Шести-, семи-, восьми-, девятистишие

Николай Александрович Жданович
ШЕСТИСТИШИЕ (СекстИна).

Шестистишие - СекстИна.
Есть строфа из шести строк,
И рифмовка их поныне
Для стихов имеет прок.

Есть схемы рифм ключевые:
Средь них АБАБАА,
Как парно-перекрёстные;
Подстать АБАБАБ,
Как чисто перекрёстные;
И есть АББАББ,
Как смежно-кольцевые.

«Как царство белого снега,
Моя душа холодна.
Какая странная нега
В мире холодного сна!
Как царство белого снега,
Моя душа холодна»
(В.Я. Брюсов)

Мы рассказали о СекстИне
Как об одной из сложных строф.
Она всегда была, и ныне –
Строфой, в которой шесть стихов.
Вернулись к ней мы по причине
Наличия другой СекстИны,
По Форме твёрдой и Большой.
К ней, значит, и подход другой.

Добавим  лишь, что мы отныне
В рассказе о Большой СекстИне,
Не от любви к лихой дивчине,
А проще чтоб звучало имя,
Будем звать её как Б. СекстИна.

Б. СекстИна – когда всего 6 строф,
И каждая из них – по 6 стихов.
Умножим 6x6, получим 36.
Это значит, в Б. СекстИне 36 стихов.

Сколько же конечных слов
В такой Большой СекстИне?
Оказалось всего шесть!
По какой такой доктрине?
Ведь должно быть тридцать шесть
Всех стихов конечных слов.

Вглядись внимательно в слова
В конце всех строк любой строфы.
И ты увидишь, что не зря
Набор слов из шести, –
Все шесть знакомых слов
Найдёшь в любой из шести строф.

Движенье по концам стихов
От первых  до последних строф
(Что для СекстИн приём не нов)
Влияет на созданье строк –
В любой строфе строк новых до 6-ти
По строгой схеме: 6-1-5-2-4-3.

Особенно заметен переход
Конечных слов на стыке строф: (1)
И в Б. СекстИне есть обычай свой:
Рифмовки схема в строфе одной
Не повторяется в любой другой: (2)

«Опять, опять звучит в душе моей унылой                (а)
Знакомый голосок, и девственная тень                (б)
Опять передо мной с неотразимой силой                (а)
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;                (б)
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!                (а)
Я устарел: и жить и чувствовать – мне лень.                (б)

Давно с моей душой сроднилась эта лень,                (б)
Как ветер с осенью угрюмой и унылой,                (а)
Как взгляд влюблённого с приветным взглядом милой,    (а)
Как с бором вековым таинственная тень;                (б)
Она гнетет меня и каждый божий день                (б)
Овладевает мной всё с новой, с новой силой.         (а)

Порою сердце вдруг забъётся  прежней силой;       (а)
Порой спадут с души могильный сон и лень;            (б)
Сквозь ночи вечныя  проглянет светлый день:         (б)
Я оживу на миг и песнею унылой                (а)
Стараюсь разогнать докучливую тень,                (б)
Но краток этот миг, нечаянный и милый…                (а)

Куда ж сокрылись вы, дни молодости милой,          (а)
Когда кипела жизнь неукротимой силой,                (а)
Когда печаль и грусть скользили, словно тень,         (б)
По сердцу юному, и тягостная лень                (б)
Ещё не гнездилась в душе моей унылой,                (а)
И новым красным днём сменялся красный день?   (б)

Увы!.. Пришёл и он, тот незабвенный день,              (б)
День расставания с былою жизнью милой…             (а)
По морю жизни я, усталый и унылый,                (а)
Плыву … меня волна неведомою силой                (а)
Несёт – Бог весть куда, а только плыть мне лень,    (б)
И всё вокруг меня – густая мгла и тень.                (б)

Зачем же, разогнав привычную мне тень,                (б)
Сквозь ночи вечныя проглянул светлый день?         (б)
Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень,            (б)
Опять передо мной явился призрак милый,              (а)
И голосок его с неотразимой силой                (а)
Опять, опять звучит в душе моей унылой?»              (а)
(Л.А. Мей «Секстина»)

***

СЕМИСТИШИЕ  (СЕптима).

Красивая и редкая строфа,
Но так сложна и вычурна она,
Что не желает с ней поэт творить:
Ни в оде, ни в балладе, ни в стихах
С любовью и мятежно говорить.

Но так, случайно, иногда
Появится, вдруг, Септимы строфа.
С седьмой строкой, и тоже не всегда,
Рифмуется то третья, то четвёртая строка:

«Скажи-ка дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(М.Ю. Лермонтов)

«Я стал не тем
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша»
(Сергей Есенин)

***

ВОСЬМИСТИШИЕ (ОктАва).

Восемь строк – строфа ОктАва.
Рифм тоже в ней не мало:
Из зафиксированных – три.
С рифмовкой строгой не шути:
Вся жизнь её в чередованьи
Мужских и женских окончаний.

Строфа удобная, спокойная,
Где гибкая, а где фривольная.
Века уже бегут в её судьбе,
Но всё ещё сильна в любом стихе
Со схемой рифм АБАБАБВВ.

«Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октАву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут:
Две придут сами, третью приведут»
(А.С. Пушкин «Домик в Коломне»)

«Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка  дубравы»
(А.Н. Майков «Октава»)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (Нона).

По числовым канонам
Она удачной быть должна,
Под именем красивым Нона –
Девятистишная строфа.

Сложить Катрен с Квинтетом
Поэтам многим удалось.
Лингвисты ждут ответа,
С рифмовкой им не задалось –
В расчётах нет просвета.

Им рифму твёрдую подай,
Рифмовки схему строгую.
- Спроси у Ноны и узнай,
Но ждать не стану долго я. –

Прошло сто лет. Ответа нет.
Учёный мир в прострации.
Придётся нам давать пример
По рифморегуляции.

«Мы разошлись на полпути,              (а)
Мы разлучились до разлуки              (б)
И думали: не будет муки                (б)
В последнем роковом «прости»,      (а)
Но даже плакать нету силы.               (в)  I5I
Пиши – прошу я одного…                (г)
Мне эти письма будут милы              (в)  I7I
И святы, как цветы с могилы, –         (в)  I8I
С могилы сердца моего!»                (г)
(Н.А. Некрасов «Прощанье»)

Стихотворение – строфа,
Рифмовка двухохватная.
Меж рифм стоит одна строка,
По счёту она – пятая,
Рифмуется с седьмой, восьмой,
Внутри второй – охватной.

«Отворите мне темницу,                (а)
Дайте мне сиянье дня,                (б)
Черноглазую девицу.                (а)
Чёрногривого коня.                (б)
Дайте раз по синю полю                (в)  I5I
Проскакать на том коне;                (г)
Дайте раз на жизнь и волю,            (в)  I7I
Как на чуждую мне долю,                (в)  I8I
Посмотреть поближе мне…»           (г)
(М.Ю. Лермонтов)

А здесь строфа чуть-чуть иная.
У первых четырёх стихов строфы
Рифмовка может быть любая –
И перекрёстная, и кольцевая…
Зависит всё от мастера руки.

А после них вновь пятая строка
Рифмуется опять с седьмой, восьмой.
И это уже правило, пока
В поэзии высокой и простой
Не повстречаем практики иной.

В поэзии важны все правила:
С тем, чтобы Нона своенравная,
Как и ТерцИна благонравная,
Средь строф других свои оставила,
 
 
Что значит: правила свои,
Где есть девятистрочные стихи.
Оставила свой яркий след и дух,
Напомнив о себе лингвистам вслух.

***

Продолжение следует ...