до конца мы верим и желаем,
                А счастья нет.

И в ужасе, ив холоде могилы
Нас манит жизнь и солнца милый свет,
Их разлюбить, мы не имеем силы,
                А счастья нет.

Свою печаль боимся мы измерить.
С предчувствием неотвратимых бед,
Мы не хотим и не должны мы верить
                Что счастья нет!
1893 год.

     ***

Так  жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется – я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне всё одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, -
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.

       «Мать»

С ещё с бессильными крылами
Я видел птенчика во ржи,
Меж голубыми васильками,
У непротоптанной межи.
Над ним и надо мной витала,
Боялась мать – не за себя,
И от него не улетала,
Тоскуя, плача и любя.
Пред этим маленьким твореньем
Я понял благость Высших Сил,
И в сердце, с тихим умиленьем,
Тебя, Любовь, благословил.

       «Поэт»

Сладок мне венец забвенья тёмный.
Посреди ликующих глупцов
Я иду, отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.

Но душа не хочет примиренья
И не знает, что такое страх.
К людям в ней – великое презренье,
И любовь, любовь в моих очах.

Я люблю безумную свободу:
Выше храмов, тюрем и дворцов,
Мчится дух мой к дольному восходу,
В царство ветра, солнца и орлов.

А внизу меж тем, как призрак тёмный,
Посреди ликующих глупцов
Я иду, отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.
1894 год.

     ***

Доброе, злое, ничтожное, славное, -
Может быть, это всё пустяки,
А самое главное, самое главное
То, что страшней даже смертной тоски, -
Грубость духа, грубость материи,
Грубость жизни, любви – всего;
Грубость зверихи родной, Эсэсэрии, -
Грубость, дикость, - и в них торжество.
Может быть, всё разрешится, развяжется?
Господи, воли не знаю Твоей,
Где же судить мне? А всё-таки кажется,
Можно бы мир создать понежней.


     "Ювенал о Древнем Риме"

Наше сердце огрубело,
И, к свободе не привык,
А кощунствует он смело,
Лживый, рабский наш язык!

Мы смиренны, - Бог свидетель!
Скучен подвиг, скучен грех...
Трусость - наша добродетель,
Наша мудрость - жалкий смех.

Но, смеясь над целым миром,
Только сильных мира чтим,
Перед мерзостным кумиром
На коленях мы стоим.

Мы - послушны, мы - незлобны,
Что же нет награды нам?
Наши праздники подобны
Погребальным торжествам.

Не хотим или не смеем?
Почему так скучно жить?
Или, мёртвые, умеем
Только мёртвых хоронить.

Кто был счастлив, кто был молод?
Где веселье? Где любовь?
Вечный мрак и вечный холод...
Влага Лета - наша кровь!..

Братьев гибнущих не видим,
Сами гибнем без борьбы,
Мы друг друга ненавидим
И боимся, как рабы.

Пред таким позорным веком
И среди таких людей -
Стыдно быть мне человеком,
Сыном родины моей!

25июня 1893 года.

N.B.

  На этом сайте, у меня есть эссе, повествование: «Имя на поэтической поверке. Зинаида Гиппиус», - где подробно и убедительно, рассказано о творческом пути выдающейся поэтессы и показаны некоторые её гражданственные, яркие стихотворения, превосходящие, далеко, по художественным критериям, стихи мужа – Дмитрия Мережковского.