Стихотворные формы. Акцентный, александрийский, ал

Николай Александрович Жданович
В каждом стихе содержанье своё,
А Форма есть облик, строенье его.
Содержанье – о чём говорится в стихах,
А форма – стихи излагаются как.
Они суть основа единства стиха,
Так было, так есть и так будет всегда.

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ.

Акцентный – стих ударных слов
В тоническом стихосложении.
Отличен от других стихов
Числом слогов без ударений.
И стихотворный в нём размер свободный,
И стопы строк в нём произвольны.
В нём есть число ударных слов в строке,
Что повторяется во всём стихе.
Ещё в нём рифма наблюдается –

За безударных отдувается.
А безударными кишат стихи,
В строке их от нуля вплоть до семи.
Слог безударный в ней, знать, не в честИ.
Слов длинных может много для строки?
И рифмой обустроены они?

А может мода на акцент пришла(?) –
Двадцатый век… мятежная душа…

Акцентный стих в поэзии народной
Был широко распространен,
И к лит. поэзии пригодный
В двадцатый век был устремлён.

У Блока он нашел поддержку,
Понравился М. Кузмину.
К другим поэтам шёл без спешки,
Особенно к В. Маяковскому.

С ним он пришёл к развитию,
С ним он дошёл до наших дней.
В основе РЭПа его видим мы,
Здесь он во всей красе своей.

По формуле акцентного стиха:
_'0/7_'0/7…

Мы просчитаем, не спеша,
На нескольких примерах
Стихов метрические схемы:
От Маяковского примеры,
Его стихов метрические схемы:

«ГражданИн фининспЕктор!
ПростИте за беспокОйство!
СпасИбо…
                не тревОжьтесь…
                Я постоЮ…
у менЯ к вам
                дЕло
                деликАтного свОйства:
о мЕсте
               поЭта
                в рабОчем строЮ»
(В.В Маяковский «Разговор
с фининспектором о поэзии», 1926 г)

Схема:
2_'2_'2_'4_'1
1_'3_'1_'2_'
2_'1_'3_'2_'1
1_'2_'2_'2_'

1. «Юноше,
                обдУмывающему
                житьЁ,
2. решАющему –
                сдЕлать бы жИзнь с кого,
3. скажУ
                не задУмываясь:
                - ДЕлай ее
4.     с товАрища
                ДзержИнского»
(из поэмы «Хорошо!»)
Схема:
0_'3_'6_'
1_'3_'2_'2
1_'2_'3_'3
1_'3_'2

1. «Армия пролетАриев, встАнь стройнА!
2. Да здрАвствует револЮция, рАдостная и скОрая!
3. Это – едИнственная велИкая войнА
4. Из всЕх, какИе знАла истОрия»
Схема:
_'4_'2_'1_'
1_'4_'2_'4_'2
_'2_'4_'3_'
1_'1_'1_'2_'2
(из поэмы «Владимир Ильич Ленин»)

А вот и один из типичных примеров
Современных акцентных стихов – РЭП(ов):

«Кто вЫше – поЭт
Или тЕхник,
КотОрый
ВедЁт людЕй к вещЕственной вЫгоде?
Оба.
СердцА – такИе же мотОры
ДушА – такОй же хИтрый двИгатель»
(В. Маяковский)

***

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ.

Названье стиха от поэмы французской
Во славу Ал. Македонского,
Нашло отраженье в поэзии русской
С участием Тредиаковского.

С тех пор шестистопного ямба строка
С цезУрой, разделом на три стопы, –
Основа Александрийского стиха,
В котором мужские клаузлы
В ответе за рифму и паузы.

Стих шестистопного ямба,
А, значит, двенадцать слогов,
Размера французского явно
С цезУрой в средине стихов:
И ударенья стоят в нём исправно,
Что на шестом и последнем слогах.
Да и с рифмовкой, похоже, что пАрной, –
Всё как в двустишных французских стихах.

Только двустишья стоят не отдельно.
Эти двустишья не спутать с строфой –
Движутся тесно в стихотворении,
В смежной рифмовке между собой.

Французский стих с «Александрии»,
В силлабо-тонике в России,
Похерил единую клаузул стать,
И чисто мужских уже не видать.
Двустишья идут с чередованьем
Мужских и женских окончаний,
А, значит, клаузул на «М» - мужских,
А так же клаузул «Ж» - женских:
(ммжжмм… или жжммжж…)

«НадмЕнный врЕменщИк, || и пОдлый И ковАрный,     (м II ж)
МонАрха хИтрый льстЕц  || и дрУг неблАгодАрный,       (м II ж)
НеИстовЫй тиран || роднОй странЫ своЕй,                (м II м)
ВзнесЁнный в вАжный сАн || пронЫрствами злодЕй!» (м II м)
(К.Ф. Рылеев, «К временщику», 1820)

С тем, чтобы легче войти в тему,
Всмотрись в метрическую схему:
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'U (ж)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'U (ж)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'  (м)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'  (м)

А клаузулы пред цезУрой
Мужские все своей фигурой;
Все в удареньях главные,
И все двусложноямбные;
Метрически звучат всегда
Под ритм та-тА, та-тА, та-тА.
И снова вознеслись мы в облака
Александрийско-русского стиха:

«Вблизи семи холмОв, / где так невыразИмо   (ж)
Воздушен на  зарЕ / вечерний очерк РИма       (ж)
И светел АпеннИн /белеющих тумАн,               (м)
У сонного ПетрА / почиет ВатикАн.                (м)
(А.А. Фет, «Даки», 1856)

Привычный Пушкину размер стиха
Подвергся им новаторству слегка:
Он в полустишья первые пред паузой
Ввёл дактилические клаузулы.

