Цветущая ветка миндаля в стакане. Ван Гог

Светлана Леснова
И в натюрморте видится пейзаж,-
Как в капельке воды мир отраженный,-
Сияющий цветения   мираж,
Художеством весны преображенный.

Во блеске утра ветка миндаля
Проснулась, нежно-розовы бутоны.
На горизонте алая заря
Взрезает предрассветный сумрак ровный.

И голубые тени пролегли
Вослед дорожке, вытканной лучами,
По зелени разбуженной земли,-
О солнечной Японии мечтами.

Миниатюрна ветка миндаля
В стакане, словно деревцем-бонсаем,
В сады Весны  из комнаты маня,
Затворничеству вызов свой бросает!


Цветущая ветка миндаля в стакане 1888г. Винсент Ван Гог.

Арль был для Ван Гога Японией.


Весна 2020г. во время коронакарантина...

* * *
Штрихи пейзажа:
Ровные поля Хоккайдо
Или весна Прованса-
В лучах рассвета
Ветка миндаля.

Тамара Лагунова   19.06.2022 11:09   


Японское искусство европейцы открыли для себя в середине 1850-х. В Париже оно сразу же приобрело огромную популярность — не было художника, который бы не собирал японские гравюры. Ван Гог начал собирать гравюры Утамаро, Хиросигэ и Хокусая еще в Антверпене, где недолго проучился в Академии художеств, а приехав в 1886 году в Париж к брату Тео, продолжал пополнять коллекцию.
У японцев он научился изображению плоского пространства, динамике композиции, работе с большими фрагментами чистого цвета, обведенного четкой линией, вниманию к обыденным вещам и той особой атмосфере праздника, которой буквально дышали работы японцев.
Когда Винсент уехал в Арль в 1888 году, он оставил свою японскую коллекцию у брата: она ему была больше не нужна, он уже сам стал почти японцем. Ту же натуру, цвета и атмо­сферу, что у Утамаро и Хиросигэ, он надеялся найти в южной природе Прованса. И одна из последних картин Винсента была «японской» — «Цветущий миндаль» 1890 ­года.