Стихотворение месяца 85 - обзор Анонимного Арбитра

Тм Гуси-Лебеди
Приветствую вас, авторы-конкурсанты, и поздравляю всех с наступающим праздником Победы! Здоровья и вдохновения!!!

1. "Карантин"

Манит улица меня, но на улице проказа
Тихо рыщет, ищет жертв, развлекается вовсю.
Обернулся дом тюрьмой – без суда я был наказан,
Запечатан сатаной в карантинный скучный сюр...
 
Мне не лезет гречка в рот, и тушёнка надоела;
Опостылел потолок: душу давит словно пресс.
Маринуются в тоске за неделею неделя,
По стене змеёй ползёт ядовитый демон – стресс.
 
Перечёл десятки книг и защёлкал пультом телик,
О проблемах бытия дискутирую с котом;
Страшно форточку открыть – как бы зло не залетело
И меня не замело в деревянный макинтош...
 
Манит улица меня... Я гляжу заворожённо
На деревья и траву, на гуляющих собак.
Как прекрасен за окном этот город заражённый,
Где чума чеканит шаг, а врачи идут ва-банк.
-----------
Интересное стихотворение. И в плане художественности – множество прекрасных рифм, в т.ч. авторифм (ищет-рыщет, перечёл-защёлкал - респект!), и в плане эмоционального воздействия. Вот, вроде бы, про коронавирусную заразу написано, а… не страшно)) И даже некая ирония просматривается в речи этого литературного героя (Я гляжу заворожённо На деревья и траву, на гуляющих собак… и т.п) Видно, что автор – не новичок в поэзии: умело применяются метафоры и различные стилистические фигуры, аллитерация+ассонанс (…где ЧумА ЧекАнит шАг, А враЧи идут ва-бАнк).
Спасибо, автор, порадовали старика.
5/5
*****

2. "Летай!"

                Помнишь состояние души,
                когда взлетаешь?
                Не телом - нет,
                душою воспаряешь!
            
Бывало раньше, что весною
Лишь только я глаза открою,
И тёплый ветер из оконца -
Лечу, лечу навстречу солнцу.

А что теперь? Уж час который
Брожу по дому, через шторы
Смотрю на мир я безучастно -
Где радость, где полёты, счастье?

Скрипучий голос - это старость -
Немного радости осталось.
Отменены твои полёты.
О чём ты? Что ты? Что ты? Что ты?

Я не прошу ни серебра, ни злата.   
Лишь радости немного, как когда-то.

Ну что же, я тебе поверю
И пред тобой открою двери -
Там радость, чудеса за ними.
И это чудо не отнимут.

Перо, бумага и терпенье,
А заодно и вдохновенье -
Отыщешь радость ты в Стихире.
Да не метайся по квартире!

Стиха науку познавай и
В омут головой, а хочешь - в Рай.
Летай!
-----------
Мда… где же взять это вдохновенье?..
Эпиграф банален, а ещё это взлетаешь-воспаряешь…эх.
Такое впечатление, что литературный герой всё стихотворение ведёт диалог с кем-то, но вот с кем… Может быть, сам с собой?
- Ну что же, я тебе поверю
И пред тобой открою двери – кому «тебе поверю»? старости, на которую пеняет ЛГ перед этим?
- О чём ты? Что ты? Что ты? Что ты?
- Да не метайся по квартире! – прямо раздвоение личности какое-то))
Не понял, почему, познав науку стиха, надо - в омут головой? А тем паче – в рай?
3/2
*****

3. "Дорога Севастополь — Форос"

Где же ты, маленький домик,
С брызгами моря на завтрак.
Сонны пустынные пляжи,
Снег их покроет завтра.
 
Яркими пятнами сосны
Серый пейзаж освещают.
Где же ты, маленький домик,
Я уже не различаю...
 
Сколько минуло вёсен
С той, обжигающе юной,
Солнечной и беспечной,
Сколько? Не вспомнить дюнам.
 
Скупо здесь время мерит
Спящий каменный рыцарь*,
И можжевельник древний
Ответ на него не отыщет...
---------------------
*Спящий рыцарь — гора в окрестностях Ласпи.
-----------
В стихотворении бесспорно, и художественность есть, и своя изюминка – в ритмике стиха (спондеи), в холостой оконечной рифме чётных стихов.
Где же ты, маленький домик,
С брызгами моря на завтрак. – ну, разве не красиво? Не изящно? Прэлэстно!
И даже однокоренная рифма «завтрак-завтра» не царапает, а как бы даже к месту.
Эмоциональное воздействие: после прочтения осталась лёгкая светлая грустинка.
4/5
*****

4. "Актриса"
 
Опущен занавес... звучат аплодисменты,
Довольны зрители финалом новой пьесы,
Из ложи слышатся актрисе комплименты,
Игравшей роль невозмутимой баронессы.

