Конкурс. Хорошие рифмы - Предударная

Маллар Ме
 Здравствуйте, все, не ищущие лёгких путей, но красоту поэзии предпочитающие!

Продолжаем поэтическое плавание в поисках ХОРОШИХ РИФМ.

Из гавани под названием "ГЛУБОКАЯ" мы отправляемся дальше на примыкающий к ней мыс и причал под названием:

             ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА

Приглашаем всех, кому с нами по пути! Кто не боится кратковременных порывов ветра и даже штормов! Штиль не всегда гарантируется, зато какой вид приобретают наши собственные строки! Итак, все - на борт! Отправляемся дальше!

Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы (окончания) слов могут не играть рифмообразующей роли.

ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма) - наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучнее рифма!

Примеры:  ПРИСЯга – ПРИСЯду, ПРОЛЕТАрий – ПРОЛЕТАли, КОРОбится — КОРОвушка, ГОЛОву — ГОЛОму...

Самое важное — зарифмовать ударный слог; то, что после него, нуждается в рифме гораздо меньше. Одной из разновидностей такой рифмы является, к примеру, корневая — когда ударным и, соответственно, рифмующимся является корень слова.
Наиболее грамотной из подобных рифм — и наиболее красивой — является как раз рассматриваемая нами в этом конкурсе ПРЕДУДАРНАЯ рифма.

В поисках счастья, работы, грАЖДАнства
странный обычай в России воЗНИк:
детям у нас надоело рОЖДАться,-
верят, что мы проживем и беЗ НИх. (Р. Рождественский)

 При таком виде рифмы окончания слов не играют особо важной роли, но есть одно исключение.

Свистящая требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и  порой доударные. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Поэтому, требуется внимательное к ним отношение. К примеру,

                Или, бунт на борту обнаружив,
                Из-за пояса рвёт пистолет
                Так, что сыплется золото с кружев,
                С розоватых брабантских манжет. (Н.Гумилёв)

    Здесь в 1-3 строках рифма просто гениальна: деепричастие против существительного, причём они подобны, как братья-близнецы. И хотя ударный слог «ру», буква «ж» подчёркнута очень заметно. Во 2-4 строках наблюдается обратная картина. Неплохая, в общем, рифма (необыкновенно эффектная с точки зрения содержания) несколько подпорчена плохой сочетаемостью букв «л» и «ж». Впрочем, у Гумилёва частенько шикарные технические рифмы переплетаются с более слабыми, но более содержательными.

    Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Примеры:

                Что же мне делать, певцу и первенцу,
                В мире, где наичернейший — сер!
                Где вдохновенье хранят, как в термосе!
                С этой безмерностью в мире мер?! (М.Цветаева)

    В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть — «пер - тер». Вот лучший пример:

                Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия,
                Постаревший король в ожиданье последней процессии…
                А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика:
                Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами...

    Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова.

    Ещё один момент. К гласным предъявляются даже более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными (то есть «а — я» — это не очень хороший вариант). И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней — мягкий. Мягкий — всегда с мягким, твёрдый — с твёрдым.

                Бьётся она искромётной мятущейся ночью,
                Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью.
                Хочет покинуть смешной электронный приборчик,
                Хочет разлиться по белой больничной палате.

    Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И — заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна. Настоятельно рекомендуется пользоваться таким свойством шипящих, свистящих и мягкого знака (то есть мы обращаем на них внимание, не концентрируясь на нечёткости других рифм).

Первые предударные рифмы можно встретить как в древнерусском фольклоре, так и в художественной литературе начиная с 17 века.

Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату без мастера
не утешыти детяти без матери...
 ("Повесть о Горе-злочастии", 17 век)
________________________________

Итак, задание для нашего  конкурса ХОРОШИХ РИФМ «ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА»:

Написать стихотворение с использованием в каждой строфе ПРЕДУДАРНОЙ рифмы. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм. Обращаем внимание на количество совпадающих звуков и слогов перед ударной гласной (чем больше - тем лучше) и на наличие шипящих и свистящих звуков, а также на одинаковую мягкость согласных после ударной. Совпадение по остальным признакам в послеударных звуках в ПРЕДУДАРНОЙ РИФМЕ нежелательно.
И ещё, помните, что рифмовать предпочтительнее разные части речи.

   Внимание! С этого конкурса к рифмам не будут предъявляться жёсткие требования!
Авторам предоставляется полная свобода по их разумению. Но ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию.

Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!

Тема, размер и схема рифмовки - ЛЮБЫЕ!
Объём от 8 до 28 строк (+ 2 строки)

 Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте именно рассматриваемых ПРЕДУДАРНЫХ РИФМ,  а не каких-то иных.И ещё, не забываем, что главное - это поэзия, где рифмы уместны и красиво звучат.
При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):

 1) Отсутствие  ритмических сбоев внутри текста, интонационных неровностей, а также соблюдение поэтической формы, что влияет на гармонию и восприятие произведения.
2) Выбор оригинальных рифм. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающие рифму
4)Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5)Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм – мужских, женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, а может быть, большее  значение имеет напевность, согласно контексту.
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования  вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем

ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 5 июня 2020 года или до набора 20 стихов!

Затем будет объявлено голосование.

Призовой фонд:

за 1 место – 500 с\б
за 2 место – 400 с\б
за 3 место – 300 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов)

Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!

Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.

Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.