«Был некто А'нджело, / муж опытный, не новый 
В искусстве влАствовать, / обычаем суровый,      
БледнЕющий в трудах,/ ученье и посте,               
За нравы стрОгие / прославленный везде <…>»   
(поэма «Анджело»)

***

АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ.

Стих этот древнегерманской природы,
Одна из древнейших  стиха формаций,
Встречается в творчестве разных народов
От европейских до азиатских.
Немцы и шведы, казах и киргиз
Часто используют с древних времен
Как свой Аллитерационный стих,

Рождённый из эпоса их племён.
Как категория акцентного стиха,
Имеет формы, от него отличные:
В нём звуковой повтор обязан быть всегда
В местах определённых стихов различных;
В нём произвольное количество слогов
От ударения до ударения;
Начальные буквы иль слоги стихов
Аллитерируются в стихотвореньи:
 
«Засушливых сорок дней
Зловещим грозят Гильде!
Завтра начинается зной.
Запасся ли ты водой?
Золото батырской узды
Заменить не может воды.
Заклинаю тебя, постой,
Забывать нельзя о Гильде»
(Киргизский эпос «Манас», пер, А. Тарловского)

Целенаправленное применение
Согласных, гласных звуков в строках стихов,
И их намеренное повторение,
Тем самым к ним вниманья привлечение,
И выразительности усиление
Как целого стиха, так и отдельных слов.

Приводим Ломоносова творенье, где
В спец. Аллит.стихе преобладал звук «Г»:

«Бугристы берега, благоприятны влаги,
О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,
О, грады, где торги, где мозго-круглы браги…»
(«О сомнительном произношении буквы
«г» в Российском языке»)

И А. Пушкина стихи
Аллитерацией полны –
Созвучных комбинаций в них
И гласных и согласных.

«Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь»

***

«Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Кто к торгу страстному приступит?
Свою любовь я продаю…»

***

«Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…»

***

«Пора, перо покоя просит…»

***

В стихах символистов аллитерации
Бывают и вычурны, и назойливы.
Фривольны бывают и комбинации
В повторах согласных по интонации,
Что в строках слишком уж прожорливы,
А для стиха достойны, не достойны ли?

Приводим два стихотворенья
Бальмонта – «Влага», «Чёлн томленья»:

«С лодки скользнуло весло,
Ласково млеет прохлада.
«Милый! Мой милый!» – Светло,
Сладко от беглого взгляда.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
«Милый! Мой милый! Люблю» – 
Полночь глядит с небосклона»

Мы видим бешеный напор
Аллитерированных «Л»,
Но ждёт нас дерзкий перебор
Со сменой звуков, – беспредел!

«Вечер. Взморье. Вздохни ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн…
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог…»

Душевный, добрый Северянин
В содеянном навзрыд печален –
Аллитерационный стих, подчас,
Он начинает с Ассонанс:

«Элегантная коляска в электрическом биенье
Эластично шелестела по шоссейному песку»

Но есть ещё стиха призвание
В приёмах звукоподражания –
Согласных звуков повторение
Для созданья впечатления
Об образе, предмете иль явлении:
«Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный»
(Б.Л. Пастернак «Золотая осень»)
Как будто шуршанье сухой листвы…
———
«Пора, пора! Рога трубят!»
(А.С. Пушкин «Граф Нулин»)

А здесь ощущается звук трубы.
———

«Вверху рычат германские моторы:
-Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода  в грробы,
Мы – смерть… тебя уже не будет скорро»
(В. Инбер «Пулковский меридиан»)

Самолётов рычанье слышишь ты.
———

«Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток…»
(П. Антокольский «О парне из гитлеровской дивизии»)

Тут поезд идёт, стучит в две стопы.
———

«Снег идёт, / густой-густой, /
В ногу с ним, / стопами теми, /
В том же темпе, / с ленью той /
Или с той же / быстротой, /
Может быть, проходит время?»
(Б. Л. Пастернак «Снег идёт»)

Иль маятника тиканье, вдруг, вспомним мы,
А может так стучат старинные часы?
———

Аллитерационный стих – весь в ритмах,
Он и в повторах звуковых и в рифмах:

«Лет до ста
              расти
                нам без старости.
Год от года
             расти
                нашей бодрости.
Славьте,
              молот и стих,
 
                землю молодости»
(В.В. Маяковский);
———

«И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то…»
(М.А. Светлов);
———

«На диване
Надю Ваня»
(Н.И. Глазков);
———
 

«Папины дочки
Щёткины почки»
(Я.А. Конюшков);
———

«Сидеть ли дома скуку пить
Или пойти треску купить?»
(В.В. Супруненко);
———

 «Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала»
(К.И. Чуковский)

Продолжение следует ...