На реверансы выходя и на поклоны,
Актриса вежливо автографы давала,
Цветы бросая знатной диве, восхищенно
Кричала публика -Брависсимо!- из зала.

Лицо сияло ослепительной улыбкой,
Но вот безмолвие гнетущее во взоре
И хрупкий стан, чуть схожий с плачущею скрипкой,
Внушали явственно, что где-то рядом горе.

Домой актёры утомлённые спешили ………(зпт пропущена)
И лишь её никто не ждал в пустой квартире,
А завтра утром, до спектакля, на могиле
Она цветы свои оставит дочке Ире...   ………(свои – точно не к месту!)

...Заполнен зал, погашен свет, аплодисменты...
-----------
Не плохая задумка (сюжет), хоть и не новая.
Сияние ослепительной улыбки не вяжется с гнетущим безмолвием во взоре, к тому же автор сравнил ЛГ с плачущею скрипкой. Хрупкий стан можно сравнить со скрипкой, не спорю, но вот с плачущей… Это как сравнивать шершавое с горьким.
3/3
*****

5. "Бабы тают"

Сыплет январик снегом, хмурый и непригожий.
Снег полетит-растает, словно в каком-то марте.
Бабу смешную слепим, праздники подытожив.
Баба осядет набок, выказав свой характер.
Чем же, скажи на милость, снежной не угодили?
Сильные ветки-руки, угли-глаза с подводкой.
Мы, как могли, старались. Вышла не баба – диво.
Нос из морковки свежей очень изящно воткнут.
Голову запрокинет, руки протянет к небу,
томно закатит глазки баба, что мы слепили.
... Плещется солнце в тучах, как молодая нерпа,
балуясь, поджигает скудной зимы опилки.
Я разгадать стараюсь странные бабьи жесты.
И почему-то сердце гулко стучит под майкой.
Видно, у бабы снежной, как у любой из женщин,
с логикой непорядок – таю, но не ломаюсь.
-----------
Класс! Такое тонко-философское стихотворение! Всё построено на образах-чувствах. Особенно концовка с этим точным (!) определением: женщины - они сильные, как кремень. Таять могут (от радости, от горя ли), НО не ломаются.
Чудесные рифмы, респект)) И художественность на высшем уровне, настоящая, авторская. Спасибо.
5/5
*****

6. "Стадо"

Стадо – не общество.
Разницу надо
всем уяснить бы.
И сущность расклада.
 
Место-то общее -
место под солнцем!
Стадо – в хлевах: там,
где нет и оконца.
 
Смрад и зловоние.
Глотка химеры*
входом там служит.
Любви нет и веры.
 
Проблески разума:
как выжить стаду?
Сбиться бы кучкой,
сплотившись зад к заду.
 
Те, кто с рогами здесь-
авторитеты...
Стань гражданином!
Талант есть? – Поэтом!

И вспоминайте
премудрый секрет:
стада не сделать из граждан.
Нет! Нет!
-----------------------
* Термин «химера» в теории этногенеза введён Львом Гумилёвым. Химеру можно охарактеризовать как общность выпавших из этносов людей. В ней господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений. В отличие от этноса химера не может развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии распадаясь. Возникшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициаторами кровопролитных конфликтов, либо химера становится жертвой соседних этносов.
-----------
Не понял, что хотел сказать автор этим стихотворение? Что донести до читателя? Что мы – не стадо? Ну, спасибо, а раньше я как-то сам и не догадывался))
- Те, кто с рогами здесь -
авторитеты... – странное какое-то утверждение. Козлы – они и в Африке козлы.
- Стань гражданином!
Талант есть? – Поэтом! – а почему именно поэтом? А если у меня кулинарный талант, или дизайнерский?
Концовка улыбнула, детская какая-то с этим «нет-нет», как у пионера с трибуны. И всё стихотворение построено «а-ля речёвка», причём двустишиями, а не катренами.
Стадо – не общество. Разницу надо
всем уяснить бы. И сущность расклада.
 
