Культурная жизнь кипит. 74. 2020

Единомышьленники
Привет всем авторам площадки. С вами Злобный Мышалет.

В этой рубрике «Культурная жизнь кипит» мы рассказываем о достижениях наших авторов. О выпущенных книгах, публикациях, участии в творческих вечерах, встречах с читателями. Иногда выпускаем интервью с авторами.
***********
Сегодня мы расскажем о достижении ИРИНЫ СОЛЯНОЙ.

Её рассказ "Секрет мастера" вошел в длинный список премии "Русский Гофман" - 2020.
В настоящее время объявлен короткий список, но Ирины в нем нет. Тем не менее, для начинающего прозаика  это уже не плохо.

Рассказ нигде не опубликован, я дам только его начало тут, а кто захочет прочесть - кину в почту файлик. Пишите Мышалету myschalyot@yandex.ru

***
Секрет мастера

«Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной. Он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством», – гид цитировала эпитафию, выбитую на утраченной в настоящие дни могиле великого художника средневековья. – А знаете ли вы, чем вошел в историю Иоанн Ван Эйк?»
Дежурный вопрос был риторическим, но в каждой группе русских туристов находился хотя бы один, отвечавший на него: «Конечно же, всем  известно, что Иоанн Ван Эйк был первым нарисовавшим протрет Вэ Вэ Путина!». И в этот раз не обошлось без банальной шутки.
Гид Лондонской  национальной галереи со вздохом подождала, когда смешки в группе утихнут, и сообщила, что вовсе не этим знаменит Мастер Ян, а тем, что благодаря ему мы наслаждаемся искусством живописи маслом. Именно он экспериментальным путем нашел уникальный состав масел, который не подвержен старению, выгоранию, краска не крошится и не отслаивается, а уж за ним и все другие европейские мастера стали писать маслом. Мастер Ян был не только живописцем, но и в какой-то мере ученым, что было несвойственно людям эпохи Средневековья…
***

Мастер Ян любит начинать работу на рассвете. Он открывает окно, впуская в спальню ночной, еще не прогретый влажный воздух Брюгге, умывается и энергично растирает плечи и ладони. Его узкие и гибкие пальцы уже  тронуты подагрой, некоторые  суставы утолщены и сплющены. Но Мастер Ян надеется, что впереди у него еще много лет долгой и упорной работы, и о болезни старается не думать.
На маленьком топчане в углу спальни спит Эрнст. Он ленив, из этого худосочного юноши и вряд ли выйдет толк. Такой же неблагодарный, как и вся современная молодежь!  Мастер Ян неодобрительно смотрит в его сторону и закрывает окно: тугая защелка не поддается сразу и от грохота створки мальчишка просыпается, спросонья тряся вихрастой головой
«Живопись, мой мальчик, это работа. Тяжкий и неблагодарный труд, – говорит мастер ученику и подмастерью Эрнсту, – ты видишь только внешнюю сторону: восхищение заказчика и его звонкую монету. Но вовсе не этим измеряется талант. Сколько безвестных мастеров погибли, так и не услышав доброго слова о своих картинах? В лучшем случае их портреты пылятся в безвкусных домах купцов, в худшем – в лавчонках, где толстухи-прислужницы бьют на них тряпками мух».
Эрнст хихикает, получая неизменный грозный взгляд Мастера Яна. День начат.
Эрнст растирает краски на стекле. Мастер Ян приучает его работать с прозрачной плоскостью, на которой отчетливо видны уместность, достаточность, консистенция краски.
Мастер Ян не любит чистое льняное масло, ведь оно тускнеет без солнечного света. А где гарантия, что картина будет висеть в высокой башне, где свет стрельчатых окон пронизывает пространство, не оставляя шансов ни паутине, ни пылинкам, пляшущим в лучах, ни плохой мазне  современных ремесленников от живописи? Что, если портрет повесят в темной и душной гостиной, освещаемой лишь скупыми свечами да чадящим камином? Эрнст смешивает льняное и маковое масло в пропорции, определенной Ван Эйком.
 – Учись работать так, чтобы тобой гордились твои правнуки. Прежний век темперы уходит, –  провозглашает Мастер Ян и отвергает робкие возражения Эрнста о том, что темпера свежа и ярка, а маслом можно лишь добавить лессировки. – Кто здесь мастер?  Ты, ничтожный сверчок-стрекотун,  или я, прославленный придворный художник Ван Эйк?
.............