Благословен святое возвестивший!..

Евгений Бор-Абрамович
         


Благословен святое возвестивший!
Но в глубине разврата не погиб
Какой-нибудь неправедный изгиб
Сердец людских пред нами обнаживший.
Две области: сияния и тьмы
Исследовать равно стремимся мы.
Плод яблони со древа упадает:
Закон небес постигнул человек!
Так в дикий смысл порока посвящает
Нас иногда один его намек. 


       * * * * * * * * *   




                Примечания:




       "Впервые напечатано в „Современнике“ 1839 года, т. XV, стр. 157, вместе с другими двумя стихотворениями „Были бури, непогоды“ и „Ещё как патриарх не древен я“ под общим заглавием „Антологические стихотворения“ и с подписью Ев. Баратынский. В копии сборника „Сумерки“, представленной в цензуру (эта копия хранится в Казанском архиве), последний стих читается:

Нас, в страх ему, один его намек.

      Мы приняли предложение В. Брюсова — после неправедный поставить запятую, т. к. „Баратынский говорит о неправедном, т. е. порочном человеке, сохранившем в глубине разврата живую душу, дар творчества. Такой человек раскроет перед своими читателями новые тайны души, особый изгиб сердец. Наблюдению и изучению подлежат обе области жизни: и свет и мрак, и добродетель и порок. Близкие к этому мысли Баратынский развивает и в предисловии к Наложнице. В своих произведениях он сам хотел принести откровения из области тьмы; в этом отношении замечательно, что почти все герои и героини его поэм — люди падшие, отвергнутые обществом: Эда, княгиня Нина, Елецкой, Цыганка Сара...“ („Русский Архив“, 1899 г., 11 выпуск, стр. 437—446, „О собраниях сочинений Е. А. Баратынского“).

       Издателями отнесено это стихотворение к 1835—1842 гг.; между тем очевидно, что его нельзя отодвигать дальше 1839 года, т. к. в этом году оно уже было напечатано в „Современнике“. . .