Место-то общее - место под солнцем!
Стадо – в хлевах: там, где нет и оконца. …..и так далее.
(Кстати, а вы бывали в хлевах? Там есть окна, уверяю вас))
У меня закрались некоторые подозрения, что автор хотел просто познакомить читателей определением слова «химера».
Но в чём я точно уверен – это стихотворение не для этого конкурса.
2/1
*****

7. "Они"

Так вот и жили они две тысячи долгих лет:
просыпались в одной кровати, кипятили на кухне чай,
потом смотрели кино, ели суп в обед,
ей нечего было сказать, да и он молчал.
Маршрут до шага выверен – работа и магазин.
Соседи даже не знали толком, как их зовут.
Она всерьёз считала – её мужчина неотразим,
следила за ним с балкона, если вышел на пять минут.
Он дом не построил, деревьев не посадил,
но были два сына, не хватавшие звёзд с небес.
Доживший чудом до возрастных седин,
зевал от безделья его подреберный бес.
Пылился на полке десяток ненужных книг,
в халате сатиновом высохла жизнь давно.
И смертной скукой веяло так от них,
что день весенний повесился за окном.
-----------
С первой строки вопрос к автору: почему две тысячи лет? Не понял на что намёк. Что эти двое так долго друг с другом, что уже и состарились? Неуместная гипербола, на мой взгляд.
Смертная скука, конечно, показана и прочувствована, но… как-то скучно. Простите за каламбур)) Неужели в жизни этих людей не было ничего хорошего, светлого, кроме двух сыновей, упомянутых вскользь? Увы, не верю.
4/2
*****

8. "Мальчишка"

Живёт во мне мальчишка с давних лет,
То попритихнет, то раздухарится,
Домой вернётся в мокрых рукавицах,
В снежки играя сверстникам вослед.

На спор возьмётся сплавать за буйки,
Сезон купальный начиная в мае...
Качают головами, осуждая,
Ровесники его, сплошь старики.

Устанет мой мальчишка и уснёт,
Тогда я сам, едва угомонившись,
Корю его: "Старик, уж это слишком,
Не забывай про возраст, обормот!"

Он "существует - и ни в зуб ногой",
Творит, что хочет, не спросясь, не споря,
И с ним легко сосуществуют море
И все, что приключается со мной.
-----------
Я позавидовал этому «старику», чесслова)) Так держать!
На первый взгляд – простенькое стихотворение, но какое же хорошее, озорное, позитивное!
Спасибо, автор.
5/5
*****

9. "Зона риска"

Я прописался в зоне риска,
Разубеждать - напрасный труд.
И та, с косою, где-то близко -
У нас подолгу не живут.
 
Лимит присутствия  исчерпан,
Всё по заслугам и труду.
И для меня, пожалуй, черти
Там припасли сковороду.
 
Ведь я всегда ходил по краю,
Домашней лености назло,
Да и теперь судьбой играю,
Хотя, отчасти, не везло. ………(расхождение временных глаголов:
либо «играю-не везёт», либо «играл-не везло»)
 
Промчалась целая эпоха,
Дела подспудные верша.
Работал, вроде бы, неплохо,
В заначке только ни шиша.
 
Не так давно друзья приснились,
Жаль, новой встречи не дано:
На то, как видно, Божья милость –
Их в этом мире нет давно.
 
И я устал от жизни пресной:
На всё наложено табу.
Быть может, вирус неизвестный
Вдруг сам окажется в гробу?
 
И выйдут на свободу люди
Из опостылевших  квартир...
Наверно, нас тогда не будет,
А вы рискуйте, стройте  мир.
-----------
Здоровья вам, уважаемый автор! Берите пример с №8))
/одно замечание – по тексту/
4/4
*****

10. "За месяц до войны…"
                (Из воспоминаний мамы)

Ура! Мы едем в *Горький мне за платьем
На газике в ближайший выходной…
И вот желанный свёрточек в объятьях.
А в сквере пахнет липой и весной…
 
Цветут жасмины пышно... карусели
Навстречу утру тёплому спешат.
На разноцветных лодочках-качелях
До самых облаков летит душа,
 
Любуясь лёгким платьицем из ситца,
Что в небе распускается цветком.
В пшеничных косах солнце золотится…
А сколько ждёт заманчивых – потом -
 
Пломбир! Ситро шипящее в стакане!
Медальки - настоящий шоколад!
И эта фотография "на память" -
Я помню тот горящий счастьем взгляд
 
Девчонки в платье с бантом и панаме,
Родителей, что были так юны.
Как звонко хохотали папа, мама
На снимке том за месяц до войны...
***
Отца мы до просёлка провожали...
Он не пришёл назад... война... вина-ааа.
В шкатулке три письма и две медали,
И фото: мама, папа, я, весна...
-----------
Не прочиталось у меня это – вина-ааа… Понятно, что винОЙ война. Но получилось, что вина именно на папе, не пришедшем назад. И «-ааа» походит не на стон, а на какое-то пение.
Уж, лучше - Он не пришёл назад... войны вина… имхо.
4/4
****

11. "Озорник"

Мелкий смерч предгрозовой
пляшет на дороге.
Поднял пыль над головой
и опавшею листвой
запорошил ноги.
 
