эссе

Ольга Троепольская
    Рушилась вся система его философских ценностей - рушилось буквально все, вся аксиологическая система, на которой держался его маленький мир, заключавший в себе все его мировоззрение. 

  Из его жизни ушла она - и мир рухнул, но казалось, что весь мир - ушла она, а других женщин ему не надо.
   Почему-то единственное, что запомнилось ему в ее образе, были длинные, как прутья, ресницы.. В памяти всплывало только это. Любил ли он ее? Он и сам не мог ответить на этот вопрос, хотя "любовь - игра, а вечность - иллюзия". Для него, наоборот, была иллюзией любовь, а вечность. Что вообще есть вечность? Для него концепт вечности вообще был заключен в рамках формулы "Я-она" (и больше никого). Странно, что механизмы памяти работали так алогично, он знал ее больше, чем вечность (лет 10, наверное, но при этом, ее лицо, черты совершенно не отпечатались в его памяти.
    Он помнил ее лишь на уровне бессознательного, в подсознании,а сознание все время вытесняло ее образ. Почему?
    Он никогда не предлагал ей стать его женой - Почему? Не видел смысла. Он даже смысла своей жизни-то не видел, хоть французские экзистенциалисты именно так и уверяли, что смысла смысла жизни нет. Значит искать его бесполезно. Жизнь слишком проста и слишком сложна для этого одновременно.
    Она была не просто его любовницей, с ней он мог обсуждать единственное, что волновало его порой - в длинные вирши с французским вином - имеет ли жизнь логическое обоснование, можно ли ее познать...Или она абсолютно непознаваема.А еще -идеалистическую философию Платона и категорический императив Канта,смысл (!)  которого он так и не понял. Но главное, что его увлекало - философия абсурда, 









экзистенциализм, теории Фрейда. Весь мир и его жизнь казались ему абсурдными.









Например, зачем он встречался с этой женщиной.которая, как опиум, своими едкими



 Алоги чными высказываниями отравляла ему жизнь? Но и без нее представить свое сущеставование... не мог... просто не мог. И в этом смысле ему были близки идеи Кафки, Гессе, Ницше (Философия жизни). Она не понимала смысла многих произведений Гессе, Кафки, не любила Камю, а от "Тошноты" Сартра ее тошнило по ее признанию,но  она, как ему казалось, обладала каким-то тайным знанием (может, именно им обладали Платон и соеристы... И менно это знали жители затонувшей Атлантиды, может, именно поэтому онп затонула в пучинах морских.
    Он все пропускал через идеи философии, и тогда и психология, и история (например, греческая драматургия и ахейская культура) - все картины жизни "оживали" в его иллюзорном мире, в котором их было две, в котором была сама вечность...и иллюзии... и тогда картины "оживали" в его сознании, поблекли без нее.
         Ты мне вечно будешь сниться,-
         Я сказал вдруг невзначай-
         Твои черные ресницы
         Обжигают словно чай.
    Сниться...Она единственно теперь стала сниться ему: ее образ, ее колкие цитаты о Сартре. Феномен сна, он судорожно вспоминал, что писал об этом Фрейд - почему ему во сне приходил один и тот же образ: память не могла вытеснить его.
    Может. он действительно как-то       любил ее (или любил свою собственную философию, которую создал вокруг нее). Но временами ему хотелось "выйти" из  этого ф       мира - покончить с собой, так как            - зачем жить      жертвой, все равно жизнь абсурдна. Хотелось убить и ее... За ее улыбку и даже афоризмы про бессмысленность (а что вообще такое смысл?)экзистенциализма Сартра - апология смешанного чувства.
    Он долго, бесцельно бродил по Монмартру...Видел массы лиц, которые расплывались, как на картинах импрессионистов.Точно! Мысль, словно молния, сверкнула в его раскаленном сознании... Сегодня же последний день выставки импрессионистов: Моне, Ренуара, Писсаро,Дега... А ведь он так хотел взглянуть на полотно Делакруа "Свобода, ведущая народ" (хотя интерпретация автором свободы не совпадало с его восприятием), а также "Руанский собор" Моне. Собор в разные часы сут он менял свое очертание и облик, подобно настроению и взгляду его-больше -не- возлюбленной, чей темный силуэт он видел в каждом нефе этого механизма готических сплетений. Вот почему он так любил (хотя "любил" не то слово) именно Руанский собор...
    Кстати, ее глаза не улыбались, когда улыбка озаряла ее лицо... Кажется: об этом уже было сказано где-то. Он не мог вспомнить где... Кто-то уже пережил это в другом измерении.
    Но сегодня он точно уже не успеет на эту выставку...
    И весь Монмартр плыл в его сознании, как на картине Моне:.. асфальт уходил из-под ног, границы размывались, а люди казались штрихами...
    И не мог отыскать ее, она ведь ушла навсегда, оборвала все нити, оставила записку на его письменном столе в кабинете, наполненном старинными книгами и и философскими очерками: " Я не могу так".. И растворилась...Так? Как? Жить в этом абсурдном мире он тоже не мог,отыскать ее: она ведь ушла навсегда, оставила записку на его письменном столе в кабинете, наполненном старинными книгами и философскими очерками: "Я не могу ТАК"... И растворилась...ТАК? Как? Жить в этом абсурдном мире... Но!! он тоже не мог,  тем более без нее. И НИцше,