Конкурс Алфавит - Аллегория

Маллар Ме
        Дорогие друзья и все, желающие развивать своё творчество!

 В русском языке есть средства, которые отвечают за художественное выражение.
 Одно из них – это аллегория.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. — иносказание) — выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Отличием АЛЛЕГОРИЯ от родственных форм образного выражения (тропов (см.)) является наличие в ней конкретной символики, подлежащей отвлеченному истолкованию.

АЛЛЕГОРИЯ берет свое начало в мифологии, затем находит своё место в народном творчестве и отражается в искусстве запечатления образов.  Например, символом справедливости является Фемида.
Определение АЛЛЕГОРИИ включает в себя понятие, которое что-то неопределённое называет РЕАЛЬНЫМ предметом.
Аллегория является иносказанием, когда о понятии и предмете не говорится прямо, а используются другие явления. То есть автор, как бы намекает читателю, что он имеет в виду. Делает он это очень тонко и филигранно, выбирая образы со смыслом.

                Что может выражать АЛЛЕГОРИЯ?

1. Чаще всего с помощью аллегорий описываются общечеловеческие ценности:

• добро,
• зло,
• справедливость,
• мужество.
Если писатель говорит о надежде, то может использовать образ якоря. Понятие свободы – это разорванные оковы. А белый голубь – это общепринятый символ мира. Сновидение – это царство Морфея и так далее. Все в мире знакомы с символом медицины, где змея обвивает чашу.

2. Описание человеческих качеств, подлежащих критике:

Если внимательно проанализировать народное творчество, то можно заметить, что животные символизируют качества человека. Например, лиса ассоциируется с хитростью, заяц с трусостью, баран с упёртостью, волк с агрессией. Иван Крылов в своих баснях с помощью такого приема обращал внимание на недостатки некоторых людей. Для этого он использовал образы зверей.
 В отличие от гротеска аллегория и символ не деформируют реального облика действительности (если, конечно, не принимать в расчет анималистическую аллегорию басни).

3. Двуплановые изображения того, о чём хотят сказать.

Так как АЛЛЕГОРИЮ относят к разряду условных форм, то описываемое автором можно представить как двуплановое изображение, предлагающее переход  в иное измерение смысла.
Как же прочитать этот иной смысл?
Аллегория достаточно ясно и прямо намекает на второй широкий план изображения. Намекает словесно: второе измерение ее смысла подсказано читателю либо в форме басенной сентенции, либо в форме расшифровывающего названия («Телега жизни» Пушкина), либо непосредственно в тексте («Ключ юности, ключ быстрый и мятежный», «И третий ключ — холодный ключ забвенья»— у Пушкина).

4. Скрытые за аллегорией глубокие идеи

 - многослойными являются басни Крылова. Под ежеминутным, актуальным смыслом скрываются общечеловеческие глубокие идеи, которые выражает аллегория. Пример - басня "Волк и Ягненок", изображающая отношения между народом и властью, современные автору, - это взаимодействие между подчиненными и всесильными. В это же время имеются в виду также взаимоотношения между слабым и сильным в любой сфере нашей жизни. Часто, к сожалению, бесчестный человек, повстречав на своем пути более слабого, пытается ему доказать свою власть и силу, всячески издеваясь над ни в чем не повинным существом.

        Как использовать аллегорию так, чтобы читатель понял, о чём речь?

Степень настойчивости аллегорического намека различна. Наиболее неуклонно и последовательно переводит мысль во второй план изображения басенная аллегория, прибегающая к сентенции. В докрыловской басне она закреплена за авторским словом и появляется, как правило, в финале.

 - афоризм (применял Крылов в начале и в заключении. К примеру: «У сильного всегда бессильный виноват» и т. п.)