На обочине траву
сплёл в тугие косы.
Распугав лягух во рву,
продолжать свою игру
Ускакал в покосы.
 
Там стерню он причесал,
делая укладку.
Заглянув на сеновал,
клочья сена покидал
просто по порядку.
 
И потом почти исчез:
скошенное поле
пересёк, а дальше лес –
ели, сосны до небес –
сдрейфишь поневоле.
 
Но слегка подстилку взбил –
хвойные иголки.
Дождик лишь заморосил,
смерч, не тратя больше сил,
спрятался под ёлкой.
-----------
На обочине травУ сплёл в тУгие косы.
РаспУгав лягУх во рвУ, продолжать своЮ игрУ
Ускакал в покосы. ………– классно!
И вообще – замечательная пейзажная зарисовка, смерч получился живым и по-детски добрым.
5/5
*****

12. "Шопен"

                — Was suchen Sie hier? (Что вы здесь ищите?)
                ...Мы миновали комнату, которая по всем признакам
                когда-то была столовой, и вошли в следующую,
                где у стены стоял рояль. Офицер указал на него рукой:
                — Сыграйте что-нибудь.
                Владислав Шпильман "Пианист"

И когда, задыхаясь в руинах домов обветшалых,
Город вдруг замолчал, неспособный подняться с колен,
На подмостках распятых домов осквернённой Варшавы,
Тишину прорезая, заплакал ноктюрном Шопен.

Где оставил я прежним себя, город помнил едва ли.
Сколько разных смертей обошёл и обугленных стен?
В слабых пальцах дрожащих печальные звуки рояля.
Город будет молчать, пусть сегодня играет Шопен.

Пусть опять оживёт в голове довоенное лето,
Где живые - не мёртвые - сёстры, и братья, и мать,
Где ещё нет в помине войны и варшавского гетто.
Только как же непросто об этом теперь вспоминать.

Город мой обречён, перерезаны руки и вены.
Нет ни крошки еды, с каждым часом труднее дышать.
Только в пальцах всё так же неистовы звуки Шопена.
Здесь навеки оставлены сердце его и душа.

...И когда отзвучало ноктюрна печальное эхо,
Было некому крикнуть когда-то привычное "бис".
Немец долго молчал, он на службе был в городе этом.
Но оставил мне свёрток с едою: "Живи, пианист".
-----------
Бесспорно, музыка оказывает огромное влияние на человека, воздействуя на его эмоциональное состояние. Но если «заплакал ноктюрном Шопен», то есть музыка была печальной, как же под неё оживает «безоблачное» довоенное лето???
И ещё: проведена параллель между Шопеном и войной, которая к этому гениальному композитору не имеет, ну, никакого отношения.
Да, Шопен родился близь Варшавы, но в зрелые годы и до самой смерти жил и работал во Франции. Похоронен во Франции, сердце замуровано в колоне церкви Святого Креста в Варшаве.
Офицер оставил Шпильману сверток с едой не потому, что тот сыграл именно Шопена, а за его гениальную игру.
4/4
*****

13. "Ветеран"

Одинок, как утёс, как ветер,
Схоронил и жену, и детей,
Ветеран девяностолетний,
Обманувший десяток смертей.

В сорок первый вступил солдатом,
Не успев повзрослеть, полюбить,
Сразу в бой - нет пути обратно...
Жизнь на фронте, что тонкая нить.

Сколько раз он прощался с небом,
С домом отчим, с родимой землёй,
С краем тем, где ни разу не был,
Но стремился заветной мечтой!

И мечта птицей в руки села:
Весь израненный, но живой,
Счастье встретил он в хатке белой
С чёрной вкруг головы косой.

И с момента того молился
Богу сущему, всем святым,
Чтоб земной его век продлился,
Но не дольше, чем у родных.

Но судьба, как всегда, капризна...
Он терял сердцу милых людей,
И от каждой незваной тризны
Становилось больней и больней.

Ветерану лишь май был светел,
Душу тешила мысль одна:
Процветает на белом свете
Защищённая им страна.
-----------
Счастье встретил он в хатке белой
С чёрной вкруг головы косой. – это что за хатка с косой вокруг головы??? Непростительный ляп, уважаемый автор!
4/3
*****

14. "Чумной и одичалый"
 
Ещё студёным отражают тени,
Но призраки рассерженных цветений
Покрыли побережья городов.
Отбросив корни, распуская почки,
Шальной мечтатель вырвался из почвы,
Растение в себе переборов.

Вот он стоит, чумной и одичалый.
Его земля внезапно укачала,
Но как же он земной болезни рад!
Зашкалил градусник извечных истин,
И запах смерти в перегное листьев
Рождает новой жизни аромат.

Межгубный воздух напряжён и плотен,
Пока мечта, достойная полотен,
Не дышит воплощением. Пока
Она глядит, увязнув в тайном чувстве,
Опережая дежавю безумства
На полпути от вздоха до глотка.
-----------
«Отбросив корни» прозвучало, как отбросив копыта)))) Простите, автор, вот так рассмешило. Может быть, уместнее будет – раскинув корни, распуская почки…
- Шальной мечтатель вырвался из почвы,
Растение в себе переборов. – а почему переборов в себе растение? Как я понял, семя проклюнулось и начало расти! Или нет?
Межгубный воздух – видимо, это между створками листьев или лепестков, или соцветий? И всё же неудачный неологизм, имхо.
А в целом – много интересных авторских находок))
4/4
*****

15. "Где же ты?"

Где же ты бродишь, мой суженый-ряженый,
Как мне тебя отыскать?
Годы идут чередою отлаженно,
Больше не пишем мы письма бумажные,
И не такими становятся важными
Чувства. Их лучше скрывать.
 
Вот и живу я с теплом нерастраченным,
Без настоящей любви.
А половинка, что мне предназначена,
Всё перепутала, переиначила,
Будто бы, я ничего и не значила.
Что же, зови не зови...
 
Видно судьбою мне так предначертано –
Век оставаться одной.
Кошка, собака и пупс гуттаперчевый,
Только они каждым прожитым вечером,
Слушают молча и очень доверчиво
Ложь, сочинённую мной.
-----------
Женское, горькое… эээххх…
Хороши рифмы, и ритмика стиха интересна. Спасибо, автор.
5/4
*****

16. "В фильме-апокалипсисе человечеству страшно только вначале.
     Потом привыкает. Всё как в жизни"

надо бы набело — не было времени
временно
нагло бы наголо — вырастить заново
загнанны
 
вот оно — выпало
вечности весточка
выждала
задано — выживи
силы последние
выжали
 
так растолкуй сам себе
растолкай себя
разве мы
долгом ли делом ли радостью ранами
разные
 
разово — расами верами верностью
взвесили
войнами воинами нашими-вашими
важно ли
 
не было времени
вместе мы загнанны временно
вот оно
выпало
наголо
заново
вместе мы временно
вместе бы
вместе бы
 
вместе быть
-----------
Вау! Вот ОН – образчик стихотворения, где не нужны ни точки, ни запятые и т.п. Они только всё испортят. Смыслов в каждой фразе даже не два, а поболее.
Сплошная аллегория, короче.
А как звучит! Читаю и чеканится. (как у Маяковского)))) Эмоциональное воздействие зашкаливает, спасибо, автор. И, кстати, над таким стихотворением работаешь не день и не два.
5/5
*****

17.  "Тревожное"
 
Ненастный день, и некуда пойти,
и карантин, и никуда не деться.
Тревоги тень, и полдень без пяти,
и птахой за грудиной бьётся сердце.
 
Работать. Не бояться. Не болеть.
Варить овсянку детям. Мыть посуду.
Читать стихи. Мечтать. Смотреть балет.
Не знать, что смерть поблизости, повсюду.
 
Не раскисать, когда в груди горчит,
когда надавит страх тяжёлой лапой.
Не верить, что не справятся врачи,
что смерть придёт за мамой и за папой.
 
Любить. Творить. Не видеть в новостях
причины жить, от ужаса немея,
Не говорить "мы все умрём" гостям.
Не превращать в поминки юбилеи.
 
Не ждать беды, не злиться на судьбу.
Вдыхать в детей уверенность и нежность.
Пусть все напасти сгинут и пройдут.
Пусть будет всё мечты и яви между.
-----------
Вот начитаешься таких стихотворений и начинаешь тревожиться. А не как раз наоборот))
- Пусть будет всё мечты и яви между. – между чем? Между напастями и бедами?
Перечислений в достатке, а вот художественности нет совсем, увы.
3/3