 - накопление деталей в композиции
Примером этому: Аллегория в “Дороге жизни” Баратынского
Лирическая миниатюра Баратынского буквально от строки к строке накапливает в своей композиции детали, указывающие на второй аллегорический план изображения: «дорога жизни», «судьба благая», «годы почтовые», «путевые прогоны жизни». Таким образом, Баратынским набрасывается мимолетно образ этапов, стадий человеческого бытия.
Все это метафоры, в которых сопряжение двух планов столь явно, что мы ни на миг не теряем ощущения, насколько несамостоятелен здесь первый «дорожный» слой образа. Только строка «с корчмы довозят до корчмы» выпадает из метафорического контекста. Впрочем, и то лишь отчасти.

- широкий композиционный разворот.
Пример этому: Аллегория в “Телеге жизни” Пушкина
По сравнению с «Дорогой жизни» Баратынского в пушкинской «Телеге жизни» широко развернут предметно-сюжетный слой изображения. Все стихотворение воспринимается как аллегория трех возрастов человеческой жизни: юности, зрелости и старости.

 - острая смысловая неожиданность.
Аллегория в стихотворении “Трактир жизни” Анненского
Иногда аллегорический намек возникает в произведении как острая смысловая неожиданность. Пока мы не наткнулись на нее, мы склонны воспринимать изображенное в жизнеподобном, а не в условном ключе. Таково стихотворение Иннокентия Анненского «Трактир жизни».   Последнее слово этого стихотворения «гробовщик» резко смещает смысловые соотношения всех деталей.

                Отличие метафоры от аллегории:

В метафоре отсутствует тот логический акт перетолкования, к-рый неотъемлем в АЛЛЕГОРИИ.
Метафора основывается на сравнении, а  АЛЛЕГОРИЯ представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее, понятный всем. Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а АЛЛЕГОРИЯ бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» является аллегорией. Таким образом, аллегория является развернутым законченным образом, а метафора, хотя четко и образно, показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета. 

           Аллегория и символы:

В отличие от многозначных символов, аллегории всегда имеют только одно значение. Это обусловлено тем, что аллегория создается не на основе ассоциативных связей между предметами и явлениями, а на основе логических отношений, освященных традицией. Аллегорические образы имеют, как правило, весьма отдаленное сходство с предметами, которые они «переименовывают». И общепринятые аллегории, и аллегорические образы, создаваемые писателями, чаще всего условные знаки тех предметов и явлений, которые они замещают, и очень близки с этой точки зрения к образам-эмблемам (такими образами являются, например, «лира», «венок», «кубок», «треножник» в стихотворениях Пушкина о поэзии).

Многие аллегории возникли из символов: это как бы «стершиеся», утратившие живую образность и новизну символы. Именно традиционность, общепонятность смысла превратила символы в аллегории. Например, образы древних сказок о животных (лиса, волк, заяц, медведь) были сначала символами нравственных свойств людей. Такими символами они остаются в фольклоре и сейчас. Позднее, когда эти образы стали широко использоваться в баснях и притчах, их иносказательный смысл получил традиционное, общепринятое значение. Символы народных сказок превратились в аллегории: в баснях лиса воспринимается как аллегория хитрого и жадного человека, волк и лев — грубого, властного и кровожадного, змея — коварного и подлого, ворона — аллегория глупца, заяц — труса, медведь — властного тупицы и т. д.

Из басен подобные аллегории легко переходили в сатирические произведения. Примером сатирических «сказок»-басен, в которых используются аллегорические образы, являются «сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Аллегории в них — важнейший элемент так называемого «эзопова языка», то есть языка политической сатиры, созданного в ответ на давление цензуры. Аллегории, близкие к басенным, — основа некоторых произведений М.Горького — «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Аллегорические образы создавали русские писатели в советскую эпоху. Как правило, популярность аллегорических иносказаний в русской литературе была вынужденной, спровоцированной запретами и ущемлением свободы слова.

Аллегории гораздо реже, чем символы, используются в литературных произведениях. Аллегорические образы кажутся в сравнении с символами холодными и рассудочными. Однако и они могут ярко выразить эмоциональный мир писателя. Веру в торжество справедливости выразил А.С.Пушкин в стихотворении «Во глубине сибирских руд...», создав аллегорический образ свободы, которая «примет радостно у входа» декабристов-каторжников. Аллегорические образы «челна», «вихря шумного», «таинственного певца» созданы в стихотворении «Арион». Аллегорией является образ «клинка, покрытого ржавчиной презренья» в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Поэт».

______________________________________

 Наш проект называется Алфавит и за каждым участником закрепляется какая-то одна буква. Именно на эту букву должно начинаться слово, аллегорию чего Вы представляете  в своём тексте.
Например, аллегория ПРАВОСУДИЯ - на букву П. Если Вы опишите дорогу, как жизненный путь, Ваша буква будет Ж. Жизнь. Аллегория Жизни - дорога. Как Вы будете и кем изображать то, что Вы представляете, к примеру, Правосудие, это Ваш выбор. Представление может быть многослойным, широко развёрнутым, но читаемым и узнаваемым. Читатель легко должен догадаться о чём идёт речь. Пишем, используя современный язык и знакомые символы. Иначе, Ваша работа высоко не будет оценена. Ваше иносказание будет бессмысленным.

Самого слова, начинающегося на Вашу выбранную букву, в тексте может и не быть! Но должно быть понятно, аллегорию чего Вы представляете. Это слово  - за кадром. ОНО МОЖЕТ БЫТЬ И В НАЗВАНИИ - но это не лучшее решение!

Внимание! В данном конкурсе количество НЕ имеет значения. Лучше будет, если Вы покажете одно иносказание, но ясно и чётко. Иначе, читатели запутаются.
===============================================

Итак, задание:

1) выбрать любую свободную на данный момент букву алфавита. Каждому участнику – одна  буква. На одну букву пишет только 1 участник. Сообщить о выборе буквы  ведущей в личные сообщения: http://www.stihi.ru/avtor/ignattur . По этому адресу также принимаются готовые произведения. Исправления возможны. Конкурс проходит анонимно. (Обязательно ведущая должна ответить, если не отвечает пишите или в ЛС Клуба ЗС или сообщайте в рецензии к этому конкурсу, что Вы желаете участвовать, но обратной связи нет. Мы исправим этот сбой)

2)написать стихотворение, отвечающее всем законам классического стихосложения с использованием АЛЛЕГОРИИ. Внимание! Не сама АЛЛЕГОРИЯ, как отвлечённый образ, а то, что она выражает, что за ней стоит - ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ на ВАШУ ВЫБРАННУЮ БУКВУ. То, на что пишется аллегория - начинается на выбранную букву!
 Верлибр и белый стих приниматься не будут.

3) в стихотворении должно быть от 8 до 32 строк. Размер строки - не более 6 стоп.

4) Стихотворение принимается новым,  ранее написанный и опубликованный текст будет сниматься с конкурса. Жанр Вашего произведения может быть любым!

5) Тема свободная, однако, стихи, призывающие к насилию, затрагивающие  острые политические вопросы, способствующие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, имеющие двусмысленное содержание с намёком на пошлость, будут отклонены. Также не будут приниматься тексты, содержащие слова тюремно-воровского жаргона.

6)стихи, бессмысленные по содержанию, приниматься тоже не будут.

КОНКУРС ПРОХОДИТ АНОНИМНО!

  Приём работ до 1 ИЮНЯ !!! После будет объявлено голосование, которое будет проходить частично анонимно, без имён. По результатам голосования будут разыграны призовые места:

1 место:  500 баллов
2 место:  400 баллов
3 место:  300 баллов.

(Если будет участников меньше 7 - значит, победитель будет определяться один. Приз - 500 баллов)
 
На данный момент принято стихотворений - 6.
Выбранные буквы алфавита: Д, Е, Л, М, П, С, Ч ...

Друзья, присланные работы можно всегда исправить! Присылайте, и исправления тоже! Если ведущая не отвечает в сообщениях, значит, они заблокированы! Сообщите об этом сюда о желании участвовать, но без самой заявки! Вас разблокируют для дальнейшего общения!

Да не покинет вас вдохновение! Удачи! Верю в Ваши таланты и трудолюбие! Жду!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.

Иллюстрация: Аллегория правосудия карающая несправедливость, 1737, французский художник Жан-Марк Натье(1685-1766, France)